1. Группа Текслера: на пути к доминированию
Продолжается укрепление группы действующего главы региона как одной из доминирующих в региональной элите.
В этом нет ничего неожиданного — любой глава региона в силу возможностей региональной власти будет одной из доминант. После победы на выборах Алексей Текслер избавился от ярлыка врио и взял всю власть в свои руки, постепенно нащупывая точки взаимодействия с другими элитными группами. Более того, с появлением полноценного «политического» вице-губернатора Анатолия Векшина у Текслера сформирован и набор специалистов в ключевых отраслях деятельности региональной власти.
Другое дело, что сам набор объективных проблем и забот, стоящих перед Текслером и его командой, столь широк и разнообразен, что просто удачно справиться со всем этим уже будет большой удачей.
Судите сами:
- подготовка и проведение мероприятий в рамках саммита стран ШОС и БРИКС (особенно с учетом того, что предыдущее руководство региона эту подготовку сорвало и провалило);
- выборы в Законодательное собрание области и более чем 3 тыс. депутатов в местных советах и собраниях плюс более половины глав территорий. Плюс, возможно, "всенародное голосование" по правкам в Конституцию и, чем черт не шутит, досрочные выборы в Госдуму;
- достаточно хлопотная подготовка к празднованию 75-летия Победы;
- реализация транспортной реформы в Челябинске, ответственность за которую возложили на себя областные власти;
- строительство десятков объектов социальной инфраструктуры, запланированных и обещанных жителям в ходе губернаторской избирательной кампании;
- приведение в порядок дел в "Тракторе";
- работа по нацпроектам;
- дальнейшее формирование управленческой команды.
При этом отношения с большей частью региональной элиты и ФПГ — пока скорее нейтральные, нежели откровенно позитивные. Каждый, при всем внешнем политесе и соблюдении правил игры, — все же сам по себе.
И не друг, и не враг, а так...
Стать союзниками, обеспечить от отношений с элитами синергию, направленную на развитие области, Текслеру еще предстоит.
Задачи на политический сезон:
- сформировать лояльное, подконтрольное, работоспособное Законодательное собрание с эффективным спикером из числа своих соратников;
- справиться со всеми хозяйственными хлопотами, прежде всего с транспортной реформой и благоустройством областного центра;
- начать подготовку к кампании по выборам в Госдуму, а при их переносе — сформировать и провести в федеральный парламент пул лояльных депутатов.
2. «Магнитогорские»: откат на старые позиции
Как и предсказывал неоднократно ЕАН, та часть «магнитогорских», что составляла команду бывшего губернатора Бориса Дубровского, исчезла, причем в кратчайшие сроки. Сам Дубровский за границей, его ближайший соратник и конфидент Евгений Тефтелев — в СИЗО, остальные почти полностью выжжены из структур власти (за исключением разве что Сергея Обертаса и Леонида Одера).
Причем не скажешь, что речь именно об отстранении по клановому признаку - вопросы были в основном к реальной полезности и эффективности этих людей во власти.
«Магнитогорские» же съежились до привычных им размеров «квоты» «додубровских» времен и по сути состоят из личной клиентов Виктора Рашникова — бывших и действующих менеджеров ММК. Несколько депутатов Заксобрания, сенатор Олег Цепкин, депутат Госдумы Виталий Бахметьев да, пожалуй, и все.
В принцип, этот статус-кво всех устраивает и, видимо, учитывая подчеркнутое внимание Текслера к Магнитогорску, будет сохранен.
С другой стороны, не исключено, что в новом политическом цикле представители ММК во властных структурах (Заксобрание, Госдума, Совет Федерации) могут частично поменяться — уж больно неуклюжие и кондовые в публичном пространстве нынешние.
Задача на политический сезон - определиться с представителями группы во властных структурах, сохранять баланс и сложившийся статус-кво.
3. Группа Котовой: новая сила?
Группа влияния, находящаяся в стадии активного формирования вокруг главы Челябинска.
Явление, в общем-то, традиционное для Челябинска и даже логичное, учитывая, какие ресурсы и потоки находятся под контролем и влиянием мэра крупного города-миллионника.
Стоит заметить, что сама Наталья Котова в публичном пространстве четко держится в фарватере Алексея Текслера. В то же время в силу многих причин она, получив фактически карт-бланш на формирование собственной команды, как опытная аппаратчица окружила себя лояльными людьми. Это как те люди, что находились в ее «клиентеле» до прихода на пост главы (Надежда Рыльская, Элеонора Халикова, Светлана Портье), так и «новенькие»: советник мэра Петр Конарев, ряд экс-силовиков на ключевых направлениях (дорожный вице-мэр Максим Куляшов, начальник управления транспорта Маким Кичеев) плюс начальник УДХ Кучитаров.
