— Прежде всего скажу, что никто не может лишить Сергия сана. Просто не может. Хотя бы потому, что существуют семь таинств, установленных Иисусом Христом (крещение, миропомазание, евхаристия, брак, покаяние, елеосвящение и рукоположение - посвящение в священнослужители, совершаемое епископом, — прим. ЕАН). Эти таинства необратимые, есть догмат о необратимости таинств.
Поэтому Сергий в этом смысле так и остался священником, схимонахом. Он имеет право вести себя как священник и делать все, что священнику положено, в том числе совершать таинства.
Его, конечно, могут формально снять с любой должности в РПЦ, но если мы верующие христиане, то он так и остался священником, и этого его лишить не может никто, даже патриарх. Вспомните, что никаких патриархов и митрополитов ни при Иисусе Христе, ни при апостолах не существовало. Всё это придумано в средние века и по большому счету сделано для регулирования внутренней дисциплины в церкви.
Схиигумен Сергий объяснил причины мятежа против Екатеринбургской епархии (ВИДЕО) — Как вы познакомились с Сергием?
— Меня вместе с еще несколькими людьми рукоположили в священники. Это случилось в Челябинске в 2002 году. После чего нас послали в Магнитогорск «свергать» отца Флора (Бондеко) (знаковая фигура для верующих Магнитогорска, инициатор строительства Свято-Вознесенского собора, умер в 2007 году, — прим. ЕАН).
В начале 2003 года меня отправили в паломническую поездку - сопровождать паломников в Ганину Яму. Там я с Сергием и познакомился.
— При каких обстоятельствах?
— Ко мне подошла руководительница группы, которую я сопровождал, и попросила поговорить с ним, потому что он наставлял паломникам про «число дьявола», про то, что надо отречься от паспортов, наводил на них апокалиптические настроения, рассказывал, что конец света близок, что царь Николай Второй — соискупитель Иисуса Христа. В общем, уже тогда нес примерно то же самое, что и сейчас.
Я с ним увиделся.
— И как?
— Первое мое впечатление — он мне сразу показался прощелыгой.
— Почему?
— Знаете, его манера общения… Трудно описать точно словами… В нем тогда, видимо, еще много оставалось от зека, ведь он вышел из колонии незадолго до этого (в 1998 году, — прим ЕАН). Но он уже в то время был в большом фаворе у тогдашнего архиепископа Екатеринбургского Викентия (с 2011 года митрополит Ташкентский, - прим. ЕАН). Собственно, Викентий лично рукополагал Сергия в священники.
— Имел ли Викентий право рукополагать убийцу (в 1986 году Сергий был осужден на 13 лет за убийство при разбое с отягчающими обстоятельствами, — прим. ЕАН)?
— Нет. Но он (Сергий, - прим. ЕАН) мог скрыть информацию о себе (неделю назад Екатеринбургская епархия заявила, что схиигумен Сергий скрыл факт судимости за убийство при получении сана священника, — прим. ЕАН). И вообще — в церкви не принято выяснять твое прошлое. Это не ФСБ, куда на службу берут только после прохождения полиграфа.
(Впрочем, совсем не знать о предыдущих грехах будущего схиигумена в РПЦ не могли — еще будучи заключенным, Сергий принимал основное участие в строительстве храма Святителя Николая на территории нижнетагильской ИК-13, где он отбывал срок, и написал прошение патриарху Алексию II об освящении храма, которое было позже удовлетворено, а потом Сергий собрал бригаду для реставрации церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Краснополье, — прим. ЕАН.)
Собственно, почему Сергия рукоположили — потому что он проявлял большую активность, позиционировал себя глубоко православным, верующим, участвовал в жизни прихода, говорил правильные слова, помогал в строительстве и так далее.
И точно так же может, в общем, любой мирянин. Ты приходишь и говоришь, что хороший человек, начинаешь, грубо говоря, тусоваться, проявлять активность, общаться с прихожанами, говорить правильные слова, помогать доски таскать на стройке, выполнять поручения… На тебя рано или поздно обратят внимание, заметят активность.
