РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 31 мая 2022 в 12:15

Строительный вице-мэр Рустам Галямов: ключевые недострои будут приведены в порядок к юбилею Екатеринбурга

Полгода назад в Свердловской области появилась рабочая группа, которая прорабатывает изменения в законодательство об объектах культурного наследия. В нее, в том числе, вошел вице-мэр Екатеринбурга Рустам Галямов. Галямов стал частью команды главы Екатеринбурга Алексея Орлова год назад, и за это время отношения между застройщиками и администрацией значительно потеплели, а Екатеринбург приобрел дополнительные строительные полномочия.
Что станет с городскими памятниками архитектуры, как чувствуют себя сегодня застройщики и про свою любимую улицу в Екатеринбурге - Галямов рассказал ЕАН.
— Рустам Ахмедович, вы входите в рабочую группу, которая занимается восстановлением объектов культурного наследия (ОКН). Расскажите, пожалуйста, какие изменения в законодательство предложило объединение?
— На необходимость изменить федеральное законодательство указал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в сентябре 2021 года во время рабочей поездки в Ирбит. Этот город - один из лидеров по сохранению и реставрации памятников в регионе. Екатеринбург, где также сохранились множество памятников, развивается, и требования по сохранению памятников необходимо разумно увязывать с требованиями по развитию города. Как представитель Екатеринбурга в рабочей группе, я внес три ключевых предложения.
Первое - передать регионам полномочия по исключению руинированных и исчезнувших памятников из реестра ОКН. Сегодня решения о включении здания в реестр принимает субъект, а решение об исключении - правительство Российской Федерации. Процедура сложная и может растянуться на годы. На наш взгляд, ее можно и нужно упростить.
Второе - мы предлагаем дать возможность субъектам переносить памятник в исключительных случаях. Например, когда при строительстве улично-дорожной сети нет возможности оставить здание на прежнем месте. Здесь речь идет о важных инфраструктурных проектах для развития города, а не о жилых высотках. Яркий пример - перенос деревянного дома-памятника с ул. Татищева, 57. Только согласование документов для переноса заняло три года. Сегодня в здании располагается одно из зданий екатеринбургской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат).
Первое фото - как дом выглядел до переноса, второе и третье - сразу после переноса. Фото - Олег Букин
Третье предложение касается аренды ОКН. Мы предлагаем дать арендатору преимущественное право выкупа памятника. Бизнес сейчас не заинтересован в аренде и сохранении памятников, поскольку у него нет гарантии, что здание вновь не выставят на торги. Если предприниматель будет понимать, что он через пять лет может стать собственником, это будет его мотивировать должным образом содержать и восстанавливать здание. Сегодня такого инструмента нет.
Какие еще были инициативы?
— Министерство ЖКХ внесло предложения, которые могут помочь ускорить ремонт многоквартирных домов-памятников. Это привлечение дополнительных инвестиций - либо областных, либо федеральных. Подобных объектов много. Один из ярчайших - улица Свердлова. Когда я приехал в город, я влюбился в нее. Это одно из красивейших мест города. Весь «сталинский» ансамбль застройки улицы отнесен к объектам культурного значения. И это накладывает особые обязательства. Несложно «откапиталить» фасад или кровлю дома, но с капитальным ремонтом всего здания все значительно сложнее.
Улица Свердлова в 2022 году
Когда эти предложения превратятся в изменения законодательства?
— Предположительно, летом начнутся обсуждения. Предложения уже прошли согласование в Уральском институте регионального законодательства.
Расскажите про возможность исключения руин и утраченных памятников. Здесь же важен процент изношенности здания. Вы видите тут возможности злоупотребления этим правом?
— Основной упор в предложении сделан на работу с исчезнувшими памятниками.
Руинированные - не просто здания, у которых отвалился один кирпич. Здесь очень важна тонкая работа по трактовке понятий.
В Екатеринбурге сильные и авторитетные защитники культурного наследия. Мы, безусловно, учитываем мнение горожан и общественности. И болезненно относимся к исчезновению объектов ОКН. Появление такого механизма нужно для тех территорий, где памятники внесены в реестр, но фактически их там нет. Например, на улице Большакова 82 - 86 расположен ансамбль «Комплекс брусковых коттеджей», построенный при участии свердловского архитектора Моисея Рейшера. В реестр внесено четыре здания, но по факту их три, один сгорел в 90-е годы. По сгоревшему дому нет никакой проектной документации, которая позволила бы его воссоздать. Мы не сможем ничего там построить, потому что это будет современный новодел, а в реестре будет числиться совершенно другой объект.
Как вы считаете, стоит ли переносить ценные исторические здания из города?
— Ни у меня, ни у главы Екатеринбурга речи о сносе или переносе памятников ради новых жилых кварталов не идет. Я думаю, что это нехорошая история. Если здание не мешает развитию города, то переносить его незачем. Вернемся к брусковым коттеджам на улице Большакова. Они находятся рядом с аллеей Дворца спорта, которой требуется обновление. В данном случае стоит рассмотреть возможность перемещения сохранившихся объектов деревянного зодчества на другую площадку. Было бы разумно создать соответствующий музей под открытым небом, например, в районе Уктуса, где разместятся наиболее ценные деревянные здания, обладающие и не обладающие охраняемым статусом, тем самым дав дополнительный импульс развитию городских территорий. Такой музей мог бы стать центром притяжения для горожан и гостей города.
