РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 11:56

Экономика на стероидах не может расти вечно: интервью профессора Зубаревич ЕАН

© ЕАН / Профессор Наталья Зубаревич, анализируя статистику, рассказывает о настоящем положении дел в регионах
Сокращение бюджетных расходов и рост заработных плат – вот главные приметы 2024 года. «По крайней мере, той его части, по которой есть статистика», – уточняет собеседник ЕАН, российский экономико-географ, специалист в области социально-экономического развития регионов, профессор МГУ Наталья Зубаревич. По ее словам, сейчас в экономике заканчивается действие «стероидов» – бюджетных вливаний. Это не может не отразиться на всех сферах, ведь замедление уже пошло практически по всем направлениям.
– Что происходило в экономиках Свердловской, Челябинской и Оренбургской областей в 2024 году? Хотелось бы подвести итоги года.
– Я опираюсь только на данные статистики, и пока вышли показатели за январь - октябрь 2024 года. И хотя эти данные неполные, однако тенденции уже более-менее понятны. В экономике идет замедление темпов роста, которое с третьего квартала ускорилось. То есть бюджетный импульс, когда бюджет деньги в экономику просто вливает, уже не дает огромного эффекта.
Я это всегда называю «экономика на стероидах», а действие стероидов заканчивается. То есть в обрабатывающей промышленности все еще «колосится», но с замедлением: было под 10% роста показателей относительно 2023 года, а в третьем квартале только 6%. Но рост.
Если брать строительный сектор, то это проблемная зона, и тут темпы роста серьезнейшим образом замедляются. В общем по отрасли 2%, а в жилищном строительстве рост около 1,5%. Хотя есть места, где уже в жилищном строительстве мощнейший спад. Это прежде всего две столичные агломерации, особенно Москва и Питер, - там на 20-25% уже сократился ввод жилья, и Краснодарский край – это самые крупные регионы по вводу жилья.
В целом по стране минуса в темпах роста нет почти нигде, кроме добывающей промышленности. Она в минусе небольшом: 1%. Но там причина нам понятна: отчасти это сделка ОПЕК+, по которой Россия теперь добывает несколько меньше нефти. И вторая причина – это проблемы угольщиков, которые только нарастают. И там ситуация невеселая, скажем прямо.
По сервисам пока все более-менее ничего. Хотя небольшое замедление в розничной торговле есть. Население получает все больше денег и хочет потреблять. Поэтому розница в первом полугодии показывает рост уже не 9-10%, а 8%, а в третьем квартале и вовсе 7%.
Но вот на что вообще не влияет замедление – это на сектор общественного питания. Там стабильно под 10% темпы роста: россияне едят и выпивают – похоже, что стресс надо заедать и запивать.
– Статистика показывает, что доходы населения растут. Это по всем группам населения и нет ли там замедления?
– По доходам населения и заработной плате все показатели растут. Номинальная заработная плата за январь - сентябрь выросла на 18%. В реальном измерении рост составляет 9,5-10%. Это бешеные деньги, и в экономике гонка зарплат продолжается.
Другое дело, что этот рост у всех происходит по-разному. Бюджетникам, например, ничего особо не добавили - так, проиндексировали немножко. Рост в основном, конечно, произошел в промышленном секторе, стройке, логистике – то есть в тех секторах, где рабочую силу все у всех переманивают.
И основной способ переманивания сейчас – это гонка заработных плат.
Никакого замедления не видно и в динамике доходов населения: там +8% в реальном выражении. Но в этой ситуации есть и пострадавшие. Это пенсионеры.
Реальная пенсия составила минус 1%. И так продолжается весь 2024-й год, падение началось еще с последнего квартала 2023 года. То есть пенсионеры наши беднеют.
– По стране в целом ситуация понятна, а что с нашими тремя регионами — это Оренбургская, Свердловская и Челябинская области?
– А здесь встал промышленный рост. И если брать Оренбург, то фиксируем вообще падение на 3% за январь - октябрь. И причина базовая понятна: там же главное – добывающая промышленность, а она упала очень значительно.
Свердловская область "почти встала" – всего +2%, в обрабатывающей промышленности чуть лучше: + 3%. В Челябинской области минус 0,5% вся промышленность.
Что случилось? А случилось резкое замедление. И в первую очередь из-за черной металлургии. По январю - октябрю производство стали и проката сократилось на 7,5%.
