Осень – традиционно «горячее» время для региональной политики. Начинают работу региональные парламенты и представительные органы местного самоуправления, идет обсуждение и принятие бюджетных документов, во многом определяющих жизнь региона в следующем году. Дополнительную остроту информповестке придает кампания по выборам депутатов в Государственную Думу. И малоприятный сюрприз октября – резкий рост цен на ряд продуктов питания, вызвавший кризис на региональном продовольственном рынке.
Горячие темы октября комментирует депутат областной Думы, лидер регионального отделения Либерально-Демократической партии России Владимир Таскаев.
- Владимир Павлович, комментируя принятие бюджета области на 2008, год вы отметили, что «Мелких погрешностей в бюджете много и к ним можно придираться до бесконечности. Однако бюджет надо было принимать, и депутаты понимали это». Как бы Вы оценили бюджет-2008 по пятибалльной шкале? Какие разделы бюджета кажутся Вам наиболее заслуживающими критики? Будет ли у депутатов возможность выправить недоработки в рабочем порядке?
– Чтобы оценивать бюджет, необходимо понять, а что собственно мы собираемся оценить. Соответствует ли принятый документ Бюджетному кодексу? Соответствует ли принятый закон бюджетным посланиям Президента и Губернатора? Как участвовало наше Правительство в разработке бюджета? Эффективно ли распределены средства бюджета? Итак, давайте по порядку.
Соответствие Бюджетному кодексу. С натяжкой, но можно поставить «4». Нам удалось добиться, чтобы Правительство отразило в бюджете средства, размещенные на различных депозитах, что повышает прозрачность бюджета. Однако, нерешённых вопросов ещё много. Например, в бюджете области на кредитование юридических лиц выделено более миллиарда рублей. Если следовать букве Бюджетного кодекса, то этого делать нельзя. Минфин и часть депутатов считают, что если следовать закону не столь буквально, то кредитовать юридические лица можно. Последние годы расходы по данной статье резко выросли, особенно после внесения изменений в Бюджетный кодекс. Видимо, Правительство всё же сомневается в своей правоте по данному вопросу и пытается пока еще можно, воспользоваться этим ресурсом.
Бюджет не должен заниматься кредитованием, это функция кредитных учреждений. Бюджет может только каким-то образом способствовать, например, субсидировать процентные ставки, использование института гарантий. Это чётко отражено в Бюджетном кодексе РФ.
Соответствие принятого документа бюджетным посланиям Президента и Губернатора. Поставил бы «3». Губернатор Эдуард Россель в своем бюджетном послании, продекларировал, что бюджет должен быть социально ориентирован. Однако, если сравнивать проектные показатели на 2008 год с действующими бюджетными показателями на 2007 год, то мы убедимся, что именно по социальным статьям рост расходов происходит минимальный, а по некоторым и вовсе сократился. По сельскому хозяйству расходы также сократились. А ведь это действительно приоритетные направления.
Качество работы Правительства области по разработке бюджета. Ставлю «3» и далеко не «твёрдую». На заседании Правительства я неоднократно просил председателя Правительства предоставить мне протокол заседания Правительства, на котором обсуждался проект бюджета. Мне его предоставили только после принятия Закона Областной Думой. Ну и что, я посмотрел протокол, а потом поискал повестку правительства на тот день, которым датирован протокол, так там в повестке данного вопроса не было! Получается, что даже если проект закона обсуждался (во что с трудом верится), то члены Правительства не были готовы его обсуждать, так как в проекте повестки его не было.
Эффективность использования бюджетных средств. Здесь «твердая», но «2». Посмотрите, куда мы направляем средства. На супердорогую лыжно-биатлонную трассу. Кто решил, что она нам нужна? А если и нужна, то почему ее нужно непременно за бюджетные деньги строить? А замена автопарка для Правительства и депутатов? Примеров можно привести массу. Я считаю, что от социальной ориентированности бюджета, а именно такую задачу губернатор поставил перед депутатами, остались одни слова.