Отмечу, что сейчас идет работа по созданию зон, где высотность строительства будет ограничена. В первую очередь проанализируем исторический центр, где много памятников архитектуры. Важно не допустить, чтобы рядом со зданием, которое представляет и историческую, и культурную ценность, возник небоскреб. Границы этой зоны пока не определены, идут обсуждения, будем привлекать к ним градозащитников и общественность в целом.
Кроме руинированных памятников, у нас есть и недостроенные объекты. Какую работу ведет администрация Екатеринбурга по этому вопросу?
— У нас есть предварительный реестр недостроев, там порядка 56 объектов. Мы его сейчас перепроверяем, анализируем. Так, например, по «Призме» (Бизнес-центр «Свердловск» находится возле Северного автовокзала. Высотная часть признана незаконной постройкой) идет судебный процесс. УрФУ уже провел экспертизу и дал свое заключение. На долгострое возле здания правительства работы начались. Кроме того, к 300-летию Екатеринбурга по плану начнется строительство «Оперы Тауэр». Как известно, для работы пригласили бюро Захи Хадид, но по понятным причинам теперь проектом займутся местные проектировщики. Ну, и здание возле администрации. Этот объект я вижу чаще всего. Владелец пообещал сдвинуть дело с мертвой точки в ближайшее время, но у него есть проблемы с документами.
Таким образом, к юбилею города ключевые недострои должны быть приведены в порядок.
Есть и другие объекты, например, заброшенные котлованы, где-то плохо огороженные. Там мы пытаемся хотя бы ограничить доступ.
Как проходит процедура комплексного развития территории (КРТ)? Известно ли о новых участках?
— Администрация Екатеринбурга запустила процедуру комплексного развития территории для трех площадок: в квартале улиц Шефской – Энтузиастов – Баумана, в квартале улицы Донбасская – переулков Черниговского – Суворовского и в районе улицы Краснофлотцев. По первым двум уже назначена дата проведения аукциона для застройщиков.
По последней площадке мы немного притормозили аукцион для того, чтобы включить один дом, жильцы которого проявили желание попасть в программу. Сейчас мы обсуждаем новые территории – дополнительные пять жилых и две промышленные. Одна «промка» расположена на улице Азина, где был завод «Данон». Вторая - на Билимбаевской, там «Брусника» вышла на нас с предложением. Расположение пяти новых жилых территорий мы пока не раскрываем.
А по промплощадкам на Завокзальной и территории Уралмаша предложений нет?
— Пока не было. Инициатором здесь должны выступать собственники. Но в целом мы думаем, что как минимум пять дополнительных площадок мы должны запустить в работу в этом году. Сейчас появляются новые нежилые участки, по которым поступают обращения от собственников.
Застройщики заявляются на КРТ, несмотря на нынешнюю экономическую ситуацию?
— Могу подтвердить, что есть очень много интересантов, которые планируют участвовать в аукционе. И каждому мы говорим, что
одно из основных пожеланий людей – остаться внутри района. И даже если законодательно нигде это не прописано, мы будем на этом настаивать. А также отслеживать после того, как появится инвестор.
У жителей было опасение, что всех в Солнечный переселят. Такого точно не будет. Понятно, что первые КРТ на особом контроле, но и остальные не останутся без внимания. Этот универсальный механизм муниципально-частного партнерства мне кажется очень интересным. Применение процедуры КРТ в Екатеринбурге даст возможности не только эффективно обновить жилищный фонд, но и создать новую качественную среду для жителей.
Как себя сейчас застройщики чувствуют? ЕАН ездит по строительным площадкам, и мы фиксируем, что строительство замедлилось, на некоторых территориях остановилось.
— Я бы здесь процессы разделил на две части. Те проекты, которые начаты, строятся - все взятые на себя обязательства застройщики выполнят. С начала марта в еженедельном порядке мы собираем штаб по вводу жилья, в состав которого входят застройщики, представители Гильдии строителей Урала и сетевых компаний. Мы обсуждаем каждый объект подробным образом и в оперативном порядке подключаемся к решению точечных и общих вопросов. Важным вопросом остается ставка проектного финансирования, до недавнего времени она была очень высокой. Сегодня ставка снижается, что мотивирует застройщиков на новые проекты. Примечательно, что за четыре месяца 2022 года мы выдали больше разрешений, чем за тот же период 2020-2021 годов. Планы застройщики строят оптимистичные. Я думаю, что в ближайшее время все вопросы урегулируются и начнем работать с новыми силами. Екатеринбург - очень интересный город для девелоперов. Я думаю, что все наладится. План по вводу жилья будет выполнен.
Анна Гринь, Анна Касюкова
almaceramica
Главные новости
Бюджет Свердловской области на трехлетку принят в первом чтенииСвердловский губернатор Евгений Куйвашев пригрозил отменой льгот для молочниковБюджетом Свердловской области на 2025 год предусмотрено 300 млрд на социалкуЧто нужно знать екатеринбуржцам, отправляясь в Камбоджу. Лайфхаки от ЕАНСвердловских пользователей электросамокатов допустят до поездок через "Госуслуги"СКР возбудил уголовное дело из-за точечной застройки «Астона» в Екатеринбурге