Сегодня каждая школа стремится создать свой медиацентр, выпускники которого поступают на медийные специальности в вузы и в дальнейшем становятся журналистами, рекламистами, развиваются в сфере креативных индустрий. Каким должно быть наставничество в этой сфере, чтобы медиа в России могли развиваться? Этот вопрос обсудили участники Лаборатории медиапедагогики, организованной в рамках XI медиаобразовательного форума ImPRO. РИА «Европейско-Азиатские Новости» выступает информационным партнером проекта.
Этап 1. Школьная редакция
Карьера многих медиаспециалистов начинается в школе: площадкой для публикации первых материалов юных корреспондентов, или юнкоров, становятся печатные издания, нередко даже стенгазеты. В более продвинутых общеобразовательных учреждениях есть свои радио- и телестудии, сайты, страницы в соцсетях.
По данным учебно-научного центра медиаобразования факультета журналистики Челябинского государственного университета, большая часть руководителей этих медиацентров – люди, не имеющие профильного образования. Так, среди участников форума ImPRO в 2023 году только 17% окончили бакалавриат журфаков, 9% продолжили обучение в магистратуре и еще 2% – в аспирантуре. У четверти опрошенных не медийное, но смежное – гуманитарное образование. Еще четверть участников являются педагогами.
Следовательно, большая часть медианаставников руководит своими проектами интуитивно, нарабатывая знания и опыт в процессе преподавания. Реакция высшей школы и работодателей неутешительная – «Нужно переучивать»! Причем к путанице приводят не только медиацентры, но и требования к текстовой части ЕГЭ: школьники считают, что формат сочинений, принятый на госэкзамене, пригоден и для публикаций в СМИ.
«В материалах юных корреспондентов много штампованных фраз и длинных тяжеловесных предложений, – комментирует заведующая учебно-научной лабораторией аудиовизуальных решений, кандидат филологических наук, доцент кафедры медиапроизводства факультета журналистики Челябинского государственного университета, продюсер-корреспондент программы «Доброе утро» регионального бюро Первого канала, член правления Союза журналистов Евгения Футерман. – Но это, скорее, не недоработка педагогов, а ошибка всей системы, обучающей писать школьные сочинения.
Когда вы пишете «простыни» этих текстов, так же потом в журналистике и разговариваете. Важно уделять больше времени дедлайнам. Игра – игрой, творчество – творчеством, но надо понимать, что каким бы прекрасным ни был твой материал, если сдашь позже срока – он никуда не пойдет. Этому тоже не учат, к сожалению. И третий момент: надо уметь задавать вопросы так, чтобы получать на них развернутый ответ, а не просто «да» или «нет». Иначе получается неинтересно, без эмоций».
Этап 2. Высшее образование
Окончив школу, замотивированные в юнкоровской редакции выпускники поступают в вузы на медийные специальности. В этом отношении наиболее распространены направления, обучающие журналистике, медиакоммуникациям, рекламе и связям с общественностью. К таким студентам и впоследствии дипломированным специалистам у редакций особые требования – СМИ, пресс-службы и другие организации ждут профессиональных медиаспециалистов. Однако иногда ожидания расходятся с реальностью.
«Журфакам постоянно нужно проводить апгрейд учебных планов, – говорит доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа факультета журналистики Челябинского государственного университета Марина Загидуллина. – Даже не самих дисциплин, а их наполненности. Это станет возможным, если мы будем приглашать к диалогу практиков из региональных редакций разного уровня. Тогда мы сможем сделать учебный план интересным, чтобы наши студенты были мотивированы идти в региональную журналистику и могли привнести что-то новое. Второй важный момент – то, что мы на журфаке не прививаем привычки к мониторингу средств массовой информации своего региона. А это действительно должно быть учебной задачей каждого студента».
Этап 3. Работа в медиа
Трудоустроившись в медиа, начинающий специалист становится частью большой системы, куда входят многочисленные редакции средств массовой информации, PR-специалисты, продвигающие товары и услуги. Одной из задач медийщика становится взаимодействие с коллегами из разных отраслей.
«Важно уметь слушать и слышать друг друга, потому что именно в решении всех сложных моментов во взаимодействии пресс-служб и журналистов – диалоги и взаимные коммуникации, которые должны быть выстроены хорошо, – подчеркивает и. о. заведующего кафедрой медиапроизводства факультета журналистики Челябинского государственного университета, редактор радиостанции «Комсомольская правда – Челябинск» Станислав Гладков.
– Любые проблемные моменты решаемы, если есть желание пойти на компромисс. Проблемы с оперативностью, конфликтом интересов, некомпетентностью журналистов или пиарщиков решаются только путем диалога».
Проект реализуется с использованием гранта Фонда поддержки гражданских инициатив Южного Урала. Помимо форума ImPRO, за время реализации проекта команда проведет исследование медиаобразования в России и интенсивный курс для администраторов официальных страниц во "ВКонтакте" учреждений дошкольного, среднего, среднего специального, высшего и дополнительного образования России; соберет карту ювенильных изданий России и презентует итоговый мультимедийный проект. Новости проекта публикуются в группе учебно-научного центра медиаобразования во «ВКонтакте» https://vk.com/mediacsu.