И уже эти металлургические регионы гособоронзаказ не вытягивает из-за снижения объемов производства в черной металлургии. Там ситуация уже близка к стагнации.
И хотя ВПК "шкворчит" в три смены, но в структуре экономики этих регионов много металлургии, а она идет в минус.
– Что с инвестициями?
– Для меня здесь, конечно, интересно, что есть очень парадоксальные вещи.
Рост инвестиций продолжается, хотя и с некоторым замедлением. В третьем квартале это уже никакие не 14%, не 8%, а 5%. Но если брать три квартала в целом, то это все равно плюс восемь с лишним процентов.
Но, когда я смотрю на три названных вами региона, у меня появляется удивление, потому что Оренбург показал рост в 13%. Но тут я хотя бы примерно понимаю, за счет чего – ликвидация последствий наводнения. Но Свердловская область показала рост в 30%, а Челябинская – в 20! Это что у вас такое в Свердловской области могучее инвестируется?
Цифры, конечно, поражают воображение.
Я проверила эти цифры строительством – ведь если вы инвестируете деньги, вы же потом что-то, наверное, на эти деньги строите. И вот если мы смотрим всю страну, то у стройки 2% роста. В Оренбуржье - в стройке минус 9%. А вот в Свердловской и Челябинской областях подтверждается, что инвестиции пошли во что-то строительное. В Свердловской области строительный сектор показал рост в 15% на фоне 2% по стране.
А вот Челябинская область растет по полной программе – рост показателей в строительной области +31%. Что приключилось в Челябинской области, хотела бы понять.
– Может, эффект низкой базы?
– Может быть, потому что челябинцев никогда не облагодетельствовали инвестициями. Но +31% звучит могуче. По строительству жилья эти регионы встали, как и вся страна, впрочем, кроме Оренбуржья. Если страна показала рост от силы 1,5%, то там +18%. После наводнения начинают, наверное, строить.
А вот регионы с городами-миллионниками уже входят в общий тренд. И Свердловская область показывает за 10 месяцев 2024 года по жилищному строительству падение на 4% относительно показателей прошлого года. Девелоперы тормозят проекты, потому что спрос на жилье на рынке после отмены льготной ипотеки сильно усох. И чтобы свести какой-то баланс спроса и предложения, они сокращают ввод жилья. В Челябинской он, например, около нуля.
- А что у нас круче, чем в стране в целом?
– У вас быстрее растут цены на жилье на первичном рынке. По новостройкам, если брать четвертый квартал прошлого года и сравнивать с третьим кварталом этого года, страна показала рост цен в среднем на 7%, а Свердловская и Челябинская области – сразу на 12%. То есть у вас то, что не продается, еще и растет в цене, причем темпами, опережающими средние по стране.
- Что с едой, розничной торговлей, сферой услуг?
– Розничная торговля показала по стране рост где-то 7,5%, такие же показатели в Оренбуржье, Свердловской области. А Челябинск опять впереди всех - увеличил сразу на 12%. Верим мы этой цифре или не верим, я не знаю. Но отчасти это подтверждается хорошим ростом зарплат.
По общественному питанию в Оренбуржье какие-то абсолютно кривые цифры, минус какой-то бешеный, я не понимаю причины и сомневаюсь всегда в таких цифрах.
А Свердловская, Челябинская области общероссийским темпом (на 8-9%) увеличивают поедание и запивание стресса.
Безработицы по факту нет вообще. Мы понимаем, что рынок труда - это рынок продавца рабочей силы, а те, кто ее покупает, должны гнать вверх зарплаты, чтобы привлечь эту рабочую силу.
- Что важно понимать с доходами населения в наших регионах?
- Здесь очень заметно то влияние, которое оказывает оборонно-промышленный комплекс на зарплаты в целом по стране. За три квартала этого года рост доходов в России увеличился на 8% в реальном выражении с учетом инфляции. В Оренбуржье то же самое. Но берем Свердловскую область – плюс 12%, в Челябинской – плюс 11%. Там расположено множество заводов, работающих на оборонку, и эффект высокой зарплаты в отраслях ВПК присутствует.
Еще лучше это влияние видно по зарплате. Страна по номинальной заработной плате без учета инфляции показывает рост показателя на 18%, и Оренбург примерно так же. А в Свердловской и Челябинской областях – сразу 22!
