Бывший заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Челябинской области Алексей Фартыгин 25 января был назначен вице-губернатором. Он стал курировать развитие южных территорий. Ранее этот пост занимал Евгений Голицын, но в конце 2021 года он возглавил региональную избирательную комиссию.
В интервью ЕАН Алексей Фартыгин рассказал о достижениях на предыдущем посту, планах работы в новом статусе, конкуренции во власти, поделился своим мнением о реформе местного самоуправления и возврате прямых выборов.
— Алексей Леонидович, какие основные достижения вы можете отметить на своем предыдущем месте работы?
Одна из основных задач, которая стояла передо мной, — это координация работы Управления общественных связей и Управления по внутренней политике правительства Челябинской области. В этом году наш регион стал лидером среди всех субъектов РФ и получил более 106 млн рублей от Фонда президентских грантов для поддержки некоммерческих организаций. Это очень крутой результат. Это успех нашей команды Управления общественных связей, ресурсного центра, который занимается поддержкой НКО. И конечно, такой результат — это и заслуга губернатора, который требует от правительства региона слаженной и эффективной работы с общественными организациями и некоммерческим сектором.
Другое важное направление — это инициативное бюджетирование, которое дает людям возможность самим определять, что они хотят видеть в своем дворе, городе или поселке. Проекты, созданные самими жителями, получают бюджетную поддержку и воплощаются в жизнь. Объем финансирования из областного бюджета тоже максимален в сравнении с другими регионами РФ. Это решение губернатора Челябинской области, администрирование этих процессов лежит на Управлении по внутренней политике. Было направлено 1 млрд 50 млн на финансирование этих проектов из областного бюджета в прошлом году, в этом — полтора миллиарда. А ведь еще и муниципальные образования выделяют свои собственные денежные средства. Всего было заявлено 503 инициативных проекта, 479 из них успешно реализованы. По оставшимся еще предстоит провести финальные работы в 2022 году. В подавляющем большинстве проекты жителей связаны с благоустройством территории, созданием условий для физической культуры и массового спорта, обустройством социальной инфраструктуры, асфальтированием тротуаров, парковочных карманов и внутриквартальных проездов, освещением на территориях населенных пунктов. Собственно те вопросы, которые в первоочередном порядке волнуют самих жителей.
Кроме того, удалось выстроить систему обратной связи с жителями. Мы регулярно проводим исследования общественного мнения, запрашиваем оценку социального самочувствия, действий властей. Эти данные ложатся в основу управленческих решений губернатора.
— Какие основные новые цели и задачи стоят перед вами теперь?
— Сейчас я координирую 19 муниципальных образований так называемого южного округа. Это сельские районы, есть и городские округа. Невозможно сравнивать муниципалитеты, они очень сильно отличаются друг от друга. Например, нельзя соотнести Южноуральский и Локомотивный городской округ. Все муниципалитеты уникальны, но у них есть немало схожих проблем. Сейчас я анализирую планы развития муниципальных образований на 2022, 2023, 2024 годы. Во многих из них содержатся мероприятия по обновлению, капитальным ремонтам, реконструкции социальных объектов, коммунальной инфраструктуры, дорожного хозяйства. Это детские сады, школы, развитие системы здравоохранения, спорта, культуры и так далее. Все те крупные проекты, которые финансируются как за счет регионального, так и федерального бюджета.
Каждое из министерств курирует определенную сферу деятельности, но есть очень много вопросов межведомственного взаимодействия. Например, дворцы культуры по своей отраслевой специфике отнесены к ведению Министерства культуры, но находятся-то они на территории муниципального образования, жители которого зачастую работают на сельскохозяйственных предприятиях. Бывает, что в рамках поддержки сельского хозяйства денежные средства выделяются территориям по программе Комплексного развития сельских территорий. И эти деньги могут пойти на развитие, реконструкцию или строительство условного дворца культуры.
