На реке Чусовая скоро появится туристическая инфраструктура. К такому соглашению пришли глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. В конце июня 2022 года Догузова сама сплавилась по Чусовой и пришла к выводу, что популярному среди туристов месту не хватает причалов, стоянок, туалетов, навигации и мест для отдыха: отелей и кемпингов. Что же есть на Чусовой сегодня? В поисках ответа на этот вопрос корреспондент ЕАН сам отправился на сплав. За приглашение спасибо сообществу «Рыжий город».
Река Чусовая начинается в Челябинской области, проходит через Свердловскую и в Пермском крае впадает в Камское водохранилище. Самый длинный отрезок, 377 км, проходит через Свердловскую область насквозь, задевая Полевской, Ревду, Первоуральск и еще почти 70 сел. Наш путь начинается в Слободе. Мне, фотографу и всей организованной группе предстоит за один день пройти 13 км на сапбордах до села Нижнее. Знатоки говорят, что из Слободы можно отправиться в двух- и трехдневные сплавы, и это не единственная стартовая точка на реке. Зарина Догузова, например, сплавлялась от Усть-Утки до Ёквы, недалеко от Нижнего Тагила.
В Слободе из туристической инфраструктуры лишь магазин и церковь, на которую нам предлагается посмотреть, пока инструкторы надувают борды. Место старта - спуск к воде с колеей от автомобильных колес. Вокруг также припаркованы машины. Погода нам не благоволит, поэтому утепляться приходится прямо в микроавтобусе. Слушаем инструктаж, получаем жилеты - и вперед!
Сапборд представляет собой надувную доску, к которой полагается весло. Уверенные и опытные сапбордисты стоят на доске и гребут, как гондольеры в Венеции. Менее уверенным можно сидеть на коленках. Важную роль при движении играет ветер. В тот день он дул нам прямо в лицо. Позже именно он станет причиной, почему я не дойду до конца маршрута. На одно движение веслом приходится два дуновения ветра. Кажется, что плыть против течения легче, потому что дует ветер именно так.
Наша группа растягивается по всей реке. Я гребу. Вокруг проплывают домики, деревья, повороты реки. Я гребу. Девушки из нашей группы общаются друг с другом и делают фотографии - я гребу.
В таком режиме проходят три км до первой остановки – подвесного «Аннушкиного моста». Мы останавливаемся ради прогулки по нему. Рядом с ним установлен стол, за которым обедают другие туристы, они проходят Чусовую на плотах. На месте нашей остановки, к моему удивлению, нет мусора. Чисто будет и на всех других местах привала. Схожу с сапа, чтобы поесть и выпить чай. Обратно не хочется, но кто-то упоминает волшебное слово «обед».
Сажусь на сап и гребу дальше. На воде тяжело измерять пройденное расстояние, лес сливается в одно зеленое пятно. Я медитативно гребу. Штаны на коленях промокли и испачканы в грязи, руки замерзают - я гребу. Вижу сапборды на берегу, гребу чуть быстрее. Твердая земля и возможность постоять – праздник. Место остановки – полянка на возвышенности, на берегу стоит баня, от реки тянется труба с водой к палаточному городу.
Грею штаны и сапоги возле костра. В своем желании повысить температуру тела я не одинока – девушка из нашей компании поочередно греет голые ноги возле пламени. Инструктор в шортах растапливает замороженный борщ на плите. Сил разговаривать нет, хватаю приготовленный инструктором бутерброд с колбасой и сыром, еда тает во рту – нежный сливочный сыр, знакомый вкус докторской колбасы, ароматный черный хлеб. Этот бутерброд будет сниться мне и после сплава. Горячий борщ с зеленью и сметаной уходит так быстро, что я даже не запоминаю его вкус. Делаем общую фотку на память, пытаюсь делать радостное лицо. Часовая остановка пролетает за 15 минут.
«Стало ли легче грести после обеда?» - спрашивает меня инструктор Михаил. Отвечаю ему что-то неопределенное. В сплаве есть один плюс – ты не сможешь попасть домой, если не доплывешь до конца. Нет ни мобильной сети, ни возможности вызвать такси. Плывем дальше еще три км, инструктор завлекает сойти на берег ради декораций к фильму «Угрюм-река», построенных на берегу Чусовой в селе Каменка. Больше их меня привлекает только случайно найденный магазин. И вот - последний рывок. Каждые пять гребков энтузиазм и желание закончить сменяются отчаянием и усталостью. В итоге мой сап берут на буксир. Считаю, что это дает мне право говорить, что я не дошла маршрут до конца, ведь я не прогребла его самостоятельно. Наконец-то твердая земля. Меняю мокрую одежду на сухую, как и в прошлый раз, в автобусе. Там же мы все греемся и ждем возможности уехать домой.
За все время сплава элементов туристический инфраструктуры практически не было - ни туалетов, ни указателей, ни мест для палаток, ни урн. Туристы разбивают палатки, бани и разжигают костры на полянках, которыми путешественники пользовались до них. Однако при облагораживании маршрута встает несколько вопросов – кто будет следить за урнами и туалетами, за чей счет их можно поставить и будут ли рады жители деревень и сел, через которые проходит река, новым потокам людей?