РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 9 января 2025 в 15:55

Почему Россия преуспела в производстве военных самолетов, но разучилась делать пассажирские

Российские военные самолеты признаны лучшими в мире.
© Ростех / Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик СУ-34
Самолеты российских Воздушно-космических сил признаны во всем мире одними из самых лучших, но при этом отечественная промышленность никак не может восстановить серийное производство пассажирских самолетов. О причинах того, почему в стране до сих пор нет отечественных пассажирских самолетов, рассказал ЕАН заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР, ныне председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
«Все началось в 1991 году, когда премьер-министр Егор Гайдар заявил, что строить отечественные пассажирские самолеты дорого и дешевле купить Boeing. С тех пор велось умышленное разрушение отечественного самолетостроения.
В 2014 году, когда начались санкции, руководство страны, наконец, поняло, что нельзя зависеть во всем от заграницы, и для того, чтобы быть независимыми, нужно строить свои пассажирские самолеты. Правда, к этому времени уже многое было разрушено. А с началом СВО гражданская авиация и вовсе отошла на второй план. Это естественно, так поступила бы любая воюющая страна. Теперь все силы брошены на строительство необходимого для армии количества боевых самолетов», - говорит Олег Смирнов.
По его словам, серийное производство гражданских пассажирных самолетов по своим тактико-техническим характеристикам в корне отличается от военного. Главная сложность в том, что военные самолетостроители не имеют никаких ограничений, в отличие от гражданских.
«Существует множество международных требований к пассажирским самолетам, прежде всего - по двигателям и электронике. Наши новые двигатели для гражданских самолетов и сейчас летают, но самолеты с ними не пустят в воздушное пространство других стран мира по множеству показателей, начиная от уровня шума и многого другого. К военным самолетам таких требований нет, они вообще ничем не ограничены. Государства не согласовывают между собой, какими должны быть самолеты ВВС. Это закрытая сфера. Ведь у боевого самолета какая задача? Долететь до нужной точки, отбомбиться или пустить ракеты, а дальше - как получится. А пассажирский самолет должен долететь из пункта А в пункт Б, благополучно сесть, а потом полететь назад и так много раз», - продолжает Олег Смирнов.
Он напомнил, что для производства пассажирских самолетов нужны миллионы комплектующих. По словам эксперта, каждый самолет – это изумительное техническое изделие.
«В 2022 году было подписано постановление правительства РФ о выпуске 1000 пассажирских самолетов к 2030 году. При этом ни одна программа по авиации в нашей стране не выполнена. Ведь любому понятно, что для 1000 самолетов надо 2000 двигателей. А где их взять? Нужна электроника и многое другое. Да даже шасси нужны, а это уникальное изделие – оно должно выдерживать нагрузку до 100 тонн при ударе о землю при посадке, и при этом должны сами весить максимально мало для того, чтобы не отягощать самолет, не влиять на дальность полетов. Нужны заводы, станки, нужны инженеры и рабочие.
Когда появилась эта программа, все профессионалы крутили у виска в адрес тех, кто ее придумал и подсунул на подпись председателю правительства. Правительству необходимо осознать, что его толкнули на ложный путь. Начало строительства самолетов уже несколько раз переносилось, теперь звучат 2026-2027 годы. Те, кто разработал программу, выдали ложь за правду. И эта ложь мешает развиваться стране. Нам необходимо отказаться от гайдаровской идеи «запад нам поможет», потому что такого не будет никогда», - подытожил Олег Смирнов.
ЕАН писал, что в настоящее время на разной стадии готовности в России существует несколько моделей самолетов, которые должны быть запущены в серийное производство. Среди моделей называют среднемагистральные Ту-214 и МС-21, широкофюзеляжный Ил-96. Российские авиакомпании, столкнувшиеся с проблемой ремонта иномарок, уже сделали заявки на сотни отечественных машин.

Пассажирский самолет Ту-214

  • разработчик — ПАО «Туполев»;
  • первый полет — 1996 год;
  • пассажировместимость — 210 человек;
  • дальность полета — 6500 км;
  • максимальная скорость — 850 км/ч;
  • произведено единиц — 89.
Самолет "Ту-214" является обновленной модификацией среднемагистрального "Ту-204", который был разработан еще в СССР. Серийное производство коммерческой версии "Ту-214" прекратили в 2010 году.

Пассажирский самолет SSJ-100

  • разработчик — ОКБ имени П. О. Сухого, НПК «Иркут»;
  • первый полет — 2008 год;
  • пассажировместимость — 100–110 человек;
  • дальность полета — до 4500 км;
  • максимальная скорость — 950 км/ч;
  • произведено единиц — 224.
В разработке самолета участвовали иностранные компании, в результате чего до 60% комплектующих поступало из-за границы. Теперь создана модель самолета полностью отечественного производства.

Пассажирский самолет МС-21

  • разработчик — ОКБ имени А. С. Яковлева, НПК «Иркут»;
  • первый полет — 2017 год;
  • пассажировместимость — 160–211 человек;
  • дальность полета — 6400 км;
  • максимальная скорость — 870 км/ч;
  • произведено единиц — 6.
МС-21 проектировали в XXI веке. Этот самолет аккумулировал в себе самые передовые достижения в области авиастроения. По мнению экспертов, МС-21 - лучший самолет в своем классе в мире. Более того, в отличие от своего прямого конкурента - Boeing-737, который уходит корнями в XX век, МС-21 можно будет модифицировать еще 30–40 лет.
almaceramica
Главные новости
Почему Россия преуспела в производстве военных самолетов, но разучилась делать пассажирскиеГде в Екатеринбурге и пригороде покататься на бубликах. Подборка ЕАНРоссиян опять предупреждают о заморозке банковских вкладовЧелябинская прокуратура добивается нового суда над педофилом ХодоровскимЛедовый городок и главный каток Екатеринбурга приняли почти 200 тысяч человекСтал ли новый полпред в УрФО Артем Жога своим среди уральцев за 100 дней