January 17, 2023, 04:49 AM

Роспотребнадзор: банки продолжают навязывать допуслуги при кредитовании

Банки продолжают навязывать потребителям услуги страхования и иные дополнительные услуги при кредитовании, не предоставляя потребителю возможность выразить согласие или отказ от дополнительных услуг. Об этом говорится в ежегодном отчете Уральского управления Роспотребнадзора.

Как происходит обман потребителя? Банк не отражает услуги страхования/дополнительные услуги в заявлении о предоставлении потребительского кредита, не учитывает плату за услуги страхования/дополнительные услуги при расчете полной стоимости кредита.

«Таким образом, услуги позиционируются банком как полностью независимые от кредитования. Между тем нарушаются основополагающие требования закона – необходимость отражения в заявлении о предоставлении потребительского кредита стоимости услуг и обеспечения возможности потребителя выразить согласие или отказ от предлагаемых услуг», – говорят контролеры.

Кроме того, в таких случаях отсутствуют варианты предоставления потребителю варианта кредитования на сопоставимых условиях. Примечательно, что при якобы независимом характере услуг страхования и кредитования в договоре страхования банк в подавляющем большинстве случаев оказывается в числе выгодоприобретателей. Отметки о согласии заявителя проставляются на компьютере самим специалистом банка; стоимость услуг в заявлении о предоставлении кредита также не отражается.

Более того, в банках, как правило, разработаны различные виды кредитования в зависимости от согласия или отказа заемщика потребителя от услуг страхования. Между тем потребителю не всегда предоставляется полная информация об альтернативном варианте кредитования, не разъясняется возможность самостоятельно застраховать риски в иной страховой компании. «А в ряде случаев разница между процентными ставками по кредитам со страхованием и без страхования носит дискриминационный характер», – говорится в отчете ведомства. Для увеличения кредитных обязательств граждан перед банками им навязываются различные виды дополнительных услуг. Как правило, граждане не информируются о включении дополнительных услуг в общую сумму кредита, более того, в навязанных услугах потребители не нуждаются.

Среди других нарушений банков, ущемляющих права потребителя, также выявляются условия, предоставляющие банку право на одностороннее изменение условий договора, и условия, позволяющие банку передавать персональные данные потребителей третьим лицам.

Банки часто допускают нарушения, когда речь идет о предоставлении финансовых услуг в торговле, в том числе в автосалонах, в магазинах бытовой техники. Например, не всегда в полном объеме предоставляется информация о кредите, предоставляемом для покупки товара, навязывается страховка, иные дополнительные услуги за плату.

Всего общее количество обращений граждан в области финансовых услуг, рассмотренных Управлением в 2021 году, составило 734, что на 22,2 % меньше, чем в 2020 году, говорится в отчете за 2021 год. Ранее ЕАН рассказывал о выявленных ведомством схемах обмана покупателей автосалонов.

 Юрист назвал самые известные уловки мошенников для обмана пенсионеров 

Ольга Несдающихся

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+