- К 1 декабря Правительство Свердловской области обязано на основании проекта концепции губернаторской программы разработать проект закона о поддержке «Уральской деревни». Как Вы считаете, стоит ли закладывать в программу меры, направленные на профилактику продовольственных кризисов, подобных тому, что произошел в сентябре этого года и все еще продолжается?
– Проект «Уральская деревня», прежде всего, должен быть направлен на возрождение деревни, комплексное развитие и сельхозпроизводства, и сельских поселений. Нам не только и даже не столько о производстве думать надо, сколько о налаживания для людей достойных условий жизни. Поэтому должны планироваться проекты развития инфраструктуры, жилищного строительства, системы образования на селе.
Профилактика продовольственных кризисов – это вопрос отдельный, возможно нужна целевая программа по созданию областного продовольственного резерва. Не лишним было бы рассмотреть уже сейчас вопрос о проведении антикризисных рыночных интервенций. Тогда в данной программе необходимо закладывать средства на формирование института «кризисных поставщиков». Однако это очень непростой вопрос. Министр сельского хозяйства области Сергей Чемезов, в докладе о мероприятиях по устранению кризиса, четко сказал, что в области в основном кризис был спровоцирован двумя категориями товаров, подсолнечным маслом и хлебобулочными изделиями. Подсолнечное масло в нашей области не производится. Поэтому как влиять через программу «Уральская деревня» на цену данного продукта, я с трудом представляю.
- В связи с предыдущим вопросом: после 2 ноября многие ваши коллеги и Вы сами будете заняты выборной кампанией. Смогут ли депутаты в этот период собраться на внеочередное заседание Думы, если потребуется корректировка бюджета в связи с изменением закупочных цен на сельхозпродукцию и нормативов снабжения социальных учреждений?
– Я и мои коллеги, всегда готовы собраться, если это необходимо в интересах жителей области. Но таких поправок в бюджет, скорее всего, не будет. И потом, если для решения данного вопроса необходимо будет корректировать бюджет, то считайте, что вопрос будет «зарублен». Дело в том, что процедура решения вопросов через внесение изменений в бюджет, чревата тем, что можно не успеть это сделать, в силу сложности бюджетного процесса. Вот смотрите, я вам опишу вкратце самые основные этапы решения вопросов через изменение бюджета: подготовить законопроект, внести его в Думу, рассмотреть на профильном комитете, рассмотреть на Думе – рассмотреть на Палате – подписать Губернатором и опубликовать – затем внести изменения в бюджетную роспись – затем провести конкурсы. Это я еще не указываю самых минимальных сроков по каждому этапу. Я считаю, что для предотвращения таких кризисов необходимо создание резервного областного фонда. Либо должны использоваться чисто управленческие решения, не связанные с бюджетным процессом.
- Владимир Павлович, региональное отделение одной из партий, принимающих участие в выборах в Государственную Думу, переживает кризис. Я говорю о «Справедливой России». Как на Ваш взгляд, к каким политическим партиям могут примкнуть избиратели, недовольные решениями центрального аппарата партии? Кто «растащит» протестный электорат «справедливороссов»?
– А есть что «растаскивать»? Электоральный потенциал «Справедливой России» серьёзно завышался журналистами и ангажированными политологами. Понятно почему, всё же третий человек в стране возглавляет партию. Но, не успев объединиться, будущие однопартийцы уже стали разбегаться. В СР уже нет ни «пенсионеров», ни «родинцев». А избиратель, кстати, о всех этих играх политического бомонда даже не знает. Я только что вернулся из поездки по северу области, много общался. Люди знают ЛДПР, «Единую Россию», КПРФ, некоторые вспоминают СПС и всё. Весь ресурс «Справедливой России» был сосредоточен в Екатеринбурге и это люди поддерживающие лично Е.Ройзмана. За кого они будут теперь голосовать? Я не социолог, чтобы привести конкретные цифры. Но мне лично многие сторонники Ройзмана говорят, что симпатизируют ЛДПР, какая-то небольшая часть уйдёт, наверно, к коммунистам.
