September 11, 2019, 8:35 AM

Учиться в «Париже»: репортаж из частной гимназии в Екатеринбурге

Сентябрь вместе с новым учебным годом принес новость о нехватке учителей. В некоторых уральских школах уход педагогов действительно стал массовым, а в других кадровый вопрос не решен до сих пор.

О том, насколько эти проблемы актуальны для, пожалуй, одной из образцовых частных гимназий Екатеринбурга и с какими запросами приходят в эту школу родители и ученики, – в репортаже корреспондента ЕАН.

В прошлом году гимназия № 212 отметила первый юбилей - десятилетие. Вхожу в просторный холл здания с двумя крыльями и пытаюсь представить, что в начале истории новой школы здесь была стандартная двухэтажная коробка бывшего детского сада.

В «Париже» обучаются дети дипломатов, топ-менеджеров УГМК, банкиров, влиятельных городских и областных чиновников. В 2008 году бывший культурологический лицей, ставший не нужным городскому управлению образования, был передан в частную собственность.

Капитальный ремонт, замена кровли и пристрой проблему не решили. Ученикам и учителям было тесно, и условия не соответствовали статусу учебного заведения.

Сейчас все по-другому: проектная вместимость школы - 250 учеников. В школе 26 кабинетов, спортзал, библиотечный центр.



«Долго думали, как расширяться. Обдумывали возведение третьего этажа. Но Андрей Анатольевич (Козицын, генеральный директор УГМК Холдинга, учредителя гимназии, – прим. ЕАН) сказал – нужно все сносить и делать по-хорошему, заново», - рассказывает Владимир Рудометов, первый заместитель директора школы, курировавший стройку.

В этом учебном году в школе будут учиться 227 учеников, максимальное количество - 16 человек в классе. На тестирование записываются до сих пор. Чтобы попасть в «Париж» (так называют гимназию № 212), нужно пройти тесты по русскому, литературе и английскому языку. Для будущих первоклассников – психологическое тестирование. Гимназия позиционирует себя как учебное заведение гуманитарной направленности с фокусом на иностранные языки (английский и французский) и углубленным изучением литературы в 10-11 классах. В «Париже» пятидневка, ученики могут находиться здесь до 19:00.

 «Наши выпускники традиционно сдают ЕГЭ на высокие баллы – выше 85 – русский язык и литературу, иностранные языки. Но последнее время к техническим наукам колоссальный интерес. Они востребованы. Наша выпускница прошлого года сдала физику на 93 балла и поступила на бюджет на факультет «Строительство уникальных зданий и сооружений». Поэтому мы будет кооперироваться с Техническим университетом УГМК и с СУНЦ УрФУ, чтобы наши ученики могли взаимодействовать с преподавателями технических специальностей», - рассказывает о перспективах директор гимназии Ирина Леонидовна Ячменева. 

Кадровые трудности не миновали и гимназию «Париж». Двое педагогов уволились по семейным обстоятельствам, одна и вовсе решила поменять сферу деятельности.

«Я не могу удерживать человека, если его семья переехала в Москву. И не хочу удерживать, если человек говорит, что «это не мое». Считаю нормальным, что наши молодые педагоги уходят в декрет. Да, сейчас у нас вакантна позиция учителя младших классов. Мы провели уже больше 15 собеседований, но «своего» учителя пока не нашли. У нас достаточно высокие требования: опыт работы от 8 лет, высшая или первая категория. Несмотря на наш уровень оплаты труда, признаюсь, очередь на трудоустройство к нам не стоит», - поясняет Ячменева.

Тема, которая последнее время постоянно обсуждается в соцсетях и на родительских форумах, - переход на так называемое семейное или домашнее обучение. Родителей не устраивает результат школьного обучения, детей – процесс. Переполненные классы до 36 человек становятся и для преподавателей, и для детей непосильной нагрузкой. На домашнем обучении ребенок имеет возможность осваивать программу самостоятельно и сдавать экзамены. В гимназии 212 с такими запросами не сталкивались, но о проблеме наслышаны.

 «К нам в школу родители перевели сразу трех своих детей из знаменитой муниципальной школы в связи с межличностными конфликтами. Ребенка били, как только он покидал пределы школы, а директор и учителя говорили – это произошло не под крышей гимназии, мы за это ответственности не несем, у нас все в порядке. Или другой пример, когда учитель не может даже мобильный телефон у ученика изъять; в ответ получает: «Я сейчас позвоню своему адвокату, вы не имеете права, это моя частная собственность». На уроке – хаос, а учитель не может принять никаких мер», - делится опытом Ирина Ячменева.