Моя задача — сделать так, чтобы организационные вопросы решались максимально оперативно и все органы власти работали слажено и сообща в интересах жителей конкретного муниципалитета. Не всегда политического и аппаратного веса глав бывает достаточно для того, чтобы бюрократический маховик быстро раскрутить.
— Не планируется ли перераспределения территорий между вами и вашим коллегой Станиславом Мошаровым, который курирует горно-заводскую часть региона?
— На текущий момент такого вопроса нет в повестке. Станислав Иванович достаточно глубоко погружен в проблематику своих муниципальных образований. Подобное разделение территорий показало свою эффективность. В случае, если данная модель работы потеряет свою актуальность, Алексей Леонидович Текслер примет соответствующее решение. Но повторюсь, сейчас такого вопроса в повестке нет.
Блок вопросов общественно-политического направления мне знаком, вопросы экономического развития муниципальных образований южного округа требуют более подробного изучения. Отдельное внимание уделяется поручениям губернатора Алексея Леонидовича (Текслера — прим. ЕАН).
— В зоне вашей ответственности очень разные муниципалитеты: и сельские, и промышленные, и приграничный Троицкий район. Можно ли выделить основные точки их экономического роста?
— Если район сельскохозяйственный, то там органы местного самоуправления тесно работают с сельхозпроизводителями, оказывая им максимальное содействие. Понятно, что Министерство сельского хозяйства помогает. Но и главы, с одной стороны, экономические стимулы создают, а с другой — сопровождают наших предпринимателей в получении субсидий на развитие предприятий. Ну и очень важна работа по рекультивации залежных земель, расширение посевных площадей. Если есть предприниматели, которые готовы этим заниматься, то задача главы — создать для этого все условия.
Челябинская область, это, конечно, промышленный регион, и даже на территории сельскохозяйственных районов организовано различного рода производство. А точки экономического роста появляются там, где налажено конструктивное взаимодействие власти и бизнеса, где не создают искусственных барьеров для развития, где и предприниматели, и чиновники заинтересованы в комфортных условиях проживания людей на своей территории, где уважают труд. Количество таких территорий у нас становится больше и это не может не радовать.
«Оппозиция никуда не денется»
— Как вы оцениваете уровень политической конкуренции в регионе, прежде всего среди партий? Есть ли сейчас особенно сложные точки напряженности в этом плане?
— Само по себе наличие политической конкуренции — это данность, необходимость, и она способствует эффективности власти. Результаты прошедших избирательных кампаний в Челябинской области показывают, что конкуренция достаточно высока. У нас в региональном парламенте шесть партий. Мы видим, что предпочтения жителей достаточно четко сигментированы.
И это нормально, так и должно быть. Это заставляет все политические институты двигаться интенсивнее, завоевывая сердца избирателей, быть эффективными и самое главное — давать обратную связь жителям.
Конкуренция бывает разной. Цивилизованной, когда все понимают возможности друг друга, не переходят на оскорбления, не ставят личные политические амбиции выше интересов региона и его жителей. Бывает и иначе, когда политики ради повышения собственной узнаваемости и рейтингов провоцируют конфликты, откровенно лгут, занимаются популизмом, критикуют с целью привлечь к себе внимание избирателей, а не для того, чтобы изменить жизнь в области к лучшему.
— С этим явлением надо бороться?
— Это все равно, что бороться с ветряными мельницами. Еще раз скажу, политическая конкуренция нужна, сильная и конструктивная оппозиция полезна. Как действующая власть ведет политическую борьбу? Очень просто, повышая эффективность своей работы, выстраивая коммуникации с жителями, четко информируя о своих решениях, чтобы люди их понимали, принимали, а еще лучше — участвовали в их выработке. Кстати, инициативное бюджетирование — это как раз одна из площадок для выстраивания такого диалога.
— Главное, сейчас на это есть запрос...
— Да, жители довольно активны. У нас есть Центр управления регионом. Один из блоков их работы — инцидент-менеджмент. Это когда жители в социальных сетях выражают свое мнение или задают власти вопросы. Наши сотрудники должны на такие сообщения отвечать понятным человеческим языком.
