March 11, 2020, 02:40 PM
Григорий Лейба

«Руки прочь от рулевого!»: почему «Автомобилист» вылетел из плей-офф КХЛ. Мнение Григория Лейбы

Позволю себе небольшое предисловие. Прямо сейчас я смотрю на текст, который вы, надеюсь, прочитаете ниже, и понимаю, что как я ни старался его перекроить, в конечном итоге получилась апология. Защитное слово к работе Андрея Мартемьянова в минувшем для нас плей-офф.

Сомневаюсь, что Мартемьянов нуждается в «адвокате». Особенно в «адвокате» из числа журналистов, беспощадно, а порой и бесцеремонно критиковавших его работу в этом году. Мы не забыли сказанного. И не забираем своих слов назад.

Но этот плей-офф проиграл не тренерский штаб. Разберемся почему.

«Сибирь». Еще на протяжении сезона «шоферы» трижды обламывали зубы об эту консервную банку. Соперник – отвратительный, или, как принято говорить, «неудобный». Из тех, кто не играет сам и не дает играть другим (это тоже стиль, и его следует уважать). «Снеговики» почти не открываются, не лезут вперед и доброй, размашистой атаке предпочитают укрепленный до неприличия тыл.

Первую линию обороны «Сибирь» выстраивает едва ли не в средней зоне – усилиями собственных форвардов. Проваливаются нападающие – в бой вступает гвардия из тщательно подобранных защитников. Работа в чужой зоне – строго на контратаках, и новосибирские финны – известные мастера в этом вопросе. Дыр, куда можно было бы ворваться командам, исповедующим «вертикальный» скоростной хоккей, нет.

 «Оценка – неудовлетворительно»: Андрей Мартемьянов подвел краткие итоги сезона для «Автомобилиста» 

В нашем случае пустоты появились только в четвертом матче, когда «снеговики», подогреваемые родными трибунами, едва ли не бессознательно начали играть против свердловчан встречным курсом – «по-честному». Конец был предсказуем – «Автомобилист» тут же воспользовался пространством и накидал раздухарившемуся сопернику полную авоську (5:1, единственная победа «шоферов» в серии – зато какая!)

Отвлечемся. Вспомним состав «Автомобилиста» на первые игры плей-офф, в частности, первые три пары екатеринбургских защитников: Гуркин – Василевский, Батыршин – Мамкин, Березин – Трямкин. Будем честны, единственная «двойка» из этой компании, способная заметно перешагнуть планку «выше среднего», – это Алексей Василевский и Никита Трямкин. Последний то ли поймал «звезду», то ли просто переживает кризис по неведомой нам причине. Этого следовало ожидать – парню 24 года. Позднее в обойму добавился Денис Бодров, но он – заложник собственных травм, чего опять же следовало ожидать от возрастного игрока.

Журналисты задавали вопрос по защитникам по окончании прошлого сезона. Задавали его на пресс-конференции перед сезоном. В последний раз задали в ноябре (дальше не было смысла, лавочка закрылась). Ответы были пространными, а итог – неутешительным: четыре из пяти легионерских слотов были отданы под нападающих. И команда рванула с «шашками наголо», в буквальном смысле с голой задницей.

Сейчас вы скажете: «Притормози-ка! Ты только что рассказывал нам, что «Сибирь» отсиживается в своей зоне, играет от обороны и проблема в том, чтобы ее взломать. Так чего это ты запел басни про наших защитников?» Спокойно. Сейчас объясню.

«Открывашек» для банок типа «Сибири» существует, по сути, три.

Первая – горизонтальный хоккей. Тот, который смотрели наши деды по черно-белому телевизору. Тот, который, как известно, «нам нужен». Советский – значит лучший. И так далее. Но эпоха ушла. Вслед за мастерами ли, или мастера ушли вслед за эпохой – неважно. В «советский» хоккей сейчас не играет никто. На малых площадках этот путь – чистое (хотя и стильное) самоубийство.

Статистика беспощадна (и именно о ней напомнил Андрей Мартемьянов на одной из пресс-конференций) – «вертикальный» хоккей с атаками с ходу доминирует (иногда такой хоккей пренебрежительно называют «бей-беги», вы наверняка слышали). Это не просто тренд, это – единственный путь. И именно этим путем давно пошел тренерский штаб «Автомобилиста». И именно этот путь дарил нам победы над «армейцами», «Ак Барсом», «Авангардом» и другими грандами.

 «Честно – стыдно. Просто стыдно»: Алексей Василевский о вылете «Автомобилиста» из плей-офф 

Он же и привел «Автомобилист» к катастрофе в серии с «Сибирью». Потому что две оставшиеся «открывашки» при текущем подборе игроков оказались свердловчанам попросту недоступными.

