В Челябинске начали разрабатывать стратегию велоинфраструктуры. Управление архитектуры ни раз проводило опросы, а теперь пригласили горожан в Дом архитектора на соучаствующее проектирование. Всего пришло около 80 человек, многие из них активно задавали вопросы
«Цель создания велоинфраструктуры – создать безопасные условия для тех, кто уже ездит на велосипеде, или кто хотел бы его использовать для поездок, но по разным причинам не делает этого (например, боится ездить по дороге)», – рассказали разработчики Стратегии, представители бюро OTS lab.
По идее Управления архитектуры и разработчиков, комфортная велоинфраструктура позволит многим горожанам отказаться от автомобиля или общественного транспорта – при удобном передвижении эффективность велосипеда на расстоянии до 10 км выше, чем у других видов транспорта. Тем более, велосипед позволяет укреплять здоровье и не вредит экологии.
Задача участников соучастников проектирования – уточнить запросы горожан, которые начали вырисовываться благодаря ранее проведенному опросу.
«Участие горожан важно, чтобы они поняли: это не про велосипедистов, это про людей. Сейчас ты на велосипеде, но у тебя есть ребенок, которого возишь в коляске, гуляешь пешком. Когда мы начинаем слышать друг друга, то понимаем, что нет победителя: нам надо договориться и найти оптимальное решение. Это такая транспортная толерантность», – прокомментировала заместитель главного архитектора Челябинска Ольга Никитина.
Стратегия будет разработана на 10 лет. Моментальное строительство невозможно: стоимость 1 км велодорожки (отделенное пространство со специальным асфальтов-бетонным покрытием) – 10-14 млн рублей, а велополосы (пространство дороги, которое отделено от потока машин разметкой или столбиками) – от половины до одного млн рублей.
Сегодня горожан разбили на шесть групп по количеству районов. Больше всего участников было за столом «Северо-Запад», а меньше всего за «Советским» и «Металлургическим». На картах участники должны были отметить знаковые объекты и нарисовать потенциальные маршруты. После каждая группа презентовала свои идеи.
Перед проектировщиками стоит ряд проблем помимо ограниченности ресурсов: городская среда, особенности дорожной сети, привычки горожан, незнание правил дорожного движения.
Заместитель главного архитектора Челябинска Ольга Никитина объяснила, что в Стратегии (и это указано в техзадании) будет указано комплексное развитие городской среды: невозможно создать что-то одно.
«Когда смотришь на пространство, то создаешь сценарий передвижения для всех пользователей и микромобильность (для мам с колясками, для инвалидов-колясочников, пешеходов и велосипедистов). Нужно понимать, что это разные маршруты и разная скорость передвижения. Почему мамы пользуются велодорожками? Ей удобно катать коляску не по плитке, а по ровной выделенной полосочке. А велосипедист хочет быстрее пронестись – возникает конфликт. Наша задача найти компромисс. Зачастую пешеходную зону делают удобной для микромобильости, так как нам гулять ногами проще. И нужно просто вывести велосипедистов отдельно, так как их скорость выше. Залог успеха качественной стратегии – комплексно смотреть на профиль улицы. Мы не можем закрыть глаза на все и проложить красной ниткой велополосы – придем к горе конфликтов, которые не решим», – объяснила Ольга Никитина.
В ряде крупных городов (например, Москва, Мурманск или Уфа) есть прокат не только самокатов, но и велосипедов. Агенство инвестиционного развития Челябинска (АИР) сейчас работает над привлечением компаний, которые бы зашли в город с таким сервисом.
«Мы изучаем опыт других городов и определяемся с полномочиями (мэрия или Миндортранс ЧО). После этого мы сможем точно сказать: быть такому бизнесу в Челябинске или нет. А пока любой бизнес может выступить со своим проектом, мы (АИР) поможем его осуществить. Кикшеринг пришел в город через федерального оператора. Пока что у нас нет аналогичных предложений от инвесторов федерального, межрегионального или местного значения. Пока что у нас достаточно стационарных пунктов проката велосипедов. И, наверное, чтобы в городе появился прокат велосипедов через приложение, необходим федеральный игрок (например, AO «CityBike»). Мы заинтересованы в их входе на челябинский рынок. Пока что предложений нет, но мы им открыты, будем рады помочь реализовать», – рассказала начальник АИР Анна Попова.
В рамках соучастного проектирования горожане высказали, что в первую очередь велоинфраструктуру нужно развивать на крупных центральных улицах, на дорогах, которые ведут к озерам, на набережных, в рекреационных зонах.
По идее, велодорожки и велополосы можно «вытащить» из излишне широких полос для машин (норматив 3,5 метра, в Челябинске до 5 метров), проложить на тротуаре. Если же улица достаточно узкая и оживленная, нет возможности внедрить в нее велосипед, то велотропу могут провести через другую улицу.
«Мы не собираемся залезать в зелень или что-то вырубать. Таких предложения мы даже рассматривать не будем. Если улица сложная, не хочется урезать пешеходную зону, не получается сделать комфортное велопередвижение по проезжей части – будем думать об изменении маршрута», – объяснила Ольга Никитина.
Горожане, которые присутствовали на соучастном проектировании, заявили, что это было самое уютное и спокойное обсуждение: «Все любят велодорожки».
Самый тяжелый момент был связан при обсуждении велополос. В пример был приведен обрывающаяся полоса на Комсомольском проспекте. Разработчики заметили, что велополосы будут использоваться по минимуму – в основном везде постараются делать велодорожки.
Напомним, что по Стратегии развития Челябинска, в 2024 должно начаться строительство двух велопешеходных мостов через реку Миасс в продолжение улицы Косарева и вблизи улицы Российской (за водно-оздоровительным комплексом «Ариант»). Судя по плану, до 2030 года в Челябинске должны обустроить 45,5 км велодорожек.