July 13, 2023, 05:16 AM
ЕАН

В духоте, да не в гордуме: в Челябинске начали отменять муниципальную реформу

В актовом зале администрации Центрального района Челябинска прошли общественные слушания по вопросу преобразования столицы Южного Урала из городского округа с внутригородским делением на районы в просто городской округ. За современной иллюстрацией знаменитого монолога Геннадия Хазанова про «правильное решение» наблюдал корреспондент ЕАН.

На входе в здание, где размещается администрация (актовый зал самой гордумы не в состоянии принять сколь-нибудь значимое количество людей, поэтому арендовали у коллег неподалеку — прим. авт.), были как минимум три кордона охраны, сотрудники полиции с металлоискателями, ЧОПовцы с суровыми выражениями лиц и когда-то перебитыми носами, что выдавало бывших боксеров. Очевидно, ждали провокаций от какой-нибудь оппозиции. Осталось понять, от какой, поскольку таковой в Челябинске давно не осталось в значимых величинах.

Но самым непроходимым заслоном оказались женщины (видимо, из аппарата думы или мэрии), сидевшие за столами регистрации участников.

«Вы кто? Зарегистрируйтесь!» — с легкой агрессией потребовала от меня одна из них.

«Пресса, у вас такой таблички нет», — ответил я.

«Тогда стойте и ждите! За вами спустятся и проводят куда следует!» — вердикт был неумолим. И куда не следует, не проводят. А то мало ли чего тут… — Требования безопасности! Ситуация сами знаете какая».

 Судьбу политической системы Челябинска решили на публичных слушаниях Вскоре за мной спустилась руководитель пресс-службы думы и провела на второй этаж.

«Пройдемте в малый зал, там трансляция и вода, — предложила она. — А если хотите в сам актовый, то тогда я вас проведу, иначе вас не пустят». 

И правда, еще два мощных мужика в черной форме на входе в зал, похоже, были готовы умереть, но не пустить. Лучше — никого. Или — только кого следует, на которых укажут те, кому положено.

«Но придется постоять, мест уже нет, — честно предупредили меня. До начала слушаний оставалось минут 30.

Актовый зал оказался почти полностью заполнен. В основном — женщинами, с виду среднего и чуть старше среднего возраста, в которых почти неуловимо угадывались сотрудницы бюджетного сектора. Все в мелочах, едва слышимых разговорах на соседних рядах: то одна спросит соседку про график ремонтов теплотрасс, то вторая позвонит женщине, имя-отчество которой совпадает с именем и отчеством руководительницы городского управления культуры.

А еще в зале царила невероятная духота, и женщины обмахивались свернутыми пополам или в четыре раза листками бумаги формата А4. Вероятно, наименее нужными из своих рабочих бумаг. 

В этот момент появился глава Центрального района, всегда улыбчивый Виктор Ереклинцев, который вместе с помощником начал открывать окна на улицу. Судя по треску изоленты, не делали этого как минимум с прошлой осени. Не помогло, ведь на улице было не менее жарко и душно. Лишь потом, когда погода смилостивилась, в зале появилось дуновение свежего ветра. Возможно, даже ветра перемен — в конце концов, именно за этим здесь как бы и собрались.

Последние незаполненные места начали занимать разного рода чиновники и депутаты городского и областного уровней, представители общественности и партий, парламентских и не очень. Появилась и была размещена в самом центре зала Роза Орлова — могучий ветеран театрального сообщества и уважаемая общественница. Что-что, а доля театральности намечавшемуся действу была просто необходима.

Ровно в 14:00 общественные слушания открыл, усевшись в центре президиума, председатель городской думы Челябинска Андрей Шмидт. Рядом с ним расположилась вице-мэр по имущественным вопросам Надежда Рыльская, выбравшая для этого выхода в свет эффектный красный костюм и такие же ярко-алые туфли. Что же, lady in red и просто красивая женщина явно намеревалась не только стать одним из основных докладчиков, но и украсить собой собрание. Удалось.

Теме временем спикер кратенько напомнил ради чего все мы здесь сегодня собрались. Почти 10 лет назад Челябинск в экспериментальном порядке провел у себя так называемую муниципальную реформу, в результате которой внутри городского округа появились отдельные муниципальные образования — районы. С собственными собраниями депутатов (170 душ на семь районов), которых избирали жители районов и из которых потом формировалась городская дума, которая, в свою очередь, выбирала после процедуры специального конкурса и главу города.

По словам Шмидта, реальность показала, что нововведения не сработали, районы так и не стали самостоятельными, депутатов стало слишком много, новые органы власти нужно финансировать, и на это постоянно уходило много, по его мнению, денег.

И так далее, и тому подобное. И появилась инициатива вернуться к тому раскладу, который был до реформы — то есть к единому городскому округу и к думе, которая будет выбираться не через районы, а напрямую.

