Внедрение нового способа оплаты проезда в общественном транспорте Екатеринбурга с использованием QR-кодов наделало много шума. Накануне ЕАН опубликовал ответы на ключевые вопросы, которые не давали покоя нашим читателям. В ходе работы над материалом мы несколько раз слышали тезис о том, что главным инициатором и выгодоприобретателем новшества является оператор «ЕКарты» — компания «И-Сеть». Но в ряде telegram-каналов, считающихся близкими администрации Екатеринбурга, говорилось, что «И-Сеть» не справляется с изменившейся нагрузкой. Для ответов на эти вопросы главный редактор ЕАН обратился к генеральному директору АО «И-Сеть» Наталье Тарарычкиной.
— Наталья Георгиевна, действительно ли «И-Сеть» была инициатором внедрения QR-кодов в общественном транспорте Екатеринбурга?
— Давайте сразу уточним: оплата с использованием QR-кодов — это новый способ оплаты проезда. Он не отменяет ни один из существующих. По-прежнему заплатить за проезд можно наличными, «ЕКартой» или банковской картой. Де-факто оплата через сервис быстрых платежей (СБП) — просто инструмент, главным выгодоприобретателем которого является пассажир. Это инструмент, созданный Национальной системой платежных карт (НСПК) «Мир». Сейчас проект активно тиражируется. Главное, что он дает, — свободу. Человек может иметь просто счет в банке и даже не иметь пластиковой банковской карты. И, привязав его к телефону, он может производить те или иные платежи.
— Так была ли «И-Сеть» инициатором?
— Изначально СБП для транспорта была не приспособлена. Но мы, находясь в постоянном диалоге с пассажирами, поняли, что запрос на оплату по QR-кодам был и есть. И да, мы были в числе тех, кто предлагал НСПК попробовать. В результате было принято решение внедрить СБП в общественном транспорте. Совместными усилиями разработчиков компании «И-Сеть», программистов НСПК, других операторов была выработана концепция, и сейчас она пошла в тираж. Сегодня порядка 10 регионов вошло в эту систему оплаты. И мы, Екатеринбург, умышленно и осознанно решили войти во вторую волну внедрения. При первоначальном тестировании на других городах и регионах было выявлено значительное число ошибок. Абсолютное их большинство было устранено.
Впрочем, и сейчас ошибки иногда появляются. Разумеется, об этом начинают сразу трубить СМИ. Однако заверю вас, ошибки единичные и в большинстве своем возникают они из-за человеческого фактора.
Простая история. Развешивали таблички. У каждой – номер, по нему табличка регистрируется за бортом. Большая часть ошибок связана с неверно указанным в процессе открытия смены на терминале номером борта, на котором работают сегодня. В результате таблички неактивированы и оплата не принимается. Однако до тех пор, пока пассажир не сообщит, что ему не удается оплатить проезд по QR-коду, мы об этом не узнаем. У нас все стабильно: платежи проходят. Ежеминутно – сотни оплат.
Но вот когда клиент сообщает, что конкретно и где не работает, мы можем оперативно локализовать ошибку, найти проблему и быстро ее исправить.
— И насколько успешна эта история?
— Сейчас мы вышли на средний показатель 80-90 тыс. операций через СБП в день. За вчерашний день (29 октября – прим. ЕАН) – более 120 тыс. операций. Результат – больше 1 млн рублей экономии в день для пассажиров общественного транспорта. Безусловно, какие-то шероховатости выявляются. Но только за вчерашний день 15% всех оплат за проезд — по СБП, притом, что метрополитен из этого исключен. И это с учетом того, что мы еще не везде запустились. Перевозчики осторожничают.
Принцип такой: обучили кондукторов на одном маршруте, а потом перевели на другой. Кондукторы пока с опаской относятся к оплате по СБП. В значительной степени это связано с тем, что оплаты, по их мнению, могут быть не учтены, а это повлияет на их заработок. Следствие – пока не уверен, вообще не стану пробовать. Но важно напомнить, что разница в 13 рублей скидки возмещается НСПК как организатором акции. Перевозчик получает полные 33 рубля.
— Вы говорите, что выгодоприобретатель — пассажир, но 31 декабря скидка закончится. Какая выгода будет потом?
— Комфорт. Пассажир в основном пользуется и оплачивает проезд банковской картой. Не уследил за балансом, карта попала в стоп-лист. Сейчас на ней есть деньги, но карта в стоп-листе, и оплата невозможна. Налички нет. И здесь выручит оплата по QR-коду.