Подготовила Елена Глушкова.
...
Горячие темы октября комментирует депутат областной Думы, лидер регионального отделения Либерально-Демократической партии России Владимир Таскаев.
- Владимир Павлович, комментируя принятие бюджета области на 2008, год вы отметили, что «Мелких погрешностей в бюджете много и к ним можно придираться до бесконечности. Однако бюджет надо было принимать, и депутаты понимали это». Как бы Вы оценили бюджет-2008 по пятибалльной шкале? Какие разделы бюджета кажутся Вам наиболее заслуживающими критики? Будет ли у депутатов возможность выправить недоработки в рабочем порядке?
– Чтобы оценивать бюджет, необходимо понять, а что собственно мы собираемся оценить. Соответствует ли принятый документ Бюджетному кодексу? Соответствует ли принятый закон бюджетным посланиям Президента и Губернатора? Как участвовало наше Правительство в разработке бюджета? Эффективно ли распределены средства бюджета? Итак, давайте по порядку.
Соответствие Бюджетному кодексу. С натяжкой, но можно поставить «4». Нам удалось добиться, чтобы Правительство отразило в бюджете средства, размещенные на различных депозитах, что повышает прозрачность бюджета. Однако, нерешённых вопросов ещё много. Например, в бюджете области на кредитование юридических лиц выделено более миллиарда рублей. Если следовать букве Бюджетного кодекса, то этого делать нельзя. Минфин и часть депутатов считают, что если следовать закону не столь буквально, то кредитовать юридические лица можно. Последние годы расходы по данной статье резко выросли, особенно после внесения изменений в Бюджетный кодекс. Видимо, Правительство всё же сомневается в своей правоте по данному вопросу и пытается пока еще можно, воспользоваться этим ресурсом.
Бюджет не должен заниматься кредитованием, это функция кредитных учреждений. Бюджет может только каким-то образом способствовать, например, субсидировать процентные ставки, использование института гарантий. Это чётко отражено в Бюджетном кодексе РФ.
Соответствие принятого документа бюджетным посланиям Президента и Губернатора. Поставил бы «3». Губернатор Эдуард Россель в своем бюджетном послании, продекларировал, что бюджет должен быть социально ориентирован. Однако, если сравнивать проектные показатели на 2008 год с действующими бюджетными показателями на 2007 год, то мы убедимся, что именно по социальным статьям рост расходов происходит минимальный, а по некоторым и вовсе сократился. По сельскому хозяйству расходы также сократились. А ведь это действительно приоритетные направления.
Качество работы Правительства области по разработке бюджета. Ставлю «3» и далеко не «твёрдую». На заседании Правительства я неоднократно просил председателя Правительства предоставить мне протокол заседания Правительства, на котором обсуждался проект бюджета. Мне его предоставили только после принятия Закона Областной Думой. Ну и что, я посмотрел протокол, а потом поискал повестку правительства на тот день, которым датирован протокол, так там в повестке данного вопроса не было! Получается, что даже если проект закона обсуждался (во что с трудом верится), то члены Правительства не были готовы его обсуждать, так как в проекте повестки его не было.
Эффективность использования бюджетных средств. Здесь «твердая», но «2». Посмотрите, куда мы направляем средства. На супердорогую лыжно-биатлонную трассу. Кто решил, что она нам нужна? А если и нужна, то почему ее нужно непременно за бюджетные деньги строить? А замена автопарка для Правительства и депутатов? Примеров можно привести массу. Я считаю, что от социальной ориентированности бюджета, а именно такую задачу губернатор поставил перед депутатами, остались одни слова.
- К 1 декабря Правительство Свердловской области обязано на основании проекта концепции губернаторской программы разработать проект закона о поддержке «Уральской деревни». Как Вы считаете, стоит ли закладывать в программу меры, направленные на профилактику продовольственных кризисов, подобных тому, что произошел в сентябре этого года и все еще продолжается?
