May 24, 2019, 12:41 PM

Уральский топ: новые повороты в скандале с храмом, мечеть для мусульман и удорожание проезда

Агентство ЕАН с помощью экспертов продолжает подводить итоги недели. По традиции в эту пятницу мы обсудили с нашими спикерами последние громкие события, произошедшие в Екатеринбурге.

Храм раздора: «справедливость» против закона

Самой обсуждаемой темой в Екатеринбурге по-прежнему остается «храмовый» скандал. На этой неделе ВЦИОМ обнародовал итоги опроса горожан, который показал, что 74% считают сквер у Театра драмы местом, неудачным для строительства собора святой великомученицы Екатерины. 

Несмотря на это, а также на то, что губернатор Евгений Куйвашев призвал отказаться от строительства храма на этом месте, глава города Александр Высокинский неожиданно признался, что не хочет этого делать. Он считает, что екатеринбуржцы должны повнимательнее изучить проект и проникнуться его плюсами. 

О том, почему они не оценили их раньше и можно ли было предвидеть этот конфликт, мы спросили у политтехнолога Анатолия Гагарина, до недавнего времени отвечавшего в администрации города за связи с общественностью.

Он рассказал, что люди выступали против строительства храма в сквере у Театра драмы еще в те времена, когда он занимал пост вице-мэра. Но тогда противников стройки было меньше, они вели себя спокойно и цивилизованно – призывали в соцсетях проголосовать против возведения собора и просили провести референдум.

«Депутаты отвергли идею референдума и приняли решение о проведении общественного обсуждения. В нем могли принять участие абсолютно все желающие екатеринбуржцы. Результаты голосования были: около 3000 человек «за» и 192 – «против». Все эти анкеты есть, и при желании они могут быть изучены сейчас. Думаю, что самое время о них сейчас напомнить! Это подтверждение того, что все действительно было сделано в рамках закона, были проведены все необходимые юридические процедуры. Поэтому те, кто говорит, что он против храма и «за справедливость», по сути, выступают против закона. Такой вот парадокс.

Мог ли я тогда подумать, что будет такое противостояние? Мог. Я предполагал, что ярые защитники сквера будут защищать каждый колосок, каждое дерево, суслика и белочку. К сожалению, мало кто знал, что проект предполагал не только возведение храма, но и благоустройство сквера. Планировалось высадить еще больше деревьев, благоустроить территорию. Но этого не заметили. Поэтому у тех, кто за храм, вызывает большое недоумение: почему сторонники сквера выступают против улучшения его территории», - говорит Анатолий Гагарин.

Отвечая на вопрос, можно ли было предотвратить потасовки в сквере, Гагарин отвечает положительно, но лишь в том случае, если бы люди заранее знали о том, что происходит.

«Красной тряпкой стал забор, который установили без необходимой информационной подготовки горожан. Надо было лучше вести разъяснительную работу, информировать людей о том, какие действия планируются, о самом проекте», - считает политолог.

 Мечеть для мусульман

На фоне скандала с храмом напомнить о себе решили и представители других религий. Вчера стало известно, что Духовное управление мусульман, расположенное в мечети в Верхней Пышме, приняло обращение к полпреду президента РФ Николаю Цуканову, губернатору Евгению Куйвашеву и мэру Александру Высокинскому. Представители организации отмечают, что в то время, как православным предлагают на выбор места в центре города, под мечети площадок не выделяют. Они просят власти реанимировать проект времен Эдуарда Росселя - площадь Мира и Согласия, которая могла бы объединить три религии: христианство, ислам и иудаизм. 

По мнению мусульман, возле цирка уже есть синагога, но можно создать целый архитектурный ансамбль, который бы дополнили мечеть и собор святой Екатерины.

Однако не все екатеринбургские сторонники ислама поддерживают эту идею. Другая организация с похожим названием – Духовное управление мусульман Свердловской области - раскритиковала заявление. Ее руководитель, муфтий Абдуль Куддус, в разговоре с журналистом ЕАН очень резко выразился по этому поводу.

«Это неправда, что мест не предлагалось. Город и область предлагали много мест под строительство мечети. Это все (открытое письмо, - прим. ЕАН) сделано специально, умышленно, чтобы раздуть конфликт. Кто их знает, какая у них цель? Возможно, личные амбиции. Эта община ведет себя не по-мусульмански. То к одному, то к другому, сейчас они под Равилем Гайнутдином (председатель президиума Духовного управления мусульман европейской части России, – прим. ЕАН). У того мания величия, и любой конфликт нужен, чтобы сделать себе пиар. Мне эта тема неинтересна. Администрация и область идут на уступки и готовы к диалогу, но этим надо все и сразу», - заявил муфтий.

Рост цен на проезд

Еще одной темой, взволновавшей горожан, стало заявление мэрии Екатеринбурга, что вслед за метро подорожает проезд в трамваях и троллейбусах. Дело в том, что износ парка этих транспортных средств превысил 80%, поэтому надо покупать новые машины, модернизировать рельсы, создавать новые маршруты. 

Таким образом, по прежней цене можно будет ездить только в автобусах. Но и это ненадолго, убежден директор некоммерческого партнерства «Городские пассажирские перевозки» Юрий Минин. 

Он считает, что, если оставить стоимость билета на прежнем уровне, коммерческие перевозчики могут просто не выжить.

«Я, конечно, понимаю, что у нас трамваи и троллейбусы ездят по 50 лет и нужно обновлять парк. Но не совсем понятно, почему люди, принимающие решения о повышении проезда, «задвинули» автобусы. Ну и что, что к Чемпионату мира обновили автобусный парк? У нас город, который динамично строится, развивается - если не покупать новые автобусы, общественного транспорта может не хватить. Кроме того, даже недавно купленные машины надо обслуживать: покупать резину, периодически их ремонтировать, мыть, в конце концов. Цены на коммунальные ресурсы у нас растут постоянно: а помыть автобус – это заплатить за электричество и воду.

Поскольку растут коммунальные услуги, дорожает аренда помещений. Чуть ли не каждый день увеличивается стоимость ГСМ. В итоге затраты растут, а прибыль падает. При этом требования к нам постоянно повышаются: я не против, я бы отправил сотрудников учиться дополнительно, но пока главное, чтобы хоть на зарплату им хватило. Еще недавно, чтобы купить автобус, нужно было 2 млн, сегодня – почти 3. А стоимость проезда прежняя.

Увеличится ли число пассажиров в автобусах после того, как подорожает проезд в троллейбусах и трамваях? Я не знаю, возможно, ненамного. Но не думаю, что это как-то нас спасет.

Поэтому я за повышение стоимости этой услуги, но за повышение разумное и обоснованное, тщательно просчитанное, утвержденное РЭК. Думаю, оно неизбежно: если не в этом, то в следующем году точно. Если, конечно, ни у кого нет цели уничтожить коммерческих перевозчиков в нашем городе», - считает Юрий Минин.

Мария Трускова, Антон Гуськов

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+