[18+]
20 августа 2025 в 15:28

«Нас хотели запутать»: челябинцы - о том, как удалось отстоять дома, которые хотели изъять

Жители поселка Некрасова рассказали ЕАН, как действовали, чтобы отменить проект КРТ, который грозил им изъятием домов
© Такие дома хотели изъять у челябинцев
В Челябинске несколько дней назад завершился скандал, связанный с возможным изъятием у собственников домов в поселке Некрасова – части так называемой Колупаевки. Мэрия отменила процедуру комплексного развития этой территории (КРТ).
Чтобы добиться такого решения, жильцам пришлось провести колоссальную работу, в том числе пробиваться через бюрократические препоны. Корреспондент ЕАН съездил в поселок и поговорил с людьми. Они пошагово рассказали, как боролись за свою землю и жилье.
Под исключение из программы КРТ попали дома в границах улиц Сулимова – Тарасова – Блюхера – Омской, Шаумяна – Омской – Сулимова – Техникумовской, Шаумяна – Омской – Колсанова – Тарасова в Советском районе. Власти назвали причиной отмены четко выраженное «нет» от жителей.

Что говорят жители

«В 2007 году мы все массово приватизировали свои участки, дома и надеялись, что это будет какой-то гарантией, что нас не смогут тронуть. Но, как оказалось, то, что у людей все в собственности, не дает никаких гарантий», - поделилась жительница улицы Книжной Мария.
О том, что территория их поселка попала под КРТ, жители узнали из новостей. Чиновники заранее жителей ни о чем не предупреждали.
«Средства массовой информации опубликовали новость о том, что попал под реновацию наш кусок, и мы увидели его на плане, это были границы наших улиц. Сначала мы этому не придали особого значения, потому что у нас и так периодически ходят слухи, что нас снесут. Мы привыкли относиться к этому как к слухам, которые ничем не заканчиваются. Но потом активная жительница поселка Наталья позвала всех на собрание, начала бить в колокола. Именно она сказала нам, что попасть под КРТ – это очень серьезно. Пока все только в стадии проекта, мы имеем возможность из него выйти, объяснила нам она. Мы очень вовремя это все увидели», - рассказала челябинка.
По ее словам, они с соседями собирали информацию о том, как им действовать, буквально по крупицам.
Из администрации города с жителями никто не связался даже после того, как в интернете началось бурное обсуждение будущего изъятия домов и участков. И тогда собственники сами вышли на связь с властными структурами и надзорными органами.
«Мы активно начали закидывать обращениями, жалобами все инстанции, записывали видеообращения, в том числе главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. Отправляли обращения президенту и губернатору. Также нам очень сильно помогло сотрудничество со СМИ», - говорит Мария.
Проводя работу по борьбе за свои дома, жители вникли в тему КРТ и удивились, сколько в Челябинске участков с ветхо-аварийными домами, на месте которых и должны реализовываться проекты по расселению и новому строительству.
«Есть недалеко от нас, например, рядом с улицей Блюхера бараки, которые 15 лет уже расселяют. А нас быстро хотели, ведь частный сектор им выгоднее – здесь больше земли и меньше собственников», - рассуждает жительница поселка Екатерина.
Екатерина и Мария помогали жителям поселка оформлять документы
В разговоре с корреспондентом ЕАН челябинки отметили, что, когда поняли серьезность ситуации, долго не могли найти на сайте администрации сведения о проекте.
«Такое ощущение, что этот документ специально засунули в какие-то закрома, чтобы никто ничего не смог вовремя найти.
И я думаю, что действительно был расчет на то, что люди пока все в отпусках, пока лето, нас под шумок возьмут и закинут в этот проект, и мы прошляпим сроки, в которые можем добиться отмены», - рассказала Мария.
На решение проблемы у челябинцев было всего полтора месяца. Сначала собрание должны были провести жильцы многоквартирных домов, расположенных на участке, попавшем под реновацию. Это одна пятиэтажка – по словам собеседников, единственный в этом месте дом, признанный ветхо-аварийным, а также несколько старых двухэтажек. Там часть жильцов действительно хотела бы расселения, потому что их дома в плохом состоянии, в квартирах постоянные потопы.
«Сначала, в конце июля, было назначено одно собрание жильцов – из многоквартирных домов. Нам до этого чиновниками было сказано, что жители многоквартирных имеют право провести голосование и на его основании выйти из КРТ или войти в него. Но опять же было много путаницы со стороны администрации. Сначала они говорили, что должно быть два голосования: одно - за включение в КРТ, потом - за исключение. Потом они переобувались, говоря, что у них одно голосование, а второе у нас – собственников частных домов. Было действительно ощущение, что мы сходим с ума, как будто специально пытались запутать нас, надеясь, что мы деревенщина и не сможем разобраться во всем этом», - вспоминает Екатерина.
Сама она купила дом на улице Омской совсем недавно – осенью 2024 года. Он был в черновой отделке, за полгода они сделали ремонт и въехали в феврале.
«И вот мы, новоселы, добросовестные покупатели, представляете, получаем такую новость – у нас, мол, все заберут, чтобы построить здесь современные многоэтажки. А предыдущий владелец нашего дома приобретал землю у администрации Челябинска – у КУИЗО. Я старалась при покупке предусмотреть все риски, но такого, как угроза КРТ, предвидеть не могла. А если все изъять и дать нам квартиры, то где тут логика?
Если у меня частный дом в центре города, мне зачем эти квартиры? Если бы я хотела в квартире жить, я бы жила. А все, кто сейчас здесь живет, - это люди, сделавшие такой выбор. Кто хотел переехать в квартиру, давно уже это сделали», - констатировала Екатерина.
Теперь этим домам не грозит изъятие под реновацию
В конце июля она съездила в администрацию Челябинска и взяла там образцы бюллетеней и протоколов для проведения голосования. Сама Екатерина по профессии юрист, поэтому профессионально изучила документы и скорректировала их под конкретный поселок.
«И вот мы начали, получается, разговаривать с жителями, объяснять, как это все заполнять, как делать. Назначили единый день голосования - 10 августа. И в этот день прямо помогали нашим бабулечкам, которые сами не смогли бы все заполнить. Мы обходили дома, высчитывали, например, кворум по квадратным метрам.
Мы помогали пожилым соседям, потому что даже не надеялись, что администрация о них в этом плане позаботится.
И мы правильно сделали. Ведь у нас был пример с двухэтажками: их жильцы ждали, когда администрация им организует это собрание. И мэрия назначила им собрание на 21 августа, а 22-го срок принятия решения по этому проекту уже завершался. То есть людям не оставили времени на исправление ошибок, если они будут», - рассказала Мария.
Кипа документов, собранная для отмены КРТ
Собственники индивидуальных домов успели и провести собрание, и сдать все документы. Чтобы подстраховаться, они дополнительно собирали по каждой улице, по каждому дому бумаги, свидетельствующие о собственности не только на дома, но и на инженерные сети – у кого какие протянуты.
«Мы хотели показать, что мы здесь не в набедренных повязках бегаем, что у нас есть и вода, и электричество, у кого-то выгребные ямы, у кого-то септики. И вопрос с централизованной канализацией у нас тоже решается. Мы хотим протянуть эту канализацию по нашей улице Книжной, чтобы на будущее себя обезопасить от тех, кто захочет выгнать нас отсюда», - отметила Мария.
Это единственный дом на территории поселка, попавшей под КРТ, признанный ветхо-аварийным
Если кто-то не мог предоставить властям договоры на какие-то коммуникации, им разрешили передать просто квитанции.
«С договорами в некоторых случаях было проблематично. Допустим, люди купили дом здесь 10 лет назад, а воду тянули 40 лет назад, и у собственников договоров на воду нет. Они ходили в водоканал, их запрашивали. Срок готовности 30 дней, то есть могли не уложиться в срок, отведенный для подачи документов. Поэтому договорились на собрании с главой министерства архитектуры Ольгой Никитиной, что квитанции также будут являться подтверждением», - поделилась Мария.
Теперь жители считают все произошедшее с ними этим летом серьезным уроком.
«Мы удостоверились в том, что нам нужно каждый свой шаг узаконивать, получать бумажки на какие-то капитальные ремонты, на все, что мы делаем с нашими домами. И чтобы все было действительно правильно, обновлять эти данные в КУИЗО, потому что КУИЗО само это не сделает. И лучше так делать всем владельцам частных домов в Челябинске», - посоветовала Мария.
А этот дом не попал в проект реновации, несмотря на то, что все соседние попали. Если посмотреть следующее фото в карусели, то можно предположить, почему так произошло
Несмотря на то, что проект реновации части поселка отменили, жители не могут сказать, что теперь будут спать абсолютно спокойно.
«Новость об отмене КРТ, конечно, нас обрадовала. Но понимание, что наша земля интересна городу и застройщикам, остается. Мы живем с этой информацией и пока занимаемся приведением в порядок всех документов. А там дальше посмотрим. Не исключено, что будут еще попытки нас выгнать», - оценили челябинки текущую ситуацию.
Они резюмировали: победить интересантов проекта КРТ на их территории удалось благодаря большому количеству коллективных жалоб, в том числе жестких требований в обращениях в прокуратуру и СК, широкой огласке, а также сплоченности жителей.