«Открывашка» номер один – ломать и продавливать оборонительные порядки новосибирцев, что называется, «в тупую». Такой путь требует наличия элитных верзил на переднем крае. Зачем? Чтобы остервенело влезть на чужой пятак, выкинуть оттуда новосибирских/амурских/уфимских дуболомов и перекрыть обзор вратарю. Рано или поздно при таком раскладе прошел бы какой-нибудь дурацкий бросок с синей линии либо сработала бы передача из-за ворот.

Откровенно полезли на рожон трое: храбрый Джефф Плэтт, бессмертный Вячеслав Литовченко и яростный Андрей Обидин (по выздоровлении его заменил Анатолий Голышев). Пересмотрите повторы. Услышьте, с каким свистом эти бедняги отлетали от Сятери. Почему? Потому что самый высокий и мощный из них – Литовченко: 1,80. Но этот метод – рабочий. Доказательство тому – единственный гол екатеринбуржцев в последнем матче, когда Павел Дацюк каким-то чудом зацепился на чужом пятаке и подправил бросок Максима Березина.

Бросок защитника! Игрока, чью фамилию в последнем матче комментатор выкрикивал едва ли не чаще всего. Ведь именно вторым темпом «Автомобилисту» удалось создать больше всего острых моментов. Когда все соперники повисли на форвардах, свой шанс всегда получает подключившийся игрок обороны. И здесь важна его оснащенность. Умение прочитать эпизод, обработать отскочившую шайбу и направить ее точно в цель (либо на внезапно открывшегося игрока, как это прекрасно проделал Александр Логинов в последней игре).

В «тридцатке» бомбардиров-защитников по итогу регулярного чемпионата «Автомобилист» скромно представлен, вы уже догадались, Алексеем Василевским (12-е место, 27 очков). Следующий - Ефим Гуркин, с 11 (!) набранными очками. Рискну предположить, что это - даже не пятидесятый показатель в общем рейтинге.

Последняя «открывашка» также завязана на игре защитников – это «карусели». Можно было, как свердловчане умеют, залезать в чужую зону через бросок, выигрывать отскок и начинать накручивать круги по новосибирским владениям. При должной сноровке и хорошем движении Сятери и Ко могли попросту не уследить за перемещениями соперника (эту стратегию практикует «Авангард» в играх с «Салаватом» - обратите внимание). Но здесь, как я уже сказал, важна оснащенность защитников – умение включиться в «карусель», скреативить, отдать тонкую передачу, а также реакция – вернуться, если шайба потеряна, надо вовремя, ведь финны не дремлют и готовы пользоваться любым «обрезом».

Мартемьянов честно пытался наладить «карусели» в матчах «регулярки». Это приводило к многочисленным ошибкам со стороны нашей обороны. Как раз за эти бесчисленные «обрезы» в исполнении наших защитников и я, и мои коллеги пуще всего критиковали главного тренера.

Но тот всегда защищал игроков. Ни разу не позволил себе назвать конкретной фамилии, разве что в случаях, когда специалиста к этому напрямую принуждали. Тренер всегда брал вину на себя и прикрывал подопечных. Хотя всегда мог сказать: «Вы знаете, этот Иванов/Петров/Сидоров – криворукий тупица. Не может сыграть в пас с нашими нападающими. Тут я бессилен». И тренеров, способных сказать такое, в КХЛ хватает.

В общем, ни одна из «открывашек» не сработала. Не то что не подошла – не сработала. Не хватило заточки. Ширины и разнообразия скамейки. Свердловский «Автомобиль» оказался переднеприводным спорткаром с отличным разбегом, но отвратительной проходимостью. Машина увязла в новосибирских сугробах – «Сибирь» пошла дальше.

Легко рассуждать задним умом, но давайте вообразим, что вместо, скажем, двух легионеров в атаку клуб закупает пару толковых защитников, по типу Лепистё, Йокипакки (привет, «Сибирь»!) или какого-нибудь Альмквиста. О россиянах молчу, рынок практически пуст, и сейчас втройне жаль, что сделка по Войнову сорвалась. Да, пришлось бы пожертвовать маневренностью впереди, но гибкость состава была бы обеспечена, и в этом случае и руководство, и болельщики имели бы полное право спрашивать с главного тренера.

К Андрею Мартемьянову лично у меня, как у болельщика, – ноль вопросов. Он работал с тем, что у него было. И это не мои домыслы: тренер говорил об этом, хотя и весьма мягко (обратите внимание на осенние интервью специалиста «Спорт-экспрессу»). К Максиму Рябкову у меня – ноль вопросов. Человек обеспечивает спокойные будни и нормальное функционирование команды, к тому же работает в хоккее только третий год. И, по словам подопечных, создал в Екатеринбурге условия едва ли не круче, чем в «хоккейных столицах».

Дадим им времени. Как минимум потому, что они – наши. Свердловчане. 

 Свердловчанин. Андрей Мартемьянов – об игровой карьере, спортивном Свердловске и возвращении домой 

Источник фото: Алексей Колчин для ЕАН
Показать комментарии (1)
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+