В Екатеринбурге открылась выставка Евгении Васильевой, той самой фигурантки дела «Оборонсервиса», которую называли пассией экс-министра обороны России Анатолия Сердюкова. Поэтесса и певица Васильева оказалась еще и перспективной художницей: недавно она была удостоена звания почетного члена Российской академии художеств, ее произведения находятся в коллекциях Пьера Кардена (Франция), Музея Современного Искусства города Гибеллина (Италия), епархиального музея города Кальтаджироне (Италия), Фонда Ибрагима Кодры (Швейцария), а также в частных собраниях ценителей современного искусства по всему миру.
Владелец галереи «Главный проспект» Олег Гусев рассказал, что не сразу принял предложение разместить выставку Васильевой.
«На выставке в Москве наша сотрудница Юлия познакомилась с Евгенией Васильевой. Наверное, слышали: вновь испеченный почетный академик Академии художеств. И нам предложили провести экспозицию в галерее «Главный проспект». Хочу сказать, что я сначала сложно принял эту тему. Может быть, потому что изначально ты смотришь не на искусство, а на те истории, которые так или иначе связаны с человеком. Я не возражал, чтобы эти релизы рассмотреть, но не скажу, что я изначально вцепился в эту экспозицию. Познакомившись с выставкой чуть ближе, — а называется она Non-Realism, что значит "нереальное в реальном", и начинается сама выставка с простых вещей и заканчивается серьезными инсталляциями, — я думаю, вы сильно удивитесь. Были мысли, о том, не пора ли обратно все это отправить. Но когда выставка встала в экспозицию, появилась уверенность», — пояснил Гусев.
Самой Васильевой на открытии собственной выставки не было, что особенно досадно, ведь Екатеринбург стал первым региональным городом, на территории которого дарование выставило свои работы. Художницу представляла искусствовед Елизавета Плавинская.
«Я приехала сюда представить выставку Евгении Васильевой, яркого художника современного искусства, наверное, самого знаменитого сейчас художника современного искусства. Хочу принести огромную благодарность Олегу Андреевичу за поддержку современного искусства в России и поддержку женщин», — сказала на открытии Плавинская.
В разговоре с журналистом ЕАН искусствовед рассказала, что к поездке в Екатеринбург готовились очень серьезно.
«У вас очень крутая культурная столица, у вас биеннале проходит, резонанс огромный. Боязно было только в хорошем смысле. Я помню, как все сидели в Москве и гадали, как же так сделать, чтобы у нас современное искусство было не только внутри Садового кольца и на Невском проспекте. А как же гигантская прекрасная Россия с кучей музеев и большой художественной культурой», — сказала представительница Васильевой.
Искусствовед привыкла к вопросам о коррупции, на которые она не может дать ответа. Как арт-критик, Елизавета Плавинская рассказала журналисту ЕАН, что Васильева подняла очень важный вопрос, который касается многих творческих людей.
«В России вообще несерьезное отношение к творческим личностям, Евгения сфокусировала это положение дел. У нас суровое отношение к представителям искусств. Теперь у нас есть Евгения Васильева с ее разнообразными интересами, думаю, это очень положительно повлияет на отношение к людям, которые занимаются искусством. Это тот случай, когда на Евгению Васильеву вешают всех собак!» — пояснила Плавинская.
На выставке представлено более 100 работ художницы: графика, живопись, нью-арт, скульптура. Но это лишь одна выставка из четырех. Журналист ЕАН спросил у «соседей» художницы, насколько этично выставлять работы человека, которого обвиняли в коррупции.
«Это две разные вещи: одно дело — экономика, другое дело — изобразительное искусство. Человек занимается творчеством, куда-то она развивается, это очень интересный эксперимент с точки зрения психологии. В Екатеринбурге была так называемая Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Они просто даже несоизмеримы. То, что представлено сегодня, интересней смотреть, чем наше распиаренное Уральское биеннале», — ответил на вопрос журналиста ЕАН живописец из Уфы Борис Самосюк.
Художник Владимир Зуев сравнил работы художницы с творчеством своих студентов.
«У меня более пятидесяти студентов — лауреатов всевозможных всероссийских конкурсов, я в этой молодежной среде нахожусь всю жизнь, я понимаю исток этой молодежной энергии. В этом смысле я провожу какие-то параллели, извините, может, это не совсем уместная параллель. Но она не имеет профессионального образования?» — сказал наш собеседник.
В ответ Владимиру Зуеву назвали несколько учреждений, в которых училась Васильева, на что он парировал рассуждениями об узости современного художественного образования.
«Вы сейчас в минус сказали, потому что все эти образования по современному искусству на Западе иногда оказываются какой-то комнатой. Я был в университете подобного плана, он находился в стенах дома престарелых. Я могу сказать о том, что к работам Васильевой отношусь положительно. В них есть поиск».
Из Москвы на выставку также прилетел коллекционер Андрей Мартынов, который привез в галерею картины японского художника Сейко Кавачи. Мартынова соседство с художницей Васильевой не пугает, но и не трогает.
«Я привез сюда классного японского художника, и это моя миссия — подарить его работы вашим горожанам. Что касается работ Васильевой, цифровые вещи мне кажутся поинтересней. Но все, что касается живописи, — лично у меня она не вызывает никаких эмоций. А это важно все-таки. Что касается индустриальной выставки биеннале, я был у вас на последней — европейского уровня. Но художество — это всегда субъективно», — констатировал коллекционер.
«Главный проспект» возобновит свою работу с завтрашнего дня. В галерее представлены выставки Владимира Зуева, Бориса Самосюка, Евгении Васильевой и Андрея Прохорова и Сейко Кавачи.
Ниже представлены работы художников трех остальных выставок.
Александра Аксенова