Вчера, 11 ноября в Екатеринбурге состоялся закрытый премьерный показ первого фильма из документального цикла журналиста Карена Шаиняна «Квирография», посвященного ЛГБТ-сообществу в разных городах России. Первый фильм цикла снят о Екатеринбурге. Мероприятие проходило параллельно в Москве и в екатеринбургском клубе «Куб». За запуском уникального проекта наблюдал корреспондент ЕАН.
Гостей пригласили в «Куб» к 21:00. К моменту старта показа на площадке собрались порядка 40 человек. Начало вечеру положила пресс-секретарь Ресурсного центра для ЛГБТ, который занимался организацией мероприятия в Екатеринбурге, Алла Чикинда. По ее словам, команда Шаиняна побывала уже в 7-8 региональных центрах. В каждом прошли съёмки одного из фильмов цикла, посвященный городскому ЛГБТ-сообществу, но Екатеринбург оставил совершенно уникальные впечатления. Всего в цикле запланировали 12 картин в 12 городах России. Кинопоказ в Екатеринбурге, как в первой локации сериала, состоялся на неделю раньше официального релиза серии – сама же премьера намечена на 17 ноября. Посмотреть ее и ее трейлер можно будет на официальном сайте проекта «Квирография».
Поскольку гости на московском показе задерживались, сразу после вступления Аллы, гостям включили записанное приветствие Карена Шаиняна, а затем продемонстрировали трейлер фильма.
«Я очень рад, что вы пришли. Я надеюсь, что вас там сидит много. Я тоже сейчас собираюсь на нашу премьеру в Москве, приоденусь, накрашу глаз и пойду. Ужасно волнительно на самом деле: мне очень важно, что вы скажете. А ещё важнее, что вы подумаете, почувствуете. Потому что, и за это отдельное вам спасибо, вы, кто снимался в этом фильме, были очень откровенны с вами, мы старались как можно бережнее обойтись с этим материалом и сделать его как можно красивее, правдивее. Пусть все квир-люди в России не будут чувствовать себя одинокими», - обратился Шаинян к зрителям в Екатеринбурге.
Фильм призван показать повседневную жизнь ЛГБТ-коммьюнити. Однако вместить этот объёмный во всех смыслах материал необходимо было в 42 минуты хронометража. Структурно кино представляло собой около 10 историй реальных людей, которые посредством видеомонтажа были фрагментарно вплетены в общую канву повествования – в рассказ о городском сообществе.
«Они [команда Шаиняна – прим. ЕАН] сразу нам сообщили, что это фильм не про активизм и не про активистов, поэтому, когда я предлагала рассказать и про Ресурсный, они отвечали, что их цель показать обычных людей», - прокомментировала направленность сериала пресс-секретарь Ресурсного центра.
Авторы проекта будто бы проникают внутрь быта главных героев, с каждым новым фрагментом все глубже внедряясь в их повседневность. Фильм ведёт со своими персонажами незримый диалог, узнавая, чем им нравится заниматься, кем работают, с чем приходится сталкиваться, чтобы просто жить так, как живут все окружающие.
«Мне очень понравилось, что люди с открытыми лицами говорили. Это очень важно. Потому что можно было увидеть живые истории. Сам по себе фильм - это история про то, что гетеронормативное общество воспринимает ЛГБТ именно как то, что видит в информационном поле. Либо это разврат детей, как они любят представлять, и смешивают ЛГБТ и педофилию, либо это какие-то публичные акции ЛГБТ-людей. А есть истории реальные, это люди среди нас. Если это продолжится, можно будет объяснять, что ЛГБТ-люди такие же люди, как и все остальные», - поделился с ЕАН своими ожиданиями Максим Оленичев, юрист*.
Фильм перемещается по разным местам города. Уралмаш, цирк, зоопарк - каждая история уникальная. Художники по костюмам, дрэг-дивы, консультанты, актеры, предприниматели, реконструкторы, солдаты, ветераны Чечни – картина охватила людей разных профессий, идентичностей, судеб и переживаний.
«Мама говорила, что если узнает, что я «кто-то из этих», то сразу же проклянет. Я отвечаю: «Окей, ты не узнаешь». Как поступают дети с родителями, которые ломают их жизнь? Они с ними просто перестают общаться» – говорит один из героев фильма о своей гомофобной семье.
«Из-за того, что была гомофобная семья, думал, я же мужик, надо перетерпеть. И я начал встречаться с девушкой. Понял, что не мое. И тут она говорит, что беременна… Когда я понял, что ребёнок подрос, ему было восемь лет, я ей рассказал, что есть еще и моя жизнь. Она ответила, что мне нужно в «дурку» ложиться, лечиться» - рассказывает другой свою историю.
«Я боюсь гомофобии, трансфобии, я боюсь нападений, я боюсь оскорблений. Я боюсь не там пройти по улице… Я не делаю какого-то события из того, что я трансгендерный человек. Просто нас не так много открытых, и я знаю, чего это стоит, и я знаю, зачем это нужно. Когда я сам увидел трансгендерных людей открытых, я подумал, Боже, я имею право жить, я не должен ненавидеть себя», - делится со зрителями еще один из героев фильма.
Истории из детства сменялись эпизодами каждодневных дел, прогулок, встреч, съёмками в общественных местах, где участники сериала проводили время.
Часть людей, подаривших фильму свою историю, находились в зале. Всего около 7 героев посетило премьерный показ. Алла Чикинда предложила им высказать свои впечатления о том, каким в итоге вышел фильм.
«Поймал себя на эмоциях. У нас так много классных людей, такие истории! Екатеринбург крутой город! Но я знаю, что ребята и больше снимали. Если бы все попало в фильм, все разговоры, сериал на 12 двухчасовых серий получился. А так сжато все, да, есть такое ощущение, что будто мазками нарисовано, как идёт жизнь города», - поделился впечатлениями один из героев фильма, Константин.
После показа был организован телемост с Москвой, где тоже шла премьера. Но техническая составляющая подвела. Микрофон на московском кинопоказе не настроили, отчего гостям было тяжело понимать, о чем идет речь на параллельном мероприятии. Однако посетители все равно высказывались о событии в позитивном ключе.
«Хотелось бы сказать спасибо всем участникам. Было круто посмотреть на Екатеринбург с другой стороны, почувствовать его инклюзивность, потому что очень редко можно ощутить себя собой, ощутить себя комфортно в этом городе. Этот фильм дал мне ощущение уюта, ощущение, что я не одна. Я очень часто об этом забываю. Когда приходишь на такие мероприятия и смотришь подобные фильмы, складывается впечатление единства, чувство, что ты не одинок», - рассказала гостья кинопоказа.
Гости начали медленно расходиться. К окончанию телемоста в зале клуба «Куб» практически никого не осталось.
* Максим Оленичев внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42