– Проект «Уральская деревня», прежде всего, должен быть направлен на возрождение деревни, комплексное развитие и сельхозпроизводства, и сельских поселений. Нам не только и даже не столько о производстве думать надо, сколько о налаживания для людей достойных условий жизни. Поэтому должны планироваться проекты развития инфраструктуры, жилищного строительства, системы образования на селе.
Профилактика продовольственных кризисов – это вопрос отдельный, возможно нужна целевая программа по созданию областного продовольственного резерва. Не лишним было бы рассмотреть уже сейчас вопрос о проведении антикризисных рыночных интервенций. Тогда в данной программе необходимо закладывать средства на формирование института «кризисных поставщиков». Однако это очень непростой вопрос. Министр сельского хозяйства области Сергей Чемезов, в докладе о мероприятиях по устранению кризиса, четко сказал, что в области в основном кризис был спровоцирован двумя категориями товаров, подсолнечным маслом и хлебобулочными изделиями. Подсолнечное масло в нашей области не производится. Поэтому как влиять через программу «Уральская деревня» на цену данного продукта, я с трудом представляю.
- В связи с предыдущим вопросом: после 2 ноября многие ваши коллеги и Вы сами будете заняты выборной кампанией. Смогут ли депутаты в этот период собраться на внеочередное заседание Думы, если потребуется корректировка бюджета в связи с изменением закупочных цен на сельхозпродукцию и нормативов снабжения социальных учреждений?
– Я и мои коллеги, всегда готовы собраться, если это необходимо в интересах жителей области. Но таких поправок в бюджет, скорее всего, не будет. И потом, если для решения данного вопроса необходимо будет корректировать бюджет, то считайте, что вопрос будет «зарублен». Дело в том, что процедура решения вопросов через внесение изменений в бюджет, чревата тем, что можно не успеть это сделать, в силу сложности бюджетного процесса. Вот смотрите, я вам опишу вкратце самые основные этапы решения вопросов через изменение бюджета: подготовить законопроект, внести его в Думу, рассмотреть на профильном комитете, рассмотреть на Думе – рассмотреть на Палате – подписать Губернатором и опубликовать – затем внести изменения в бюджетную роспись – затем провести конкурсы. Это я еще не указываю самых минимальных сроков по каждому этапу. Я считаю, что для предотвращения таких кризисов необходимо создание резервного областного фонда. Либо должны использоваться чисто управленческие решения, не связанные с бюджетным процессом.
- Владимир Павлович, региональное отделение одной из партий, принимающих участие в выборах в Государственную Думу, переживает кризис. Я говорю о «Справедливой России». Как на Ваш взгляд, к каким политическим партиям могут примкнуть избиратели, недовольные решениями центрального аппарата партии? Кто «растащит» протестный электорат «справедливороссов»?
– А есть что «растаскивать»? Электоральный потенциал «Справедливой России» серьёзно завышался журналистами и ангажированными политологами. Понятно почему, всё же третий человек в стране возглавляет партию. Но, не успев объединиться, будущие однопартийцы уже стали разбегаться. В СР уже нет ни «пенсионеров», ни «родинцев». А избиратель, кстати, о всех этих играх политического бомонда даже не знает. Я только что вернулся из поездки по северу области, много общался. Люди знают ЛДПР, «Единую Россию», КПРФ, некоторые вспоминают СПС и всё. Весь ресурс «Справедливой России» был сосредоточен в Екатеринбурге и это люди поддерживающие лично Е.Ройзмана. За кого они будут теперь голосовать? Я не социолог, чтобы привести конкретные цифры. Но мне лично многие сторонники Ройзмана говорят, что симпатизируют ЛДПР, какая-то небольшая часть уйдёт, наверно, к коммунистам.
Подготовила Елена Глушкова.
...

