May 20, 2019, 11:10 AM

Восемь страниц замечаний: Алексей Текслер оформил претензии к мэру Елистратову

В Челябинске продолжаются разборки вокруг состояния общественного транспорта города и планов мэрии по его спасению за счет бюджета области. Кажется, мэр либо не понимает прямой критики со стороны главы области, либо не воспринимает ее всерьез. Подробности — в нашем материале.

Сегодня утром, после аппаратного совещания в администрации, мэр Челябинска Владимир Елистратов заявил журналистам, что не знает, чем именно не понравилась врио главы области Алексею Текслеру концепция развития общественного транспорта, представленная первому лицу региона мэрией в конце апреля.

«Там нет как таковых претензий. Там есть претензии по объему информации, которая была предоставлена. Это дежурный рабочий вопрос. Будет такая необходимость — будем претензии устранять», — цитирует Елистратова 74.ru.

На сайте мэрии этой информации вообще нет. 

Однако, судя по документам, попавшим в распоряжение ЕАН, это не совсем так. Претензии к мэрии со стороны Алексея Текслера более чем серьезные и носят принципиальный характер.

Напомним предысторию вопроса. 

Совещание по вопросам состояния общественного транспорта в Челябинске прошло 10 апреля. После него, выйдя к журналистам, Алексей Текслер констатировал «крайне низкий уровень развития общественного транспорта». 

 Трамваи и желания: как Алексей Текслер разбирался с общественным транспортом Челябинска 

«Это был практически перекрестный допрос всех о том, почему так случилось и какие есть предложения по этой ситуации, - подчеркнул глава региона. — Готового решения нет. Нет комплексного видения развития, коллеги не смогли его представить. Я дал им две недели, чтобы этот вопрос проработать и предложить такой план». 

Через две недели мэрия действительно представила Алексею Текслеру свои соображения.

В относительно небольшом (с приложением — пять страниц) документе, датированном 23 апреля, вроде бы есть как сам примерный план мероприятий, так и «дорожная карта» финансирования. Денег, как выяснилось, надо много — 7,2 млрд рублей. Причем вся сумма необходима уже в этом году, 2,5 млрд — уже в мае, еще 350 млн — в июне и еще 3,27 млрд — в августе. 

«Прошу Вас согласовать представленную модель развития общественного транспорта и дать соответствующие поручения о выделении необходимых финансовых средств из бюджета Челябинской области на реализацию мероприятий в краткосрочной перспективе», — подытожил «хотелки» мэрии Владимир Елистратов.

Однако уровень проработки документа настолько не устроил Алексея Текслера, что он неделю назад подверг его публичной критике у себя в Instagram

Казалось бы, тональность главы области не оставляла сомнений. «...Получил на стол документ, в котором нет ни актуальных данных о состоянии системы общественного транспорта, ни анализа причин, как мы пришли к такой критической ситуации, ни четких планов. Выделять 7 млрд под такой размытый проект – это очень сомнительная история… Поручил полностью переделать «дорожную карту». Необходимо привлечь экспертов, учесть передовой опыт, а если в штате руководителей в городской администрации не хватает компетенций - принять кадровые решения». 

 Ни анализа, ни данных, ни плана: Алекcей Текслер раскритиковал планы челябинской мэрии 

Итак, как выяснилось сегодня, Елистратов считает все это лишь «рабочими моментами». Однако, как узнал ЕАН, это совсем не так. В нашем распоряжении оказался документ, который был отправлен в мэрию из резиденции главы региона за его подписью еще 14 мая.

«Рассмотрев представленный в Вашем письме план действий по модернизации транспортной системы города Челябинска, вынужден констатировать крайне низкий уровень проработки документа, так как представленные предложения не содержат основополагающие блоки планирования работы общественного транспорта», — говорится в первом же абзаце документа.

По мнению Алексея Текслера, в «концепции», представленной мэрией, отсутствуют актуальные сведения о существующей системе общественного транспорта Челябинска, анализ причин сложившейся критической ситуации и банкротства МУП «ЧелябГЭТ» и сведения о финансовых показателях ООО «ЧелябГЭТ».

Нет в плане ни слова о транспортной модели города, данных о существующих маршрутах и расчетов необходимого типа и количества подвижного состава исходя из существующего пассажиропотока. Нет расчетов по обоснованию запрашиваемых инвестиций и расчета эффектов, которые возникнут в результате реализации предложенных мероприятий.

«Без этих систематизированных данных невозможно принятие управленческих решений, предполагающих значительные расходы из бюджета региона и города. Кроме того, отсутствие анализа причин текущего состояния системы общественного транспорта не позволит качественно изменить ситуацию в данной сфере», — говорится в документе.

К документу приложен перечень детальных замечаний на восьми (!) страницах (на три больше, чем планы самой администрации Челябинска). 

