June 20, 2022, 10:58 AM
Валентина Попова

Верните Бусю: суд в Екатеринбурге вступился за французского бульдога

В Екатеринбурге в начале июня прошло необычное судебное заседание. В Верх-Исетском районном суде две женщины делили собаку – французского бульдога по кличке Буся. С иском обратилась жительница уральской столицы Оксана Матвеева. По ее словам, она купила щенка у заводчицы Анны Собяниной на условиях первоначального платежа в размере 35 тыс. рублей. Кроме того, согласно договора, в случае, если собака будет перспективной для выставок, Оксана Матвеева должна была отдать заводчице два помета щенков. Такая схема применяется достаточно часто и позволяет заводчикам экономить средства на содержание животных. Она носит в среде собаководов название «совместное владение», но представляет, по словам юристов, вид купли-продажи с двумя типами платежей: деньги и щенки.

Собака Буся прожила у новой хозяйки полтора года. Она начала показывать хорошие результаты на выставках. Затем заводчица организовала вязку собаки, а в установленный срок забрала Бусю рожать на две недели. Однако спустя оговоренное время Собянина собаку возвращать домой не спешила. В то же время у Буси родился всего один щенок, но он оказался слабым, поэтому решили повязать ее еще раз. Оксана Матвеева была против, так как ее собаке нужно было время на восстановление после первых родов. Но заводчица отказалась возвращать собаку домой, сославшись на то, что устный договор они не оформили и письменных документов нет. Тогда Оксана обратилась в суд.

Поддержать Оксану в качестве свидетелей пришли многочисленные очевидцы, наблюдавшие за проживанием собаки у нее и ее заботу о питомце: знакомые, владельцы соседских собак, работники кофеен около дома Оксаны. Были представлены доказательства содержания животного, переписка с Собяниной, в которой та называла Оксану собственником собаки.

Ответчица в свою очередь отрицала факт получения денег и выдвигала версию, что передавала собаку в «безвозмездное пользование» Матвеевой, чтобы та «испытала положительные эмоции».

В итоге судья встала на сторону владелицы Буси и постановила вернуть ее домой. Решение суда не вступило в законную силу, забрать собаку у заводчицы хозяйка пока не может. Отметим, что Анна Собянина комментировать эту ситуацию для ЕАН отказалась. Мы будем следить за развитием событий.

Очень важной частью этой истории является позиция заводчицы, которая уверяла суд, что собака без своей хозяйки совершенно не страдает и не способна испытывать тоску по ней. Наукой доказано, что эмоции у собак есть и они испытывают эмоциональную привязанность к своему хозяину. Тем, кто отрицает это, просто удобно выражать подобное мнение, говорит кинолог Глеб Роганьян. Собака Оксаны прожила с ней большую часть жизни, прежде чем попасть в руки чужого человека. Многие собаки на самом деле всем рады и со всеми готовы общаться, они принимают любого человека. Но никому не отнять их чувств, эмоций, долгосрочной памяти, считает он.

«Когда-то давно у меня год прожил доберман, которого я забрал из семьи, где возникли временные трудности. Я тогда работал в таможне, пес провел у меня год, и мы очень активно с ним общались и проводили время – я создал идеальные условия для жизни собаки. А потом я вернул его хозяйке. Видели бы вы, как он был счастлив, когда увидел ее! У пса просто сорвало крышу от счастья», - привел он в пример собственную историю.

Как рассказала ЕАН владелица питомника для собак Полина Шостак, история с Бусей – скорее исключение, чем правило. По ее словам, чаще всего от действий недобросовестных людей, зарабатывающих на собаках, страдают именно заводчики. Если человек не может позволить себе купить породистую собаку за полную стоимость, он заключает с заводчиком договор совместного владения. Такие договоры заключаются, в основном, касательно сук, кобелей это не касается.

«В таких случаях затраты на содержание питомца – корм, ветеринарные услуги, выставки, кинологи – делятся пополам. После того, как собака принесла несколько пометов, качество которых удовлетворяет заводчика, животное переходит во владение к своему хозяину полностью. Иногда меня пытаются обмануть и устраивают собаке тайную вязку, чтобы потом продать щенков, вместо того, чтобы отдать его мне», - говорит она.

Заводчица отмечает, что все условия договора совместного владения четко прописаны Российской кинологической службой. Это сделано для того, чтобы защитить прежде всего права заводчиков. Верх-Исетский районный суд же в свою очередь показал, что иногда закон может встать и на сторону владельцев животных, а также самих «хвостатых». 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+