September 11, 2019, 12:07 PM

Екатеринбургу грозит экологическая катастрофа из-за «фекальной мафии»

В Екатеринбурге не могут найти управу на ассенизаторов, бесконтрольно нагружающих фекалиями городскую канализацию. Трубы из-за этого постоянно засоряются, а стоки изливаются наружу. Более того, есть угроза настоящей экологической катастрофы. В полиции и прокуратуре о ситуации знают, известны даже номера машин нелегалов. Но наказать ассенизаторов правоохранители почему-то не могут. Подробности – в материале ЕАН.

Машины, обслуживающие частный сектор на окраинах мегаполиса, без спросу открывают люки, а иногда и просто продалбливают в них дыру, рассказал нашему агентству заместитель директора по безопасности Александр Бартель. Ассенизаторы могли бы цивилизованно сливать отходы на аэрационных станциях на Химмаше и Эльмаше, и стоит это достаточно недорого – всего около 300 рублей за машину (с учетом, что клиенты платят им по 1,2-2,5 тыс.). Однако до места цивилизованного приема отходов долго ехать, а ассенизаторам выгоднее сделать большое количество рейсов и «опорожниться» неподалеку. При этом нелегалы вкладывают ресурсы, чтобы оборудовать незаконную точку слива. Ставят ограждения, шлагбаумы, делают специальные настилы для проезда.

 Жалоба на бардак в екатеринбургском Водоканале уйдет генеральному прокурору 

Слив «левых» фекалий чреват массой последствий. Сети канализации проектируются под определенный объем стоков - в зависимости от этого рассчитывается диаметр трубы и мощность насоса для перекачки. Во время нелегального слива нечистот из машин объем стоков в трубе увеличивается в два-три раза. При этом нечистоты, откачанные из выгребных ям, не разбавлены водой, как обычное содержимое канализации. Поэтому по ходу движения фекальных масс возникают засоры, и нечистоты изливаются на поверхность.

Такая проблема, в частности, есть у поселка Исток, где канализация топит экспериментальные поля Уральского НИИСХ Россельхозакадемии. Как рассказали ЕАН в НИИ, там оказались залитыми около 1 га посевов. Сами посевы не погибли, но канализационные воды помешали проведению исследований в рамках госзадания.

Похожая ситуация в Шабрах и в Юго-западном районе Екатеринбурга, где идет коллектор вдоль Объездной до улицы Амундсена.

Кроме того, ассенизаторы вываливают в колодцы посторонние предметы – бытовой и строительный мусор. В «левых» стоках могут быть и посторонние химвещества, например, нефтепродукты, попадание которых в бытовую канализацию недопустимо. Посторонние примеси и предметы нарушают технологию очистки стоков.

 «Первый этап очистки – решетки, очистка от крупного мусора. Если мазут попал на решетки, то они теряют эффективность – мусор на них просто налипает и забивает систему, очистка прекращается, для возобновления работоспособности оборудования нужно от нескольких часов до нескольких дней. Остановка очистки на этом этапе может приводить к подтоплению и к неисправности насосов станции, которая качает стоки на следующий этап», - говорит Александр Бартель.

Кроме того, нефтепродукты убивают биологически активный ил.

 Жителей ЖБИ и Синих Камней ждут проблемы с водой 

«Восстановление работоспособности каждого этапа может занимать несколько суток, что недопустимо для мегаполиса. Кроме мазута таким способом в сеть могут попадать и другие химические соединения – например, несколько раз был сброшен ацетон, и это опасно не только для технологии и сооружений, но и для здоровья работников. Попадание на станцию через канализационные сети стоков, содержащих химические продукты и продукты нефтепереботки, происходит минимум один раз в месяц. Деньги, которые тратят на штрафы и возмещения ущербов, – миллионы рублей», - предупреждает эксперт, отмечая, что эти средства могли бы пойти на внедрение современных технологий и обновление сетей.

Чтобы решить проблему, Водоканал прорабатывает возможность строительства специальных станций для цивилизованного приема стоков. Но это займет продолжительное время и потребует значительных вложений, источник которых пока не определен. Такая станция должна быть оборудована специальным ограждением, системой учета стоков, должно быть обеспечено их разведение в соотношении 1:3 и помывка колес машин после опорожнения.

 Охранять колодцы от незаконного вмешательства нереально – их слишком много, они расположены через каждые 50 - 100 м. При этом фекальный бизнес, похоже, контролируют криминальные элементы. Например, когда бригада Водоканала отправилась в Исток, чтобы закопать люк, востребованный нелегалами, ее встретили люди с битами. Один из них был «по пояс голый и весь в наколках». В Водоканале уточняют, что он прибыл на «четырнадцатой» и они знают ее госномер. 

Группа стала высказывать угрозы, и бригаде пришлось развернуться. В следующий раз они приехали на место уже с нанятыми сотрудниками ЧОПа. 

О незаконном бизнесе известно природоохранной прокуратуре и полиции. Но правоохранители почему-то ничего не могут сделать, хотя им даже удалось вычислить владельцев опорожняющихся машин и поговорить с их представителями. Те даже не отрицали возможность слива стоков ЖБО в сети канализации. Однако силовикам не удалось найти водителей, которые непосредственно могли это делать.

«Указанной специализированной автомашиной марки КамАЗ управляют наемные водители, которые часто меняются в связи с невысокой заработной платой», - говорится в ответе отдела полиции № 6 на обращение Водоканала.

Поскольку в действиях владельцев машин правоохранители преступления не обнаружили, а водителей, в действиях которых признаки преступления усматривались, силовики разыскать не смогли, к ответственности в итоге никого не привлекли. 

Горадминистрация и природоохранная прокуратура сами указывали Водоканалу на то, что в его сети сливают какие-то «левые» стоки, и требовали принять меры. 

ЕАН будет следить за развитием событий.

Ольга Лобовикова

 «Майор ФСБ, тюменец»: Водоканалу Екатеринбурга нашли нового директора