Плюс до предела (а часто и запредельно) сервильный, лояльный, несамостоятельный председатель Челябинской гордумы Андрей Шмидт, при котором городской парламент лишился остатков политической субъектности.
По большому счету ресурсно-аппаратных потерь при формировании нынешней политико-ресурсной конфигурации в городе у Котовой немного — только общественный транспорт, переданный области. С другой стороны, учитывая проблемность, скандальность, хлопотность этой отрасли, возможно, «сбагрить» ответственность за обслуживание избирателей на областные власти мэрии даже выгодно.
По сути, в остальном город и его хозяйство отданы в полный откуп Наталье Котовой и ее команде.
В перспективе такая самостоятельность имеет разные перспективы. И позитивные, и негативные. Мэры в Челябинске бывали разные - как союзничавшие с губернатором, так и объявлявшие областной власти открытую войну...
Задача на политический сезон - завершить формирование собственной команды, клиентелы и ресурсной базы, не выбиваясь «за флажки» определенного политического пространства, и держаться в фарватере Алексея Текслера.
4. «Старая гвардия»: вопросы выживания
По большому счету это даже не группа влияния, а скорее, конгломерат людей. Они объединены общим прошлым и совместным политическим опытом, общим взглядом на процессы и единым инструментом влияния на них — через руководство Заксобранием и региональным отделением «Единой России».
Собственные интересы и ресурсы у этих людей довольно разные. Группа испытывает очевидные сложности, связанные с возрастом большинства ее членов. Лишь зампред ЗСО Константин Захаров вписывается в новые политические, смысловые и поколенческие реалии региона.
2020-й год, по сути, решающий для группы. Либо им по результатам выборов в Заксобрание области удастся в той или иной степени продлить свое политическое существование и сохранить некоторое влияние, либо группа просто перестанет существовать и уйдет в небытие.
Задача на политический сезон - по возможности сохранить своих основных членов и стратегических партнеров в Заксобрании.
5. Группа Аристова: Акелла промахнулся?
Наверное, самое примечательное в меняющихся клановых раскладах Южного Урала — определенное, по мнению почти всех собеседников ЕАН, ослабление позиций совладельца ЧЭМК Александра Аристова и его «развод» с «советским» кланом.
Нет, Аристов и лидер «советских» Виталий Рыльских не стали врагами — у них слишком долгое общее прошлое, чтобы враждовать. Скорее, просто каждый стал совсем сам по себе. Слишком сейчас разные заботы и хлопоты у «ферросплавного короля» и «уважаемого горожанина» и их окружений.
Сколь сильно реальное ослабление Аристова — вопрос. Причины — целая совокупность: и возраст (70 лет), и, как говорят, наметившийся разлад в отношениях с давним партнером по бизнесу Юрием Антиповым, и смена поколений в силовых и правоохранительных структурах региона, на связях с руководителями которых во многом и держалось влияние Аристова на многие процессы.
Как бы то ни было, несмотря на определенные потери и упущенную инициативу, Александр Михайлович в силу опыта, авторитета и ресурсов остается одним из самых значимых игроков на политической арене региона. Вопрос только в том, какие у него стратегические цели и задачи да и есть ли они вообще.
Задача на политический сезон - определиться с целями и задачами, как стратегическими, так и тактическими, по максимуму сохранить влияние.
6. Подгруппа Барышева: «свой имидж крепи делами своими»
Прошлый год стал провальным в политическом плане для ближайшего соратника и «верного падавана» Александра Аристова, депутата Госдумы Андрея Барышева. Он с треском проиграл кампанию по выборам в городскую думу Челябинска Илье Мительману, получил болезненные удары по некоторым лакомым кусочкам своего бизнеса (подземные переходы на площади Революции, свои люди в городских МУПах, часть потоков, связанная с уличной торговлей). Наконец, по ряду рейтингов он считается одним из самых малоэффективных депутатов Госдумы.
Тем не менее не все так печально. Большая часть ресурсов и потоков по-прежнему под контролем, а назначение на пост начальника управления делами мэрии Челябинска Леонида Лопатина — давнего соратника Барышева по движению «Соцгород» — дает шанс на то, что и информационные потоки из администрации города вновь будут доступны депутату Госдумы.
