March 7, 2024, 10:14 AM

Рынок потерял четверть водителей ради безопасности: как работает новый закон о такси в Свердловской области

1 марта исполнилось ровно полгода с момента запуска нового закона о работе такси в России. Как и ожидалось, за это время стоимость услуг такси существенно выросла - на 20-30 %. Это заметили уже многие екатеринбуржцы, информацию подтверждают и представители некоторых агрегаторов. ЕАН вместе с участниками рынка такси подвел первые итоги реформы. Мнения спикеров разделились. Одни считают, что рынок на пустом месте потерял четверть водителей. Другие говорят, что выросла безопасность. Подробнее – в материале ЕАН.

Напомним, новый «Закон о такси» предполагает создание в каждом регионе трех реестров: служб заказа такси, перевозчиков и легковых такси. Собирать и обрабатывать сведения из региональных реестров теперь будет федеральная государственная информационная система легковых такси.

Документ устанавливает серьезные ограничения для водителей. Ими больше не могут быть лица, которые повторно лишились прав или подверглись административному аресту за нарушения ПДД в течение года со дня окончания срока такого наказания. Кроме того, закон предусматривает регулярные медосмотры для водителей, специальную страховку ОСАГО для таксистов и единообразный внешний вид автомобилей.

Достижения

Свердловская область теперь ведет реестр служб заказа такси на федеральном ресурсе ФГИС «Такси», сообщили ЕАН в министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона. По данным на 1 марта, в ней значатся 33 службы заказа такси, 9242 автомобиля, 162 юрлица, 560 предпринимателей и 701 самозанятый.

Представитель Общественного совета по развитию такси в УрФО Владимир Герасименко считает, что новый закон легализовал «серые схемы» работы такси, которые существовали на протяжении многих лет в России до 1 сентября 2023 года.

«Стал наводиться порядок с квалификацией водителей, постепенно уходят с рынка ранее судимые перевозчики. Ситуация меняется. Мы видим это по тому, как подают через «Госуслуги» и МФЦ запросы на получение справок об отсутствии судимостей. Стало меньше аварий, статистика это подтвердит. По моим наблюдениям, стало меньше скандалов в такси. Раньше я каждый день комментировал журналистам какие-то ситуации, произошедшие из-за грубости водителей, а сейчас это редкость. Появилось больше такси с цветографической композицией и фонарем на крыше. Меняется и ситуация в подаче заявлений на получение разрешений на осуществление деятельности. Я продолжаю настаивать на том, что закон нужен, он создает условия, чтобы сделать рынок безопасным», - отметил Герасименко в разговоре с ЕАН.

По данным регионального минтранса, по сравнению с 2022 годом количество поступивших заявлений о начале работы таксистом и уведомлений увеличилось на 1163,3 %. Герасименко добавил, что легальных водителей становится больше. Еще до 1 сентября количество выданных разрешений на осуществление деятельности увеличилось на 15 %. «Желающих выйти из тени очень много», - утверждает общественник.


Проблемы

При всех преимуществах нововведений Герасименко признает, что реализация закона идет достаточно тяжело.

«Контрольно-надзорные органы пока что не проводят каких-то проверок. С одной стороны, это хорошо: рынку дают время для адаптации. С другой стороны, отсутствие рейдов дают шанс перевозчику еще какое-то время поработать в нелегальной сфере», - отмечает Герасименко. 

По его мнению, сейчас основной проблемой в сфере такси является доминирование крупного агрегатора. Из-за этого вся отрасль работает по его правилам. Зачастую водителей блокируют или снижают их рейтинг без объяснения причин. «Это недопустимая дискриминация», - уверен общественник. Он считает, что необходимо разработать типовой договор между агрегатором и водителем, в котором будут четко прописаны права и обязанности обеих сторон.

Также среди основных проблем такси сейчас Герасименко выделяет:

  • невозможность обновить подвижной состав, отсутствие автомобилей в доступной ценовой категории;
  • рост стоимости перевозок (удорожание топлива, запчастей);
  • дефицит водителей.

По словам Герасименко, очень остро стоит вопрос оформления водителями такси страховки.

«Стоимость ОСАГО в такси - просто заоблачная. Страховщики предлагают полисы за 70-100 тыс. рублей. Я считаю, что это ценовой беспредел. Поскольку идет легализация рынка, риск страховых компаний снижается. Теперь они знают, кто сидит за рулем. Если авто в реестре, его проверяют правоохранители, за ним в режиме онлайн следит ФСБ, у страховщиков есть все данные, которые влияют на безопасность. Это основание для снижения стоимости ОСАГО – однако этого не происходит. Я считаю, что здесь уже требуются поправки в закон о страховом деле», - уверен Владимир Герасименко.

Он напомнил, что с 1 сентября 2024 года водители должны будут оформлять ОСГОП – страховую защиту пассажиров транспорта. По мнению Герасименко, эта мера преждевременная, ее необходимо отложить на 3-5 лет, пока ситуация на рынке не стабилизируется.