Вот лишь несколько конкретных претензий:

  • отсутствует описание текущей ситуации;
  • отсутствуют ключевые статистические данные динамики работы общественного транспорта;
  • отсутствует информация о строительстве туннеля (метро, — прим. ЕАН) и планах по его дальнейшей эксплуатации;
  • отсутствует анализ соответствия существующей топологии улично-дорожной сети;
  • отсутствует информация о разработке концепции развития общественного транспорта в 2015 году и причинах, почему эта работа осталась незавершенной;
  • отсутствует информация о документе планирования регулярных перевозок, утвержденных постановлением администрации города (также неизвестны причины, почему данный документ планирования не учтен при формировании КСОДД 2018-2032);
  • отсутствует информация о планах по передаче всего муниципального транспорта Челябинска единому концессионеру, реализовавшихся в период с 2017 по март 2019 гг.;
  • отсутствует информация о первом годе работы ООО «ЧелябГЭТ» и ООО «Общественный городской транспорт», созданных администрацией Челябинска (есть сведения об убытках на 200 млн рублей) и выводы об эффективности данных решений;
  • не детализированы позиция и план действий городских органов власти в рамках процедуры банкротства и проведения открытого конкурса по продаже социально значимого имущества МУП «ЧелябГЭТ»;
  • отсутствует оценка действующей маршрутной схемы и информация о мероприятиях по ее соблюдению и мерах борьбы с нелегальными перевозчиками;
  • отсутствует информация о принятой в конце 2018 года комплексной схеме организации дорожного движения на период с 2018 по 2032 гг. (КСОДД, стоимость разработки — 30 млн рублей) и мероприятиях по ее внедрению в 2019 году и в последующие годы (в частности, запуск выделенных полос для ОТ);
  • отсутствует информация о созданной в рамках работы над КСОДД транспортной модели и о том, как она использовалась при подготовке плана действий по модернизации транспортной системы;
  • отсутствует информация о ведущейся разработке нового генерального плана города и содержании транспортного раздела;
  • отсутствует оценка актуального состояния инфраструктуры и необходимых городу новых крупных инфраструктурных объектов;
  • отсутствуют сведения об инфраструктурных объектах, на строительство и модернизацию которых будет направлено 8 млрд рублей, выделенных Челябинску в соответствии с комплексным планом мероприятий государственной программы «Чистый воздух» национального проекта «Экология»;
  • отсутствуют данные о состоянии парка общественного транспорта (количество, выход на маршрут, вместимость, возраст, степень износа, заполняемость);
  • отсутствуют экономические показатели работы имеющегося подвижного состава и прогнозные расчеты повышения эффективности в результате реализации предлагаемых планом мер; 
  • отсутствуют расчет необходимого количества подвижного состава (по каждому маршруту);
  • отсутствует описание емкости рынка - выручка муниципальных перевозчиков и частных;
  • отсутствует анализ предыдущей попытки внедрения безналичной оплаты (транспортных карт);
  • отсутствует информация о налоговых отчислениях муниципальных и частных перевозчиков и прогноз того, какими будут отчисления после введения системы безналичной оплаты на всех видах общественного транспорта;
  • отсутствует информация о проработке технического оснащения подвижного состава в связи с внедрением безналичной оплаты проезда;
  • отсутствует информация об источниках финансирования на приобретение необходимого оборудования;
  • отсутствует информация о финансовой схеме сбора платы за проезд, формировании сети реализации билетов и транспортных карт;
  • отсутствует информация о том, как будет осуществляться контроль безналичной оплаты проезда и недопущения нелегальных перевозок с оплатой «черным» налом;
  • отсутствует информация, как будет осуществляться контроль деятельности перевозчиков, какие штрафные санкции предусмотрены;
  • отсутствует информация, как и кем будет осуществляться обработка данных по перевозке льготных категорий пассажиров, как будут осуществляться расчеты;
  • не приведены основания, почему заключение контрактов на обслуживание маршрутов по регулируемому тарифу требует 3,27 млрд рублей, достаточных для того, чтобы весь общественный транспорт бесплатно работал в течение нескольких месяцев;
  • отсутствует объяснение, каким образом предложенные планом меры позволят существенным образом повлиять на выручку и рентабельность. Не приведены данные по росту числа пассажиров, перевозку которых возьмет на себя муниципальный транспорт. Не приведены основания, исходя из которых исчезнут факторы, приводящие к формированию кредиторской задолженности муниципальных предприятий;
  • в плане отсутствует расчет эффективности запрашиваемых бюджетных средств;
  • план составлен без понимания теоретических основ формирования устойчивой системы общественного транспорта, эффективная работа которого достигается за счет грамотного управления состоянием, спросом, развитием и доступом.

Также документ содержит требование «в кратчайшие сроки представить переработанный и дополненный план действий по модернизации транспортной системы Челябинска, базирующийся на актуальной транспортной модели города, планах развития в соответствии с Генеральным планом и вновь возникающими пассажиропотоками, предложениях по туннелю метро, ясной экономической модели, реальной оценке расходов и доходов (с учетом прогноза платежеспособности всех слоев населения) в рамках запланированных мероприятий».

«Судя по качеству того диалога, который сейчас идет между главой региона и мэрией Челябинска, необходим тотальный аудит всей деятельности работы мэрии, — считает директор аналитической группы «Интро-Н» Дмитрий Чудиновских, долгое время продвигающий идеи создания в Челябинске сети маршрутов скоростных трамваев. — И, возможно, такой аудит необходим не только по вопросам работы транспорта, но и в принципе по всем механизмам принятия управленческих решений на уровне администрации города. Вопрос лишь в том, кто начнет этот аудит — сама мэрия или внешние по отношению к ней структуры».

«Думаю, что Владимир Елистратов попытался изобразить «хорошую мину при плохой игре» и сейчас это все, что ему остается делать, — считает директор аналитического агентства «Монитор», политолог Алексей Ширинкин. — На самом деле ситуация с работой общественного транспорта, с одной стороны, заведена в полный тупик и кризис, с другой стороны, у мэрии сейчас нет ни реального понимания, ни готовности даже для составления нормального плана работы по ее исправлению. К тому же есть и определенная зависимость от людей, которые де-факто контролируют эту отрасль городского хозяйства. Но главный вопрос — что дальше? Проблему надо решать, но кто, как и когда будет это делать?»

ЕАН будет следить за развитием событий.

Дмитрий Моргулес