«Да, действительно, к нам переходят ученики других, даже очень известных и лучших школ города, за условиями обучения. У нас «семейная» гимназия с академическим подходом к процессу обучения и к его результату. У нас все на виду. Я знаю каждого ребенка и каждую семью. Наш психолог буквально ведет каждого ученика и вникает в его историю начиная с родовых травм. Наверное, поэтому у нас исключены случаи травли. Безопасность и качество образования – вот основные принципы нашей деятельности», - добавляет заместитель директора по воспитательной работе Надежда Таберко.

Есть три основные болевые точки во взаимоотношениях современных родителей и администраций учебных заведений. Это школьное питание - дети после начальной школы зачастую перестают питаться в столовых и довольствуются перекусами. Вторая - качество образования: старшеклассники поголовно занимаются с репетиторами по предметам, которые планируют сдавать для поступления в вузы. Сопутствующей проблемой становится равнодушное отношение к проблемам детей.

В гимназии «Париж» нашли демократическое решение снятия напряженности. Как только накапливаются вопросы, администрация запускает среди учеников анкетирование – и по качеству питания, а в конце учебного года - по удовлетворенности качеством учебного процесса. Результаты предоставляются родителям на собраниях. Однако и директор, и руководитель направления по воспитательной работе, обе с внушительным опытом педагогической деятельности, подтверждают – родители стали совершенно другими.

«Родители стали очень требовательными. Они хотят выбирать своим детям учителей. Настаивают на смене программ. Зачастую это не подкреплено педагогическими знаниями и пониманием современных методик. Часто у родителей иллюзорное представление о собственных детях. Они сами не понимают, насколько современные дети изменились. Клиповое сознание и рассеянное внимание – вот признаки новых поколений, а мамы хотят, чтобы они в третьем классе «Тома Сойера» в подлиннике читали. Мы часто встречаемся с педагогами муниципальных школ на аттестациях и курсах повышения квалификации. Учителя в городских школах бесправны. При любом конфликте администрация школы встает на сторону родителей или прокуратуры. Директору проще все скрыть, избавиться от учителя, чтобы снять конфликт. Это системная проблема, которая уже сейчас приводит к дефициту кадров. Профессиональные педагоги уходят из сферы, а молодые не идут. Из-за волокиты с бумагами и родителями и из-за упавшего авторитета и престижа профессии», - делится наблюдениями Ирина Ячменева.

«Мы не представляем нашу общую работу без психолога. Кроме того что она опытный специалист, она обладает уже готовым набором решений для конфликтных ситуаций. К тому же в нашем коллективе принято решать все сообща. Мой педагогический стаж – 30 лет, но я не считаю зазорным прийти и сказать коллегам: «Помогите. Я не справляюсь», - рассказывает Надежда Таберко.

В Екатеринбурге функционируют 15 частных школ. Учредителями большинства из них являются частные лица. У гимназии № 212 учредитель – УГМК-Холдинг. Несмотря на разность подходов и учебных планов, чтобы получить лицензию и иметь возможность выдавать аттестаты государственного образца, необходимо минимум раз в 5 лет проходить проверки от регионального министерства образования. Гимназия «Париж» в прошлом учебном году прошла очередную проверку по всем основным критериям государственной аккредитации. Придерживаясь принятых государственных стандартов и неписаных представлений коллектива единомышленников об классическом гуманитарном образовании, администрация гимназии защищает учебный план в первую очередь перед учредителем.

 «Наша школа – это не бизнес, учредитель не требует от нас выполнения денежного плана, зато требует качества образования и соответствия стандартам нашему уставу и бренду УГМК. Гимназия – территория культуры, вот как звучит наша основная идея", - поясняет директор.

Каждый год вся гимназия занимается глобальным проектом «Погружение». Тема всегда связана с культурными явлениями Англии и Франции - стран, язык которых изучают в гимназии. Ездить в Марсель или Лондон для участия в программах обмена ученики 212 гимназии начинают уже с первого класса. Презентацию результатов проектной деятельности проводят в формате научно-творческой конференции. Мероприятие закрывает учебный год, поэтому приглашаются все. Говорят, консул Франции в Екатеринбурге очень полюбил бывать на этих праздниках.

Для большинства родителей негласным критерием качества первоначального общего образования является количество 100-бальников (максимальный балл при сдаче ЕГЭ, - прим. ЕАН) и вузы, в которые поступают выпускники той или иной школы. Ученики «Парижа» после окончания школы в основном учатся за границей - Чехия, Швейцария, Франция. Выпускники прошлого года поступили в МАИ (Московский авиационный институт), ВШЭ (Высшая школа экономики) и МГИМО. Одиннадцатый класс в прошлом году закончили 12 человек.

Анна Касюкова

Источник фото:
Комментировать