«Инициатива была единогласно поддержана депутатами городской думы, что и стало поводом для созыва общественных слушаний», — был лаконичен Андрей Шмидт, после чего уточнил регламент мероприятия и попросил, чтобы вопросы, если они возникнут, присылали через секретаря в письменном виде и с указанием персональных данных спрашивающего.

Первым докладчиком стал депутат и замечательный когда-то кардиохирург Дмитрий Алехин. Видимо, решили вопреки обычному пасьянсу начать с того, «чем сердце успокоится».

«Челябинск был пилотным проектом», — начал он. — Инициатива исходила от Законодательного собрания области. 10 июня 2014 года впервые в РФ были приняты изменения в Устав города».

По словам Алехина, вскоре после перехода на новую систему стало ясно, что федеральный центр не готов поделиться финансами с новыми образованиями, такое право было отдано регионам и муниципалитетам. Они-то и делились скудными крохами со своего стола.

 Мало денег и полномочий: депутаты объяснили изменение системы местного самоуправления в Челябинске «При этом масштабных изменений в управлении горхозяйством не произошло, — продолжал констатацию факта врач-депутат. — У районов были лишь организационные полномочия. Потом им отдали местные объекты инфраструктуры. В общем, городу и районам в итоге удалось успешно справиться с нормативными проблемами, возникшими после перехода на новую реальность».

А тогда зачем менять уже сложившийся уклад?

«Опросы показали, что население не особо интересуется районами, - привел неумолимый аргумент народный депутат. — Ожидания людей не изменились».

Непродолжительные, но все же аплодисменты собравшейся публики Алехин своей речью заслужил.

Вслед за кардиохирургом выступила Надежда Рыльская. По ее словам, отмена муниципальной реформы не только соответствует законодательству, но и «позволит сократить расходы и избежать дублирования функций, сократить сроки принятия решений».

И снова аплодисменты.

Третьим докладчиком шел ветеран областной политики, экс-прокурор области и многолетний председатель комитета Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Анатолий Брагин.

«Если вы примете такое решение, то мы будем работать над законами Челябинской области, которые приведут все в соответствие, — Анатолий Иванович развеивал малейшие сомнения. — Надо будет признать утратившим силу закон, принятый в 2014 году, сменить статью 72 Устава области, а всего будет корректировка более 40 законов. Заксобрание готово работать с Челябинском».

После Брагина слово дали старейшему депутату городской думы Рафаилу Гарифовичу (правда, в жизни его все зовут Аркадий Григорьевич — прим. автора) Шафигуллину. 

«Расхитительно содержать такие аппараты управления в районах, делить те средства среди 170 депутатов, — начал рассуждать про самую суть вопроса Шафигуллин. — Исполнительные органы города и так справляются во главе с Натальей Котовой». 

Замечу, что 10 лет назад господин Шафигуллин был столь же ярок, агитируя за муниципальную реформу. 

«Мы выполнили желание Российской Федерации, два созыва проработали. Есть плюсы, но больше минусов. Зачем жить при минусах? Хочу еще сказать в адрес челябинцев: терпение ваше выше всякой меры», — продолжал ветеран депутатского корпуса.

А вот это чистая правда.

«Кошелек один», - добивал уже не в бровь, а в глаз Шафигуллин. Ему, одному из богатейших людей Челябинска, безусловно, было виднее.

Дальше настала очередь руководителя фракции ЛДПР в Заксобрании Алексея Беседина, руководителя фракции СР в гордуме Валентины Куриной и представителя КПРФ, депутата гордумы Эльдара Гильмутдинова. Про их выступления можно сказать одним словом: поддержали.

 В челябинский избирком поступили документы на проведение референдума по прямым выборам мэров Наконец, дело дошло до единственного оппозиционера, руководителя регионального отделения партии «Яблоко» Ярослава Щербакова. Он заявил, что в зале находится всего 160 человек и что этого мало, чтобы решать судьбу города, где живут более 850 тыс. избирателей.

Кстати, после господин Шмидт опроверг эти количественные оценки, отметив, что в зале было 365 зарегистрированных участников, а с учетом мнений, присланных письменно, то всего будет 800 человек, принявших участие в слушаниях.

«Есть и другой, предусмотренный законом способ волеизъявления — референдум. И мы, партия «Яблоко», созвали инициативную группу по его проведению. Собрание будет в нашем офисе», — отметил Щербаков, подчеркнув, что в таких раскладах все, что происходило в зале, а именно общественные слушания — лишнее и ненужное.

Выступавший после представитель «Партии РОСТа» (запомнить его фамилию так и не удалось) подчеркнул, что ему лично «всегда были близки предпринимательские подходы к оценке проекта. А это (управление городом - прим. автора) - тоже проект. Доходы должны быть выше, чем затраты. За девять лет порядка полумиллиарда рублей потратили на эксперимент. Какой экономический эффект мы получили?»

