Языковая игра с хлопками: итоги недели от редактора ЕАН Артема Рябова
Люблю Екатеринбург и от всей души поздравляю горожан с его 301-летием. Уверен, что праздник уральской столицы будет одной из центральных тем грядущих выходных, даже если, как и прогнозируют синоптики, будет туманно, холодно и дождливо. Но пока Дня города еще не случилось, расскажу о событиях и явлениях, празднику предшествовавших.
Уходящая рабочая неделя прошла под знаком военных действий в Курской области. Уральские чиновники соревновались, кто быстрее расскажет о переводе части своих зарплат в помощь пострадавшим от нападения ВСУ. Благотворители, политики и вездесущий «Сима-ленд» направили курянам вторую фуру гуманитарной помощи. А вот уральский полпред, по совместительству и. о. генсека «Единой России», Владимир Якушев отправился в Курскую область лично. Он проверил работу распределительного центра гуманитарной помощи, посетил пункты временного размещения жителей и доставил необходимые вещи в областную больницу. «Наша задача – помочь людям», — сказал Якушев и призвал волонтеров еще активнее помогать пострадавшим от нападения ВСУ.
В Екатеринбурге к длительному сроку приговорили спонсора украинской армии. Гражданка РФ и США Ксения Хавана (в девичестве Карелина) получила 12 лет колонии общего режима и 2 года последующих ограничений. Кроме того, она должна будет выплатить штраф в размере 300 тыс. рублей. Ей вменяли госизмену за 51 доллар 80 центов, переведенных в фонд помощи ВСУ. Перевод она сделала в день начала СВО — 24 февраля 2022 года, причем находясь в США. А попалась в Екатеринбурге, и совершенно случайно. В январе текущего года, приехав в гости к родственникам, она со своими местными друзьями-приятелями гуляла возле кинотеатра «Заря». Было холодно, потому гуляли они «под градусом». Доблестные сотрудники полиции обратили на них внимание. Российско-американская гражданка упражнялась в применении табуированной лексики (по-простому материлась, но я сегодня про филологию, поэтому будем сложнее), на замечания сотрудников не реагировала, и ее доставили в отдел полиции. За хулиганство ей назначили 14 суток административного ареста. Но посмотрели содержимое ее телефона, а там как раз тот самый перевод 51 доллара 80 центов. И, как писал Аверченко, «все заверте…». Теперь Хавана-Карелина утверждает, что просто перевела деньги не на тот номер, и просит включить ее в программу обмена заключенными.
Забавная филологическая история на этой неделе случилась во время встречи уральских журналистов с директором Департамента информационной политики МЧС России, пресс-секретарем министра Романом Охотенко. Московскому гостю на фоне недавней тагильской трагедии задали прямой вопрос: почему все рупоры МЧС — пресс-служба, telegram-каналы и публичные спикеры — назвали произошедшее на Сибирской, 81 «хлопком». Генерал-майор Охотенко за вопрос поблагодарил и проговорился, что, по их внутренней терминологии, «хлопок» — это взрыв без признаков терроризма. Чиновники из «министерства добра» (именно так отрекомендовал Роман Витальевич свое ведомство в начале встречи) полагают, что называть взрыв «взрывом» — это нагнетание и без того неспокойной обстановки. И если бы МЧС так поступило, то обязательно нашлись бы «представители врага», которые воспользовались бы этой ситуацией в своих целях. Тогда мы спросили генерала Охотенко, не неуважение ли это к читателям и зрителям, когда происшествие, обрушившее дом, лишившее жизни 10 человек, упрощают до «хлопка». Чиновник с пониманием отметил, что над терминологией действительно, наверное, стоит поработать. При этом он настойчиво подчеркивал, что МЧС не обладает правом определять, есть ли признаки терроризма в случившемся. И вообще дело его ведомства — работать и спасать жизни. Этим же было объяснено то, что прибывший в Нижний Тагил заместитель министра Илья Денисов не вышел общаться с журналистами. «Перед ним стояли совершенно иные, конкретные задачи», — отметил пресс-секретарь министра и начал рассказывать о необходимости установки в квартирах пожарных извещателей и приобретения огнетушителей.
И еще одна околофилологическая новость - на этой неделе открывают после реконструкции Литературный квартал в Екатеринбурге. Реконструкция парка шла с прошлого года. Отремонтировали дорожки, освещение, установили пандусы, посадили деревья и кустарники. В Литквартале появились три детские площадки, бетонные скамейки с настилом из лиственницы, двухъярусная скамья, добавлена ландшафтная подсветка деревьев. В День города там анонсируют большую праздничную программу. Ее решили ненавязчиво приурочить к отмечавшемуся 6 июня 225-летию А.С. Пушкина. Обещают литературные гадания, настольные игры, встречу с Ариной Родионовной, прогулку барышень в нарядах пушкинской эпохи, танцы XIX века. Странно одно: вся литературная часть заменена исключительно «визуалом». Еще несколько лет назад на нереконструированной эстраде в Литературном квартале в День города выступали уральские поэты. В этот раз поэты в парке читать свои стихи организованно не будут.
К слову, вспомнилось событие прошлой субботы. Не в Литературном квартале, но в Екатеринбурге на площадке возле ТЦ «Мега» собрались молодые поэты уральской столицы и участвовали в поэтическом слэме. Было интересно: 12 молодых и талантливых авторов сначала читали свои стихи под музыкальную импровизацию от композитора Майкла Мерино. Потом демонстрировали визуальное сопровождение своих стихов при помощи видео, созданного нейросетями. В финале трое признанных лучшими просто читали свои стихи. И если на выступлениях уральских поэтов в Литературном квартале аудитория обычно была возрастная, то у «Меги» собралась молодежь.
Были, конечно, минусы у этого действа. Лично мне показался неясным отбор членов жюри и критерии их оценки артистизма поэтов, равно как и качества литературных произведений. Впрочем, я — рядовой зритель, слушатель и читатель, и совсем не эксперт в театрализации, глубине филологического образа и мастерстве языковой игры. Да и, потом, я предвзят (шел я на поэтический слэм исключительно ради одной конкретной участницы). Важно другое: современная екатеринбургская поэзия перестала быть просто литературным творчеством. Она становится полиформатной: начинает сочетать в себе не только глубину поэтического образа, не только качественную и красивую языковую игру, но и визуальную составляющую. Иллюстрацией тому — популярные проекты «Чтецы», «Чемпионат поэзии имени Маяковского», проект «Поэтический вечер» театра НАШ. Кто-то предположит, что это из-за клиповости сознания современной молодежи: без визуализации поэзия не то (может, поэтому и решили в Литературном квартале на День города обойтись без поэзии). Но я думаю иначе: автор поэтического произведения становится полноценным художником — он не только дает слова и эмоции, но и указывает направление своего замысла, по сути, обращается проводником к личному изменению своего читателя, слушателя, зрителя (а подчас и себя самого тоже). И мы меняемся. И это настоящее настоящей поэзии. Музыка, нейросети, театрализация — приметы времени востребованных молодежью стихов екатеринбургских поэтов. И в ответ на такую поэзию звучат аплодисменты. Иначе говоря, хлопки…
А значит, поэт-художник, действительно меняющий каждого своего читателя-слушателя-зрителя, вновь сыграет свою языковую игру и подарит новые глубокие образы и направления движения души, востребованные нами. А к 302-летию Екатеринбурга в Литературном квартале будет не только визуализация, но и настоящее литературное творчество.
Артем Рябов