108. Москва. Председатель комитета по безопасности Государственной думы Владимир Васильев заявил, что во время конфликта вокруг Южной Осетии Аль-Каида призывала своих сторонников разжигать ситуацию на Кавказе. На вопросы корреспондента ЕАН в Москве ответил председатель комитета по безопасности Государственной думы Владимир Васильев. По мнению Владимира Васильева, война на Кавказе показала, что Россия состоялась как государство.
- Владимир Абдуалиевич, одной из внешних угроз России считается расширение НАТО к российскими границам. Но после войны на Кавказе власти Грузии и Украины заявили о еще большем желании вступить в Северо-Атлантический альянс. Даже такие страны, как Финляндия и Швеция, заявили и необходимости ведения дискуссии по поводу членства в этой организации. Получается, что в этом вопросе Россия достигла противоположных результатов?
- Чего добилась Россия? А знаете, что самое интересное? Россия ничего не добивалась. Россия защищала людей, которых убивали. Причем убивали южных осетин, а наши это северные осетины. Но это один народ. В советском прошлом Южную Осетию никто не спрашивал, когда Сталин включил ее и Абхазию в состав Грузии. После этого они проводили референдум и говорили, о том, что они не хотят быть в составе Грузии, а хотят быть отдельным государством. Потом был поход Гамсахурдии под лозунгом «Грузия для грузин», а потом была недавняя агрессия.
Там очень была непростая ситуация. Людей убивали, был исход беженцев, мы обращались в ООН, но ситуация не решалась. Кому-то видимо очень хотелось, чтобы был маленький «блитц криг», нет народа, нет проблем. И мы, со своей стороны, ни на что не рассчитывали, мы выступали в роли миротворцев.
А что мы могли сделать в этой ситуации? Мы спасли тысячи жизней, вот это точно, и выполнили свои обязательства как миротворцев, причем миротворцев, которые действовали по мандату ООН. И все признавали, что убивать миротворцев нельзя, убивать мирных людей нельзя. Образно говоря, мы как государство состоялись, иначе не было бы этих людей, многие из которых были нашими гражданами.
Теперь давайте посмотрим, а что выиграли те, кто эту войну затевали. Грузия сейчас пытается объединиться на наднациональной почве. Но на территории Грузии живут и другие этносы, там непростая ситуация. И чем больше они национальную идею будут развивать, тем больше столкновений будет возникать внутри.
- С вашей точки зрения, насколько вероятно то, что Россия может столкнуться с грузинским терроризмом на подобие чеченского?
- Спасибо за этот вопрос. Просто темой терроризма приходится заниматься больше всего. В мире помимо таких сил как Россия, США, НАТО, у которых разные позиции, есть еще одна сторона. Я знаю точно, что 20 августа на арабских интернет сайтах Аль-Каида распространила обращение, в том числе и к региону Северного Кавказа. И фактически она
распространила инструкции своим сторонникам надевать форму грузин и расстреливать российские силы и, наоборот, надевать российскую военную форму и расстреливать народ, проводить акции по дискредитации местной администрации, разжигать ситуацию не только в Чечне, но и в других регионах. Вот этот противник цивилизацонный он очень тонко и точно чувствует ситуацию. И когда мы, современные государства, современные политики, несущие ответственность перед своими народами, оказались неспособными решить ситуацию, у них появляется шанс. Так что я думаю, человечество выиграет, если мы в результате приобретем мудрость и ответственность, а не блоковый подход и конъюнктурное решение вопросов под выборы
- Россия показала, что она готова к решительным шагам. На чем базируется сейчас политика России?
- Россия выстроила свои приоритеты, и мы не собираемся их терять. Но Россия всегда будет действовать в рамках принципов международного права, у нас другого пути нет. Мы не можем в отличие от Соединенных Штатов, противопоставить международному праву диктат силы, финансовые ресурсы, я бы сказал, такую блоковую политику пропихивания своих интересов. Мы просто не можем себе эту роскошь позволить. Помните мюнхенскую речь Владимира Путина? До сих пор ее помнят и комментируют, вот в этом сила России, в том, что мир стал многополярным.
- Давайте перейдем к внутренним событиям, и в частности, к смерти Магомеда Евлоева, владельца оппозиционного сайта Ингушетия.ру. Как вы считаете, может ли считаться убийством по неосторожности, тот случай, когда пуля входит в один висок, а выходит в другой?
- Вы знаете, бывают такие случайные ситуации, которых вы даже представить себе не можете. У меня есть пример, когда на охоте дед с 400 метров убил собственного внука выстрелом в живот. Поэтому мы можем рассуждать, как и что происходило там, но мы получим результаты экспертизы и получим ответы.
- Как вы оцениваете заявления ряда политических сил в Ингушетии, что они поставят вопрос о выходе из состава Российской Федерации в связи с бездействием, как властей Ингушетии, так и федерального центра в республике?
- Что касается заявлений, то политические силы Ингушетии вправе делать заявления, а дальше если они хотят им следовать, то, как в той же Южной Осетии или в Абхазии, когда встал такой вопрос, то проводился референдум.
Но опять же, хочу в связи с этим вернуться к теме терроризма. Так вот те же самые специалисты из Аль-Каиды совершенно четко рекомендовали своим сторонникам, и конкретно по Северному Кавказу, организовывать такого рода заявления которые приведут к делегитимизации местной администрации, раскачивать ситуацию изнутри. Поэтому тут тоже есть вопросы. Те люди, которые принимают такое решение, они, видимо, понимают, что они делают, и готовы отвечать за свои действия. Если это происходит в рамках допущенных законов, то вопросов нет, но если нет, то придется отвечать перед законом.
Сергей Морозов, Европейско-Азиатские новости.