«Мы существующие проблемы не решили, а тут еще одна появится», - считает общественник.

В этом с Герасименко согласен и директор управляющей организации сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин. Однако он более категоричен насчет нового закона о такси. Еще до его принятия в интервью ЕАН он высказывал свои опасения по поводу нововведений. Многие из них подтвердились.

«Закон на практике не работает. Он слишком сложный для исполнения. Отдельные нормы имеют двойное и даже тройное толкование. Для органов исполнительной власти регионов законодательством не определены источники финансирования полномочий. Согласно данным Минтранса России, региональные законы о такси на сегодняшний день приняты только в 67 субъектах РФ, а полностью региональная система законодательства сформирована только в 27 регионах.

Закон вступил в силу, но в действительности рынок такси остался прежним, со всеми своими недостатками и экономическими проблемами. Причины известны — неисполнимость, избыточность и архаичность норм закона № 580. 

К самозанятым предъявляются ровно такие же требования, как к таксопаркам-юрлицам, в части предрейсовых и послерейсовых медицинских и технических осмотров, страхования ОСАГО и ОСГОПП, цвета автомобилей такси, путевых листов. Затраты на выполнение этих требований делают работу в такси экономически невыгодной, а для подработчиков превышают потенциальный доход. В существующем виде закон сам создает административные барьеры для легализации самозанятых перевозчиков и входа на рынок новых участников», - заявил Шушарин.

По его данным, перевозчики уходят искать заработок в другие сферы. Только за прошлый год отрасль уже потеряла от 20 % до 30 % водителей. Одни поняли, что не смогут соблюдать все требования, для других перевозка пассажиров перестала быть рентабельной. А эти потери не восполняются, отметил представитель «Максима».

«Проблема, о которой мы говорим, шире. Предыдущий закон о такси был совершенно оторван от реальности. Это привело к выстраиванию полулегальных схем с «подключашками», наделением физлиц разрешениями через посредников, покупкам липовых справок и путевых листов. Двенадцать лет рынок таксомоторных перевозок вынужден был существовать на «серых схемах».



К сожалению, новый закон не решает системные проблемы, фактически он просто «оцифровал» старые, подчас еще советские требования к государственному такси, абсолютно не учитывая экономическую реальность и необходимость развития экономики данных», - подчеркнул директор управляющей организации сервиса.

Шушарин считает, что в отраслевом законодательстве должны быть разные модели регулирования для разных моделей перевозок — таксопарков и самозанятых, в том числе подработчиков. Без такой дифференциации невозможно добиться легализации отрасли и удовлетворить потребность населения в перевозках по доступным ценам.

«Легализация будет возможна, если к самозанятым будут предъявляться те же требования, что и к обычным гражданским водителям. Условием законного допуска на рынок должна стать регистрация в качестве самозанятого и уплата налога на профессиональный доход», - добавил он.

Представители сервиса «Максим» сообщили, что за полгода разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси в России получили 5,6 тыс. самозанятых — это 0,2 % от 2,5 млн водителей, занятых в отрасли. Даже если ориентироваться на данные ФНС России, где плательщиками налога на профессиональный доход числятся около 415 тыс. водителей такси, то из них чуть более 1 % легализовалось.

«Парадокс: почти полмиллиона водителей официально зарегистрировались самозанятыми, платят налог с деятельности такси, но не идут за разрешениями на осуществление своей деятельности. Если сейчас государственные органы начнут осуществлять контроль за перевозчиками в той мере, в какой это предполагает закон, страна останется без услуг такси. Возить пассажиров будет просто некому», - уверен Максим Шушарин.

Цены

В Екатеринбурге средний чек на поездки по сравнению с февралем прошлого года увеличился на 32 %. В большинстве регионов динамика примерно такая же, в некоторых выше, отмечают представители сервиса. Помимо закона о такси на изменение стоимости услуг повлияли и экономические факторы: цены на новые автомобили, рост стоимости запчастей, ремонта и обслуживания, топлива, страхования. Это то, что будет и дальше толкать вверх стоимость поездок.

Владимир Герасименко считает, что основной причиной роста цен является доминирующее положение на рынке «Яндекс.Такси».

«Когда при высоком спросе или непогоде цены растут в 2-3 раза, это признак монополии. Я уверен, что нужно проверить алгоритмы ценообразования. Закон о такси установил минимальную стоимость, дав возможность городам федерального значения устанавливать минимальный тариф, чтобы прекратить демпинг. По моему мнению, необходимо законодательно установить и максимальные тарифы. Недопустимо, чтобы коэффициенты агрегатора к тарифам росли кратно в 2-3 раза, нужно ограничивать их рост. Допустимо на 20-30 %, но не в несколько раз», - уверен общественник Герасименко.

 Цены на такси в России побили рекорд Екатерина Землянская

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+