Однако впереди у Барышева непростые времена. В 2021 году выборы в Государственную думу, и Андрею Викторовичу надо сильно постараться, чтобы, очистившись от прилепившегося к нему имиджа «токсичного ларечника», сохранить свой депутатский мандат. В 2016 году Барышеву сильно улыбнулись расклады: до выборов по Калининскому округу не допустили Михаила Юревича. Второй раз так может и не подфартить.
Задачи на политический сезон:
- восстановление пошатнувшихся репутации и имиджа;
- подготовка к борьбе за сохранение места в Госдуме.
7. Группа Юревича: вывод за скобки
По большому счету экс-мэр Челябинска и экс-губернатор региона в политическом пространстве себя никак не проявлял, сосредоточившись на бизнес-проектах (новый завод в Свердловской области, долгожданное строительство ТРК Cloud в Челябинске). А недавнее назначение на должность генпрокурора Игоря Краснова, недвусмысленно высказавшегося о перспективе уголовного дела в отношении Юревича, фактически ставит крест на мечтах о возможном возвращении на родину в ближайшие годы.
А тут еще вежливое предложение Алексея Текслера вернуть регистрацию основных активов в Челябинскую область...
Тем не менее «фактор Юревича» в южноуральской политике продолжает существовать. Пусть и в виде своего рода призрака.
Задачи на политический сезон:
- сохранение, защита, а по возможности и развитие бизнеса;
- не давать забывать о себе, прежде всего в позитивном ключе.
8. «Советские»: потеря потерь
Еще одна группа, которая, как кажется, больше прочих потеряла от смены власти в области и в городе. При том что соратникам Виталия Рыльских и Сергея Овчинникова удалось сохранить количественное присутствие в городской думе Челябинска, качество этого присутствия по факту минимально.
Потерял пост первого зампреда городского парламента (а вместе с ним и статус одного из главных неформальных «решальщиков» по вопросам городского хозяйства) Сергей Овчинников. Не так заметен и Виталий Рыльских. Из-под контроля группы ушли или уходят многие, в том числе неформальные денежные потоки, связанные с городом. А полномочия по организации общественного транспорта и вовсе ушли от мэрии к властям области.
Тем не менее потери не такие уж и критические. Часть из них удалось удержать, а накопленных за долгие годы ресурсов у членов клана более чем достаточно для практически любой стратегии действий.
Вопрос только, в чем заключается эта стратегия — просто продолжать «сохраняться» и удерживаться на плаву или же попытаться взять своего рода реванш на выборах в Законодательное собрание?
Задачи на политический сезон:
- продолжать удерживать на определенном уровне свое присутствие в городской власти;
- определиться со стратегическими целями и задачами.
9. Группа РМК: накануне экспансии
У «медников» в прошедшем году — сплошные успехи: практически закончено строительство Томинского ГОКа, выстроены как минимум нейтрально-позитивные (хоть и не проявляющиеся на публике) отношения с областными властями, подготовлены все условия для резкой и мощной экспансии в публичное политическое пространство и во властные институты Челябинской области. Вплоть до того, чтобы стать одной из доминирующих сил в регионе.
Для этого у Игоря Алтушкина есть практически все необходимое:
- безграничные по меркам региональной политики финансовые ресурсы;
- два (даже два с половиной) подконтрольных либо союзнических региональных отделения федеральных политических партий (КПРФ, СР, отчасти ЛДПР);
- несколько подконтрольных РМК территорий региона (Карабаш, Кыштым, Коркино, Варненский район);
- наличие опытных политических менеджеров, политтехнологов, специалистов по пиару и джиару.
Да и сама логика развития как РМК в целом, так и лично Игоря Алтушкина как игрока федерального уровня требует наращивания политического присутствия в регионе, где сосредоточены основные производственные мощности компании.
Собственно, никто не будет удивлен, если по итогам выборов в Заксобрание РМК получит собственную межпартийную фракцию. Довольно приличную по численности. А там и до выборов в Госдуму недалеко…
Задача на политический сезон - политическая экспансия, прежде всего в Законодательное собрание Челябинской области, с перспективой в Госдуму и Совет Федерации.
2020-й год многие маститые политологи называют годом наступающей политической турбулентности и начала «большого трансфера» власти в России. Как это скажется на элитных раскладах в Челябинской области, покажет самое ближайшее будущее.
ЕАН будет следить за изменениями политического ландшафта Южного Урала.