Когда мы в 2018 году только начали об этом говорить на совещаниях с министрами и главами, был очень большой скепсис. Нам возражали, что будет шквал обращений, что это бесполезный труд. Мы отвечали: поначалу будет тяжело, но эта работа необходима, она позволит на ранних стадиях решать серьезные проблемы. Так и получилось.
Бизнес уже давно перешел на такой формат работы. Заботясь о репутации бренда, сразу после жалобы в социальных сетях приходит представитель бренда и предлагает решить проблему, чтобы клиент сохранил свою лояльность.
Власть — такой же сервисный институт. Почему мы должны работать по-другому? Это нормально, когда власть дает ответы на той площадке, которая удобна жителям, на которой люди эти вопросы задают.
«Предстоят преобразования, связанные с упразднением городских и сельских поселений»
— Депутат Госдумы Станислав Наумов недавно отметил, что участие граждан в жизни своего муниципалитета должно начинаться с возможности выбора главы. Это мнение было высказано после заседания парламента, на котором был принят в первом чтении законопроект о системе местного самоуправления. Как вы оцениваете предстоящую реформу МСУ и считаете ли возможным возврат к прямым выборам глав?
— Все возможно! Проект закона предполагает такие возможности, и вариантов избрания главы, как вы знаете, предусмотрено несколько. При этом расширились и способы досрочного сложения полномочий, в том числе и за недостижение показателей эффективности, которые определены в конкретном муниципальном образовании.
Сам законопроект следует из тех поправок Конституции, которые были приняты в 2020 году. В рамках формирования единой системы публичной власти Челябинской области предстоит провести достаточно масштабные преобразования, связанные с упразднением городских и сельских поселений как видов муниципальных образований. Так, районы будут преобразованы в округа. Сами населенные пункты, конечно, останутся. Ничего принципиального с точки зрения взаимодействия с жителями не произойдет.
Скорее всего, закон будет принят. Мы выйдем на одноуровневую модель самоуправления. Она очень здравая. С 2003 года выстраивали двухуровневую модель, пытались запустить систему МСУ на поселенческом уровне, но для большинства территорий Российской Федерации этот вопрос оказался нерешаемым. Бюджетная обеспеченность поселений такова, что на решение вопросов остаются мизерные суммы. При этом собственных источников дохода там нет. Денежные средства распределяются в основном на уровне района, а когда нет своих денег, какой-то самостоятельности в управлении муниципалитетом быть не может.
Если сказать по-честному, сложилась не просто не эффективная модель местного самоуправления, но и откровенно фиктивная.
— Вы за прямые выборы глав или поддерживаете действующую сейчас систему конкурсного отбора и депутатского голосования.
Вопрос сложнее, чем кажется. Обе модели имеют как свои плюсы, так и свои минусы.
Да, прямые выборы глав естественным образом побуждают к открытости, к публичности, к активной работе с жителями. Но я вспоминаю 2005 год, когда вступил в силу 131-й закон, в Челябинской области прошли выборы в органы местного самоуправления. Была эйфория от возможности прямого выбора глав. Тогда переизбрали порядка 2/3 руководителей. Казалось бы, жители несут ответственность за того главу, которого избрали. По прошествии времени жители выражали недовольство, но претензии адресовали на другой уровень власти — жаловались губернатору, забывая о своей ответственности.
Я вижу плюсы в системе избрания глав на основе профессионального конкурса. Происходит оценка компетенций кандидатов. Надо учесть, что требования жителей к органам власти и уровню жизни повышаются, поэтому и возглавлять муниципалитет должен человек подготовленный. Харизмы и ораторского мастерства часто бывает недостаточно для качественного исполнения сложных обязанностей.
Я сам неоднократно был членом конкурсной комиссии. Могу отметить, что на проведение такого отбора не требуется затрат, кандидатам не нужно тратить деньги на предвыборную кампанию. Достаточно подготовить пакет документов, погрузиться в специфику муниципального самоуправления, проанализировать социально-экономическое состояние территории. Но при этом даже далеко не каждый второй заявившийся кандидат, по консолидированному мнению конкурсной комиссии, вообще может работать на такой высокой должности, как глава муниципалитета.