 «Колоссальные затраты»: челябинские депутаты предложили изменить новый закон о местном самоуправлении И правда, по сути — никакого.

После партийцев перешли к научно-методическим обоснованиям. Начали с профессора политологии Челябинского госуниверситета Андрея Пасса. Тот смело, решительно и безапелляционно заявил, что представляет все научное сообщество города.

После чего продолжил, что будет обращаться к собравшимся «товарищи», потому что, «как известно, господа все в Париже». 

А далее последовал краткий рассказ о том, какой именно грант на изучение депутатских профилей выиграла кафедра, которой руководит сам господин Пасс.

Впрочем, следом шли действительно серьезные ученые. Например, директор юридического института ЮурГУ, доктор наук, специалист по конституционному праву Елена Титова.

«Муниципальная реформа состоялась, но не достигла тех результатов, которые были заявлены, — отметила она. — И такая реформа - это в том числе опыт крупнейших европейских мегаполисов — Лондона, Стокгольма и так далее, где живут господа». 

«Но дело не в господах, — госпожа Титова, видимо, после услышанного не могла не поддеть товарища Пасса. — Везде есть проблемы с управлением такими территориями».

Любовь Рубцова, одиннадцатая по счету из докладчиков, представлявшая кафедру публичного права челябинского филиала РАНХиГС, стала первой, кто в своем выступлении сослался на мнение губернатора Алексея Текслера. Тем и запомнилась.

Еще один представитель РАНХиГС Елена Колесник отметила, что «кроме нас, на эту реформу пошли только Махачкала и Самара.

«Мы не побоялись стать первыми. У нас есть потенциал развития. Ну, и умение делать выводы из опыта, в том числе негативного — это удел сильных, — заметила она. — А еще у нас идет колоссальный рост политической культуры и создание основ сильного гражданского общества. Такой интерес простых горожан к этой теме».

Простые бюджетницы в зале, казалось, уже были без сил из-за духоты и жары. Но все же похлопали похвале в свой адрес.

Тринадцатым, и последним, докладчиком стал Геннадий Сапрыкин, председатель Общественной палаты Челябинска. О мощи и значимости роли этой уважаемой структуры в жизни города могли бы рассказать, например, оба подписчика аккаунта палаты в соцсети «Вконтакте» (да, их всего два, и это два админа этой группы) и единственная публикация в ней с изображением герба города. Но не всем, видимо, даются «эти ваши интернеты».

«Итоги подведут горожане», — был лаконичен Сапрыкин.

После докладов слово снова взял Андрей Шмидт.

«Мы не принимаем сегодня окончательное решение. Наша задача - выявить мнение жителей, а окончательное решение - это достаточно длительный путь, и это должно сделать ЗСО, приняв законы Челябинской области».

Так, а зачем тогда три слоя охраны?

Дальше последовали ответы на вопросы, присланные на слушания в письменном виде. Из них следовало, что:

— вопрос прямых выборов главы города определяется законодательством региона то есть, Заксобранием;

— ситуация в районах после отмены муниципальной реформы не поменяется, районные администрации вновь станут структурными подразделениями мэрии, а их главы, соответственно, будут назначаться главой города. Ну, то есть приведут ситуацию к фактически существующей;

— вся процедура формирования новой нормативной базы займет около года. Досрочных выборов депутатов и мэра не будет. Выборы пройдут, как и задумано, осенью 2024 года.

Что до референдума, то преобразование в соответствии с законом Челябинской области определяется Уставом Челябинска. И именно там указано, что обязательная процедура - это общественные слушания, а референдум не предусмотрен. Плюс есть ФЗ-67, где четко сказано, что референдум проводится по вопросам местного значения, а преобразование городского округа — это опять-таки вопрос не местного значения, а регионального законодательства.

Как тебе такое, Ярослав Щербаков?

«В документе по итогам слушаний будет отражен мотивированный вывод и анализ мнений, поступивших от жителей и экспертов, — завершал действо Андрей Шмидт. — Он подлежит обязательному опубликованию, и каждый сможет ознакомиться с ним. Но все участники в целом поддержали преобразования».

Еще бы они не поддержали.

Едва ли не единственным человеком, который в последние недели не высказывался по теме отмены муниципальной реформы, оказался тот, кто почти 10 лет назад ее правдами и неправдами протащил, — тогдашний «политический» вице-губернатор Челябинской области Николай Сандаков. 

Впрочем, сейчас он занимается другим, действительно любимым делом — успешно развивает баскетбол и возглавляет строящуюся спортивную арену, зарабатывая, наверное, не самые плохие деньги.

Именно этого — любимой работы с хорошей зарплатой — и хочется пожелать всем челябинцам, вне зависимости от конкретного способа управления городом.

Дмитрий Моргулес, специально для ЕАН

Источник фото: ЕАН, Дмитрий Моргулес
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+