Кому еще грозит КРТ в Челябинске

ЕАН писал, что собственники частных домов в четырех поселках Челябинска готовят коллективное обращение в законодательное собрание, губернатору и в областную прокуратуру. Они просят внести поправки в региональное законодательство для того, чтобы исключить вероятность изъятия у них жилья под дальнейшую комплексную застройку.
В борьбе за свои дома, кроме выше упомянутого Некрасова, объединились жители следующих поселков: Колхозный в районе улиц Чайковского и Братьев Кашириных, Урицкого – часть Колупаевки, а также Первый Плановый в Ленинском районе. В обращении люди просят внести изменения в п «б» п. 3 ст. 5 Закона Челябинской области от 20 апреля 2021 года №339-ЗО «О комплексном развитии территории в Челябинской области». Подробно об этом можно прочитать здесь.
В процессе подготовки этой статьи корреспонденту ЕАН стало известно, что и другие поселки Челябинска намерены присоединиться к борьбе с нависшей угрозой в виде комплексного развития территорий. Это Береговой, ЗМК и ЗЭМ. Они тоже начинают собирать подписи за изменения в законодательство.
Свердловск - город госпиталей
almaceramica
Главные новости
Прокуратура посчитала мягким приговор дяде редактора Ura ru АллаяроваПри реконструкции аэропорта в Оренбурге завышались цены по госконтрактамНачинающим свердловским аграриям раздадут деньгиВласти Екатеринбурга повысили затраты на школьные обедыСвердловский турэксперт спрогнозировал падение спроса на Египет у россиянВ Екатеринбурге отменили рейсы на популярные курорты