Разумеется, оперативные решения — есть и без QR-кодов. В том числе и «серые», например, перевод в пользу водителя. Но СБП — это легальный метод.
Вторая ситуация – та, про которую говорила Валентина Матвиенко на прошлой неделе: полный салон пассажиров у «Гринвича». К кондуктору не пробраться, к терминалу — тоже. Можно воспользоваться оплатой по QR-коду. При таких раскладах в выигрыше пассажир. Можно сколько угодно бороться с «зайцами», они были, есть и будут. Для них это «спорт». Но гораздо больше людей, которые хотят оплатить проезд, а по какой-то причине у них не получается. Все-таки честность у наших пассажиров — это личное качество. И из себя их выбивает роль «вынужденный заяц», когда ты хочешь оплатить проезд, но из-за того, что кондуктор и терминал далеко, а протиснуться к ним нет возможности, это не удается.
— А «И-Сети» выгодны скидки на проезд с кешбэком?
— И, как я уже отмечала, разница в «скидочной» оплате через СБП и кешбэк при пополнении выплачивается через НСПК.
К этому «И-Сеть» вообще не имеет отношения. Вся механика доплаты и возврата — это банковская история. Мы не являемся финансово-кредитным учреждением, мы обеспечиваем только техническую возможность осуществить платеж.
«ЕКарта» — это технология, система, механика, а не деньги. НСПК — наш партнер, и мы — только инструмент для реализации их проекта. Подчеркну, от появления кешбэка, QR-кодов мы не стали зарабатывать больше или меньше. Помните старую библейскую притчу про голодного, рыбу и удочку. Вот мы – удочка.
Для нас нет разницы, заплатил пассажир наличкой, «ЕКартой», банковской картой или по модному QR-коду. Но наша функция — сделать так, чтобы пассажир мог оплатить проезд.
И я горжусь тем, что «И-Сеть» в свое время позволила Екатеринбургу стать едва ли не первым городом, в котором стало возможным оплатить проезд одной картой на любом виде общественного транспорта. Даже в Москве это стало возможным многим позже.
— Стоп! Глава Екатеринбурга объявил о тотальном переходе на безнал, но все равно же есть люди, которые предпочитают наличные деньги…
— Оплата «по старинке» — если нет кондуктора, то через водителя.
Недавно на выставке смотрели устройства для приема наличных или мелочи для общественного транспорта. Нерентабельно. Совсем нерентабельно. Во-первых, сама по себе игрушка дорогая. Во-вторых, инкассация.
Наличная плата за проезд останется, но будет минимизирована. Вот в новых троллейбусах, которые с длинным автономным ходом, кондукторов нет. Машины оборудованы стационарными терминалами для безналичной оплаты. За наличные билеты водитель продает на остановках. Причем на нем еще и функция контроля. По камерам он приблизительно определяет количество вошедших пассажиров, а бортовое оборудование показывает ему, сколько поступило оплат. Если на примерно 10 вошедших прошло только две оплаты, водитель обязан вежливо побудить пассажиров оплатить проезд. Но, на собственном опыте знаю, бывают и случаи, когда он объявляет: "Никуда не поеду, пока не оплатите проезд!" Различные варианты безналичной оплаты способствуют снижению нагрузки именно на водителя.
— Что меняется от перехода общественного транспорта на брутто-контакты?
— Для нас — ничего. Выплаты перевозчикам к нам не имеют никакого отношения. Для каждой "ЕКарты" в федеральном финансово-кредитном учреждении (входит в число системообразующих банков – прим. ЕАН) открыт отдельный специальный небанковский счет. Когда человек пополняет свою карту, деньги поступают туда. Когда он поехал на общественном транспорте, наша система сообщает банку перечислить с этого небанковского счета сумму — по брутто-контрактам – в бюджет Екатеринбурга. По старым транспортным контрактам – перевозчику.
"И-Сеть" не может списать эти деньги в свой счет или в счет кого-то со стороны. Получателем этих денег может стать только конечная организация, которая оказывает услугу. В случае с брутто-контрактами для нас меняется только конечный получатель. Если раньше это была транспортная компания-перевозчик, теперь — бюджет города Екатеринбурга.
— А в чем тогда смысл инсинуаций по поводу того, что московская "СберТройка" справится лучше?