Но это не у журналистов, не у бюджетников. Это у других групп занятых, которые работают три смены в правильных местах, где платят неплохие деньги.
Что у нас в регионах по демографии?
– Вся страна уже вошла в тяжелую фазу снижения численности населения. И сейчас, в 2024 году, в России рождаемость в полтора раза меньше смертности. Проще говоря, умирает в полтора раза больше людей, чем рождается.
И в регионах все даже несколько хуже, чем в среднем по стране. Естественная убыль во всех трех регионах выше среднероссийской. Но в среднем по России «сидит» и Северный Кавказ, где, понятно, рождаемость сильно выше.
Естественная убыль приличная, она практически не покрывается миграционным приростом. В Челябинске он где-то около нуля. Оренбуржье всегда было убыточным. Только Свердловская область немного продолжает притягивать мигрантов. Но весь миграционный прирост никоим образом не перекрывает естественную убыль населения.
Что происходит с бюджетами регионов?
– Во-первых, доходы бюджетов растут небыстро. В рублях это примерно 8,8%, если помнить, что инфляция - 9, то в реальном выражении и роста-то нет.
И в связи с этим заметны две разные тенденции. В Оренбуржье рост большой - 16%, но он обеспечен дополнительными вливаниями трансфертов из федерального бюджета. А Свердловскую, Челябинскую области никогда особо не баловали. Поэтому у вас рост мизерный. Доходы бюджета в Свердловской области выросли на 4%, в Челябинской - на 3%. То есть это все сильно меньше темпов инфляции.
Что случилось?
– А перевернулись источники доходов бюджетов. В 2023 году бизнес себя чувствовал очень неплохо, бешено увеличивалась прибыль, и тогда рост поступлений от налога на прибыль был 28-29%. В этом году по стране этот показатель уже минус 12. Это четко подтверждает, что состояние компаний существенно хуже, чем годом раньше.
Если мы берем Оренбуржье, там терпимо - минус 9%. Но заметное падение в Свердловской области: налог на прибыль - минус 20%, и в Челябинской - минус 16%. В этих областях резкое падение поступлений налога на прибыль – это прежде всего из-за снижения объемов производства в черной металлургии и прибыльности этих предприятий.
За счет чего бюджеты держатся?
– Феерический рост налога на доходы физических лиц. С зарплаты же платятся налоги на доходы физических лиц (НДФЛ). Поэтому в среднем по стране за январь - сентябрь этот показатель вырос в рублях на 25%. Ну, в Оренбуржье чуть поменьше, а в ваших регионах - плюс 22% (в Свердловской) и плюс 25% (в Челябинской).
Но гонка зарплат вечной быть не может, бизнес лопнет от растущих издержек. Поэтому мы сейчас с вами наблюдаем, наверное, какую-то финальную стадию этого роста, далее темпы будут замедляться. Значит, в следующем году такого НДФЛ бюджеты уже не дождутся.
Еще важно отметить, что сокращается федеральная помощь территориям. Теперь в целом по регионам Российской Федерации объем трансфертов, я подчеркиваю, без новых территорий, сократился в рублях на 6%. Второй год подряд федеральный бюджет экономит на трансфертах, годом раньше, по памяти говорю, было где-то минус 8%.
В общем, в России осталось чуть более 20 регионов, которые трансфертов получили больше, чем годом раньше. Одним из таких регионов стало Оренбуржье. Там объем трансферов вырос сразу на 35%. Последствия стихийных бедствий все-таки ликвидируются за счет федеральной помощи. Как сейчас Курская область: она была в минусе в первом полугодии, а сейчас рост помощи федерального бюджета вырос сразу на 45%. И мы же понимаем, почему туда пошли такие деньги и почему пошли именно с августа.
Федералы считают, что в Свердловской и Челябинской областях и так все хорошо. Политика, видимо, такая: ребята, у вас есть свои ресурсы? Вот и хорошо. И вся эта картина показывает нам: федеральный бюджет начинает широкомасштабную оптимизацию. И под раздачу попали горнозаводские уральские регионы, как и большинство других регионов страны.
Второе, что нужно понимать о бюджетах: потенциал дальнейшего роста поступлений НДФЛ ограничен, а налог на прибыль ушел вниз. Вряд ли в 2025 году наступит большое счастье и ситуация резко улучшится.
