Разлетевшиеся по соцсетям призывы мусульманских общественников ко всем горожанам прийти на пятничную молитву к временной мечети на улице Декабристов в Екатеринбурге переполошили местные власти. Инициаторы акции обещали горожанам рассказать о том, как им нужна соборная мечеть центре города, и накормить всех пловом. О том, чего боялись многие и как все прошло, – в материале ЕАН.
Мусульмане демонстративно отказались согласовывать свою акцию в министерстве общественной безопасности, а областные власти в ответ объявили ее незаконной. В результате еще накануне, в четверг, на нервах были все: и чиновники всех властных «домов», и силовики, и представители разных групп влияния в мусульманском сообществе.
Причина понятна: слишком памятны всем майские события в сквере у Театра драмы из-за строительства православного храма. Тогда все тоже начиналось как мирное несанкционированное собрание горожан, а закончилось массовыми задержаниями и арестами.
Почти два десятка лет в Екатеринбурге мусульманам обещают дать землю под строительство Соборной мечети. На 300 тыс. верующих мест для молитвы - полтора: временная мечеть у цирка и еще одна — на ВИЗе. Плюс большая «медная», но в Верхней Пышме.
«Скверный» протест закончился обещанием власти выделить православным место для храма, только в центре под это дело обсуждался добрый десяток вариантов. Сегодня на своем собрании-молитве мусульмане не скрывали, что недовольны таким поворотом: «Нам говорили, что ни метра земли в центре нет – и вдруг выясняется, что участков полно!»
Отметим, что участок под мечеть власти готовы выделить на Сортировке, но это окраина города. До вчерашнего дня все это было просто брюзжание, после призывов собраться на сход возникло общее ощущение обострения обстановки. Власти обратились к правоохранительным органам с просьбой о недопущении массовых беспорядков и нарушения законодательства о массовых акциях.
Полиция решила не рисковать: к пятничной молитве в районе мечети скучало десятка полтора ППС. Ни ОМОН, ни Росгвардии журналистам отыскать так и не удалось — были предположения, что они могли укрыться во дворах. Но, видимо, не в близлежащих.
Стражи правопорядка были собраны, сосредоточены, внимательно наблюдали за происходящим, но никак себя не проявляли. Лишь пару раз их делегации заходили на территорию мечети, но даже не просили выйти к ним организаторов — похоже, просто для проформы проверяли на предмет отсутствия беспорядков.
Компанию полиции составлял директор департамента внутренней политики аппарата губернатора Антон Третьяков. Он тоже наблюдал и, стоя под палящим солнцем, изредка и скупо отвечал на вопросы журналистов, что ничего предосудительного не происходит и не ожидалось, но вот СМИ раздули шум из ничего.
Кстати, по неофициальной информации, ни губернатора Евгения Куйвашева, ни его заместителя Сергея Бидонько в городе в момент собрания не было. Полпред Николай Цуканов уехал на совещание в Челябинск, «замполиты» полпредства и мэрии Екатеринбурга находятся в отпусках.
В мечети тем временем прибывший из Верхней Пышмы имам Артур Мухутдинов читал проповедь. Суть ее сводилась к тому, что на мусульман оказывается давление и это несмотря на то, что Коран делает человека идеальным законопослушным гражданином, но необходимо проявлять гражданскую инициативность. И, конечно, что городу нужна мечеть.
«Как много людей сегодня нуждается в духовной помощи, коллективном намазе!» - переживал имам.
Затем намаз, сама пятничная молитва и еще раз проповедь о том же самом, но на этот раз с персональными благодарностями в адрес вице-губернатора Сергея Бидонько за поддержку.
Куда более эмоционален был депутат Новоуральской городской думы Марат Салихов.
«Другим участки выделяют, а нам нет! При этом Универсиаду выиграли — в 2023 году к нам весь мир приедет, а мечети нет. Вот "Иннопром" проводили, турки приезжали — их в Верхнюю Пышму возили, а почему не в большую, красивую мечеть в центре Екатеринбурга?» - объяснял журналистам смысл проповеди Салихов.
«Все правильно сказал, брат!» - одобрительно шумели прихожане.
«Это обычный пятничный намаз. Как правило, здесь на него тысяча человек собирается — сегодня меньше, часть решила не приходить в связи с ажиотажем. Если у нас СМИ пятничную молитву считают митингом, то я могу лишь попросить мягче ко всему этому относиться. Я когда вчера узнал, что назревает скандал, — сразу сказал, что приеду, лично буду читать пятничную молитву», - добавил Артур Мухутдинов.
Менее охотно собравшиеся общались на финансовые вопросы. Известно, что деньги на строительство мечети на Декабристов собирали давно, но никакой стройки не состоялось.
«30 млн, которые мы собирали, были вложены в начало строительства, вы видите котлован и сваи. Ситуация получилась очень красивая. Представьте, вы вложились в долевое строительство - вам потом говорят: "Сваи видишь? Вот и хватит с тебя". И потом отбирают землю», – объяснил ЕАН бывший вице-спикер областного парламента Наиль Шаймарданов, активный участник процесса.
Конкретики в ответах на вопрос о том, кто готов финансировать новую стройку, тоже нет. По крайней мере, для СМИ.
«Как инвестор как придет, если нет земли и документов? Руководитель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обещал помочь, мы об этом даже не беспокоимся. Это не местные меценаты, это федеральный уровень. Если будет земля в центре - неужели они не включатся?» - говорит Артур Мухутдинов.
Плов съели где-то за час. Спокойно, без лозунгов и особых обсуждений. За это время на площадке успело побывать несколько бывших и нынешних депутатов всех уровней. Депутат Госдумы Андрей Альшевских предложил включить в опросный лист по выбору места для храма святой Екатерины и вопрос о месте для мечети. Чтобы два раза не тратиться.
Других предложений не прозвучало. Кроме осторожного намека, больше похожего на констатацию факта от имама, что намаз в городе проходит каждую пятницу и ничто не мешает общине каждую неделю так же собираться, есть плов и обсуждать, как им все-таки получить землю.
Причем, несмотря на вежливость и мягкость формулировок, у многих посетивших сегодняшнее мероприятие осталось ощущение, что так просто из центра на Сортировку мусульмане не уйдут.
ЕАН будет следить за развитием событий.
Игорь Чукреев.