Мы говорили им: у вас есть здоровые амбиции, поработайте на других должностях, начальником управления, например, погрузитесь в специфику работы, нарастите компетенции и приходите на следующий конкурс.
Кроме того, не стоит забывать, что последнее слово в утверждении главы муниципального образования за депутатами, а их напрямую выбрали люди. И часто депутаты не поддерживают кандидатуры, которые прошли конкурсный отбор.
— Есть ли у вас в планах проведение кадровых ротаций в подведомственных муниципалитетах?
— Это вопрос, относящийся к компетенции губернатора. Предложения по кандидатурам формируются в том числе и территориальным замом, курирующим тот или иной муниципалитет. Однако на текущий момент острой необходимости смены руководителей нет.
Предстоят выборы главы Еманжелинского района, так как истекает срок полномочий действующего. Конкурс уже объявлен, до 4 февраля принимаются заявления кандидатов, потом начнутся профессиональная оценка и конкурсные процедуры.
— В январе в Законодательное Собрание Челябинской области поступила инициатива от Собрания депутатов Пластовского района о расселении так называемой «бесперспективной» территории. Речь шла о поселке Светлом, где проживает всего 27 человек, и они согласны на переселение, но средств на это не могут выделить ни власти, ни местное предприятие, так как дома не аварийные, угроз для проживания там, кроме дискомфорта от взрывов в карьере, нет. Однако инициатива оказалась недостаточно проработана и ее не поддержали. Как вы считаете, есть ли перспективы у такого законопроекта?
— Да, механизма компенсации подобных переселений на данный момент нет, но его нужно создать. Ситуация требует нетривиальных решений. Законодательную инициативу необходимо проработать, но у меня нет никаких сомнений, что коллеги из муниципалитета с ней еще будут выходить, потому что это, прежде всего, в интересах людей.
Сейчас там 27 жителей. Как можно в этой локации создать комфортные условия, инфраструктуру? Это невозможно. Мы за то, чтобы был равный доступ жителей к услугам образования, здравоохранения и так далее. Но количество жителей, которые этим воспользуются, минимально, объекты будут простаивать. Мы не можем действовать в ущерб населению более крупных территорий. Я обязательно приеду в Светлый и с жителями пообщаюсь.
— Как в Коркино продвигается вопрос объединения административных единиц внутри муниципального района?
— В 2019 году Коркинский район вышел с инициативой о преобразовании. Оказалось, что часть земельных участков на его границе фактически относятся к Еткульскому району, какие-то наоборот. Потребовалось уточнение границ муниципального образования. В декабре завершился комплекс землеустроительных работ в рамках этой процедуры. При этом Розинское городское поселение уже выразило свое мнение, сам город Коркино и район тоже, сейчас ждем решение Первомайского. После этого завершится процедура преобразования территории в Коркинский муниципальный округ. Это логичное решение.
В настоящее время, в том числе усилиями главы района, политические конфликты там погашены, нет противостояния, есть четкое взаимодействие между органами местного самоуправления.
Ну и самое главное — эти преобразования должны сохранить для всех жителей доступ к тем объектам, к тем услугам, которые они получают сейчас. Но при этом не будет лишних звеньев в органах власти, многие вопросы будут решаться быстрее.
Отмечу, что реформа МСУ, которая сейчас рассматривается в Государственной Думе, предполагает укрупнение и других муниципальных образований. Опыт Коркинского района будет востребован в дальнейшей работе.
— Планируется ли сокращение сотрудников администрации?
— Важный вопрос. При любом преобразовании и укрупнении необходимо сохранить доступность местной власти для жителей конкретной территории. Поэтому массового сокращения не планируется. Эти сотрудники будут работать в единой администрации муниципального округа. Считаю, что это довольно простая и удобная формула.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42