Бюджетная ситуация будет напряженной. И дефициты бюджетов регионов - вполне себе реальная история, мы видим дефициты уже в 27 регионах.
У большинства показатель небольшой, но есть чудовищный – до 20%. И это еще не декабрь, когда идут основные расходы бюджетов по оплате госконтрактов. Такое было ранее: в 2015 - 2016 годах уже была политика бюджетной оптимизации, тогда регионы влезли в очень серьезные долги.
Посмотрим, что будет сейчас. Но риски дефицитности бюджетов мы оценим по итогам года, и они немаленькие.
– В 2022 - 2024 годах были большие расходы на дорожное строительство, на ЖКХ – то, что называется национальной экономикой. Что сейчас?
– Минус в дорожном строительстве субъектов сейчас, по памяти говорю, 8 или 9% в рублях без учета инфляции. А прикиньте, как выросли цены на все стройматериалы. И бюджеты регионов экономят прежде всего на дорожном строительстве. Поэтому очень медленно растут расходы на национальную экономику: всего лишь 5% в рублях, а с учетом инфляции – вы ситуацию поняли.
В дорожном строительстве просто минус. Оно будет сворачиваться. Но вы знаете, самое удивительное то, что уменьшаются расходы финансирования на Дальнем Востоке: восточный полигон, БАМ и "Транссиб". Но зато в портфеле сохранилось строительство новой скоростной железной дороги Москва - Санкт-Петербург. Будет полное счастье: ездили четыре часа, будем - два с половиной. И в планах пока - новое здание для РЖД в Москве.
Да, бюджеты прошлых лет показывали крен в сторону национальной экономики с дорогами. И все верили, что будет нам счастье. И ЖКХ росло, но, думаю, там большой рост был обусловлен тем, что через этот вид расходов финансировались шефские обязательства регионов над новыми территориями. У меня есть такое подозрение, но я доказать ничем не могу. Скажу только, что 30%-й рост расходов на ЖКХ как-то удивлял в прошлом году, сейчас нет.
– Наталья Васильевна, мы ждем, что в 2025 году будет окончание СВО. Но мы понимаем, что после завершения СВО наша оборонка будет меняться. Нам бы хотелось понимать, что с ней будет – резкий хлопок или постепенное сжатие?
– Ну, это будет не повтор истории Советского Союза, который развалился и финансирование закончилось. Полагаю, что Российская Федерация уж точно не развалится, а приоритетность финансирования ОПК сохранится как минимум на несколько лет, пока будут пополнять арсеналы, которые истрачены.
Поэтому у меня всегда дежурный ответ такой: было на заводах три смены, станет две. Потихонечку все и сократится. И гонка зарплат на каком-то этапе, скорее всего, остановится.
Но в то, что будет резкое сжатие расходов на национальную оборону и национальную безопасность, не верю. Не та система политико-экономическая, чтобы это произошло.
– У нас Челябинская, Свердловская области в этом году оказались феноменами по деприватизации нескольких больших холдингов. Это тенденция?
– «Макфу» отобрали по понятным причинам: это наказание собственнику за то, что уехал за границу, вообще находится под уголовкой. Чего бы и не забрать? Ну и забрали. Это не будет в госсобственности все равно, ее передадут кому-то, своим людям.
Еще одна ситуация – большой Челябинский электрометаллургический комбинат. Но там это политика Ростехнологий: все, что как-то связано с оборонкой, хоть косвенно, должно быть в периметре Ростехнологий. А у вас там на электрометаллургическом были спецстали. А поскольку там был еще и "наезд" на собственника, быстренько, как магниевый завод в Соликамске, передали Росатому. Потому все должно быть под контролем госкорпорации.
Ничего личного, только выстраивание периметра всего, что связано с оборонкой или около оборонки. И пока, знаете, я не вижу тренда на тотальную деприватизацию, ума хватает понять, что частник справится лучше.
avito game
almaceramica
Главные новости
Культурные маршруты по Екатеринбургу с Константином Пановым на 13 - 15 декабряКонец недели в Свердловской области будет снежным и морознымДворовые корты массово сносят в Екатеринбурге в Год семьиСвердловский губернатор анонсировал расширение северного полукольца ЕКАДРоссиян начали готовить к окончанию СВООбвиненный в педофилии экс-директор ЧЭМК получил условный срок