August 16, 2021, 09:37 AM
Елена Мицих

С судимостями и с Куштау. Репортаж со встречи защитников священного шихана

Год назад, 16 августа, завершилось противостояние защитников горы Куштау близ башкирского города Стерлитамак, которые препятствовали планам Башкирской содовой компании по разработке этого объекта. Активисты отпраздновали годовщину концертом и пикником у подножия шихана. Предварительно они получили предупреждение от полиции о недопустимости проведения митинга. Представляем фоторепортаж с места событий.

Утром 15 августа на повороте к поселку Урняк был выставлен пост ДПС. Сотрудники останавливали машины и проверяли документы у автомобилистов, другой экипаж время от времени патрулировал дорогу вдоль спуска к бывшему палаточному лагерю.

Начало празднования годовщины событий на горе Куштау было назначено на полдень, однако произошла заминка, и мероприятие стартовало в 14:00. За это время многие успели сделать восхождение на вершину шихана, полюбоваться красивыми видами и вдохнуть воздуха, пропитанного ароматами трав.



Провести встречу решили именно в выходные, чтобы участникам было проще найти свободное время. Но знаковым все считают именно 16-е число. В этот день местные жители и экоактивисты из многих городов России остановили рабочую технику БСК, которая была пригнана на шихан для подготовки к добыче полезных ископаемых. Люди решили: они не дадут уничтожить гору, - и встали буквально живым щитом.

«Разрабатывать гору нельзя. Она отделяет «Белые моря» от нас, Ишимбай сохраняет. Если эту гору разработать, то весь Гафурийский район, Усолка, Янгантау превратятся в пустыню. Будут ветра. Заводы в Стерлитамаке и Салавате построены из расчета, что ветра в основном южные и северные. Поэтому предприятия поставлены по одной линии. Без гор мы задохнемся», – говорит активистка, местная жительница, 84-летняя Любовь Ануфриева. Она химик по образованию и много лет работала на предприятии Башкирской содовой компании (как говорят здесь, «на Соде»).


Для Ануфриевой эта история началась еще в 2017 году. Она прочитала в заводской газете, что планируется разработка месторождения на горе Куштау, рядом с ее поселком Урняк. Женщина сразу решила, что не допустит этого. Ануфриева объединилась с соседями Федором Кузьменко, Рузиной Мухамеджановой и Раисом Мусаваровым. Активисты начали собирать подписи жителей против работ на этом объекте, документы об уникальности горы, проверять законность деятельности «содовиков». Уже в 2017 году на месте планирующейся разработки начались рубки леса.

«Каждую неделю два-три раза мы собирались у меня дома. Мы писали обращения ко всем министерствам: лесного хозяйства, гидрологии, экологии, в прокуратуру.

Получали отписки, что рассмотрели, что ничего еще не намечается, но и запрета нет. Собирали сходы. Никто не верил, что чего-то можно добиться. Все меня отговаривали: без вас все решили, гора уже продана, вы не туда лезете.

Тогда обратились в СПЧ, скоро приехал председатель Михаил Федотов. Нас собралось человек 300, мы ждали его на перекрестке. Ехал сначала грузовик с песком, потом черные правительственные машины и еще один грузовик с песком. Мусаваров уцепился за машину, и мы их тормознули. А так проехали бы мимо. Там был представитель «Гринписа». Мы рассказали свою позицию. В итоге они нас поддержали», – рассказала Любовь Ануфриева.


Позже она дважды побывала в приемной президента, где с ней беседовали юристы. Активисты тем временем наращивали интенсивность своей деятельности: проводили флешмобы, привлекали все новых общественников, экологов, юристов, журналистов. С помощью родственников вышли на СМИ в Европе и получили поддержку.

«А нас как только не называли, например, экстремистами. Была встреча с министром экологии в Ишимбае. Я там высказалась. Я дочь солдата, прошедшего три войны, блокадника Ленинграда. И позволить Хабирову (Радий Хабиров, глава Республики Башкортостан, – прим. ЕАН), чтобы он меня называл экстремистом?! Просила ему передать, чтобы он принес мне личные извинения. Министр обещал передать. Но потом только сам извинился», – с обидой вспоминает пожилая активистка.



После многолетних переговоров и сбора документов дело дошло и до физического противостояния. В середине августа прошлого года жители препятствовали вырубке леса, встали живым щитом перед техникой, которую «Сода» направила на гору. Был разбит палаточный лагерь. Жители соседних городов и деревень везли продукты и воду. К 16 августа на месте было уже несколько тысяч активистов, в том числе из других регионов России. В итоге «содовики» отступили.



В ходе празднования годовщины событий на Куштау активисты отметили, что борьба продолжается. Они намерены добиться отстранения от должности всех чиновников и силовиков, которые оказывали давление и противостояли жителям.

«Преследования продолжаются. Я сам жертва. Но мы должны и будем защищать Родину. Есть хорошие современные технологии. Я сам химик, я это знаю. Если руководство предприятия готово, все возможно. Давайте заставим их перейти на новые технологии!» – говорит Федор Кузьменко.

Общественники отметили, что расслабляться рано. Созданное местными жителями НКО «Наследие» было истцом в арбитражном споре о запрете действий «Сырьевой компании» (структура БСК), которые могут иметь негативные последствия в будущем. Сейчас люди намерены через суд отозвать лицензию Башкирской содовой компании на разработку месторождений на горе Куштау. Кроме того, они оспаривают право организации сливать отходы в реку Белую.

«С юристами была проблема, потому что никто не хотел работать бесплатно и против такой махины. Думаю, они боялись репрессий, – рассказывает Рузина Мухамеджанова. – Мы хотели провести экологическую экспертизу, уже начали собирать деньги, но потом все закрутилось, времени не хватало, и мы не смогли найти независимого эксперта, который бы согласился на такую работу. От этой идеи пришлось отказаться».

 Судебный спор по Куштау в Башкирии начнется заново 

Финансирование деятельности активистов (печать листовок, организация мероприятий и прочее) осуществляется через официальную организацию – НКО «Наследие». Рузина призналась, что в последнее время в лагере общественников наметился раскол.

«Какое-то появилось недоверие. Понятно, что кому-то выгодно нас очернять. Мы не обращаем внимания, – сказала Рузина Мухамеджанова. – И важный негативный момент – люди остались с судимостями.

Я лично с административкой за самоуправство. Пробовали судиться – ничего не получилось. Даже после апелляции я осталась виноватой. Я спрашивала у судьи: но ведь защищала ООПТ, это памятник природы и нас поддержал Путин. Мне ответили: вы не так поняли Путина».



Празднование годовщины противостояния на Куштау продолжилось концертом. На поляне у подножия Куштау люди пили чай из самовара, организаторы привезли плов и другие угощения. Участники событий встречались как родные люди. Многие продолжают общаться.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Людмила Орлова для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+