— Ну это к инициаторам инсинуаций. "СберТройка" пытается зайти во многие регионы. Но фактически никаких новых технологий, уникальных функций и возможностей они пока не предлагают. Пропагандируемый ими суперпроездной, который и для Москвы, и для Екатеринбурга, — это на самом деле почти мифология. Проездной Екатеринбурга, вшитый в "СберТройку", не будет работать в Москве — тарифные сетки разные. Единственное, можно применять эту карту как электронный кошелек. То есть хранить на ней деньги, которые будут списываться и в Москве, и в Екатеринбурге. Ничем не отличается от обычной банковской карты. Что касается «транспортного роуминга» — системы, в которой, чтобы проехать в общественном транспорте другого региона, не потребуется приобретать дополнительную (гостевую) транспортную карту. К сожалению, у "СберТройки", насколько мне известно, нет решения для воплощения этого тезиса. Только система для разовой оплаты проезда.
Кроме того, IT-инфраструктура "СберТройки" заточена на Москву. Мы в этом смысле более гибкие. Если перевозчику нужно оперативно скорректировать тариф — мы делаем это гораздо оперативнее, ведь до Москвы, где расположены офисы "СберТройки", сначала нужно дозвониться. Ну и нельзя забывать и налоговый фактор.
Все налоги "СберТройка" будет платить в Москве, а «И-Сеть» платит их в Свердловской области. Так что я вижу медиапрессинг со стороны адептов "СберТройки" как эпизод конкурентной борьбы.
— А если начать отвечать адептам, то чем?
— Если хотите узнать о каких-то финансовых сервисах, то промолчу. Дело в том, что есть масса ограничений. «ЕКарта» де-факто — неперсонифицированный кошелек. В соответствии с последними изменениями в законодательстве, при любом его пополнении требуется установление личности. Да, «ЕКарты» бывают персонифицированы, но вот откуда деньги, зачисляемые на них? Если транзакция с банковской карты — это одно, а если человек хочет внести на нее наличные? Рядом с оператором, который будет их вносить, должен стоять компьютер, а вносящий должен предъявить паспорт.
Есть, в том числе и благодаря компании «И-Сеть», два исключения — персонификация не требуется, если вносимые средства используются для оплаты проезда или школьного питания.
Что касается нефинансовых сервисов, то есть в тех случаях, когда «ЕКарта» является исключительно цифровой, не требующей внесения наличных, то здесь у нас широкие горизонты. Это СКУД (система контроля и управления доступом) — его применяют в школах, а теперь начали и в домофонах. Сейчас совместно со Сбером запускаем новую историю про биометрию. Мы начинаем ее с метрополитена. Планируем и в наземном транспорте, но пока это довольно далекое будущее.
— Биометрия в метро?
— Да, мы сейчас заканчиваем обновление турникетов в метрополитене. Отмечу, до последнего времени в екатеринбургском метро стояли турникеты модели 1973 года. Те, про которые есть шутка, что во всем мире турникеты открываются, а в России — захлопываются. На протяжении многих лет мы с ними работали. «Колхозили» по факту, простите за просторечие: сначала они смогли принимать «ЕКарту», потом — банковские карты, потом NFC. Слава богу, переходим на новые турникеты — красивые и удобные. Закончили в минувшие выходные монтаж терминалов на последней станции, где еще стояли турникеты старого образца, — "Чкаловской". Один из новых оборудован биотерминалом. Буквально сегодня все запустили. К концу года на всех станциях екатеринбургской подземки появится по одному турникету с биотерминалом. Так что вот-вот Face-ID полноценно заработает в метро.
— А почему лицо?
— Просто это самый надежный и безопасный бесконтактный способ.
Есть, конечно, поправка на то, что люди психологически не готовы сдавать биометрию и начинать ее использовать. Я прекрасно помню времена, когда, получив зарплату на банковскую карту, люди шли к ближайшему банкомату и становились в очередь за наличкой. Прошло полтора десятилетия, и уже наличка стала во многом анахронизмом.
Поэтому внедряем биометрию, не исключая, что несколько лет спустя она станет уже привычной картиной, в том числе и в школах на входе, и в наземном общественном транспорте. Но еще раз подчеркну: в транспорте это будет просто новый способ оплаты проезда. Он, как сегодняшняя оплата через СБП по QR-коду, не будет отменять ни один из существующих. У пассажиров просто будет выбор оплачивать проезд так, как им удобно.