Главное — послушание. Если человек зарекомендовал себя как хороший послушник, его могут постричь. Собственно, таким образом и Сергий принял постриг, а потом принял сан.
Думаю, что никто о его прошлом не знал, не интересовался и особо не спрашивал и не проверял, справки в полиции не наводил.
— Удивительная простота и наивность нравов…
— Повторюсь — в церкви так принято. Во всяком случае, было принято в те годы. Думаю, что сейчас все примерно так же.
— Но ведь принято считать, что для того, чтобы стать священником, нужно помимо веры и послушания обладать определенными знаниями...
— Это так кажется. На деле, чтобы стать священником, какое-то специальное духовное образование иметь необязательно. Пока ты тусуешься в приходе год-другой, ты вполне можешь научиться худо-бедно читать на церковно-славянском, цитаты в голове какие-то есть, псалтырь читаешь, молишься, заповеди и нагорную проповедь помнишь. И всё. Вместе со мной рукополагали одного, пардон, колхозника со средним образованием, который двух слов связать толком не мог. И никаких семи пядей во лбу или семинарии за спиной.
Это звучит довольно странно, но было именно так. А в то время, в начале 2000-х, был еще и серьезный дефицит попов, рукополагали более-менее всех, кто хоть как-то зарекомендовал себя. И я думаю, что в те годы в церковь пришло много лицемеров, которые не являлись до мозга костей верующими.
Нужно понимать и еще один контекст. Именно в те годы, в середине 2000-х, зарождались все эти апокалиптические движения и настроения, про штрих-коды, новые паспорта и так далее. При этом один из основных манипулятивных инструментов — это страх. Страх смерти, страх скорого конца света и тому подобного. И можно надергать кучу цитат про то, что конец света наступит непременно, и именно в ближайшие дни. Для этого высшего семинарского образования точно не надо.
Возвращаясь к Сергию — когда я с ним общался по просьбе руководительницы группы паломников, то стало понятно, что он зациклен на этих идеях. Я пытался его вразумить. Ссылаясь на те или иные пояснения епископов, святых отцов. Есть социальная концепция Русской православной церкви… На что он мне ответил, что все это — надуманно, а социальная концепция РПЦ лишь для того, чтобы быть ближе к социуму.
— Он действительно верил в эти идеи или это был «хитрый план» по завоеванию паствы?
— Тогда мне показалось, что это «хитрый план». Сейчас — сейчас я не знаю Сергия. Но как специалист скажу, что психоз имеет свойство развиваться и человек, как правило, все больше и больше погружается во все это.
— Почему Сергий стал так популярен, почему он «пошел в гору»?
— Все легко и просто — он понял, где и на чем можно заработать. И акцентировал на этом внимание прихожан. У всех тех психотиков и «пограничников» (пограничное расстройство личности — расстройство личности, характеризующееся импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации, — прим. ЕАН), которые крутятся рядом с ним и которых он собрал вокруг себя, основная идея была — все имущество продать и идти вслед за Христом.
Знали бы вы, сколько там крутилось денег! Люди просто приходили к нему, продавали квартиры и дома, все это приносили, селились в окрестных колхозах, жили в каких-то трущобах. Но оставляя все свое состояние.
Все согласно заповеди Иисуса: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое» Это в Евангелии написано, и там подобных цитат много (на самом деле в оригинальном переводе звучит так: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» - евангелие от Матфея, 19:21,— прим. ЕАН).
Плюс Сергий, конечно, очень харизматичный персонаж. И служба в милиции, и больше десяти лет колонии… Это прежде всего огромный опыт общения и манипуляции людьми. Он знал и знает, как ему жить в этой жизни, и он очень умел втираться в доверие. Тот же митрополит Викентий в свое время, кроме него, вообще никого слушать не хотел. При этом сам он был тем еще деспотом.
Сергий и Викентий вообще похожи. Оба невысокие, щуплые, остроносые, жесткие. И, видимо, Сергий нашел «ключик» к Викентию. Ну, и денег от Сергия уже тогда шло очень много. А сейчас, видимо, еще больше.
— Понятно, когда под обаяние харизматичных персон попадают так называемые «простые», «обычные» люди, не слишком образованные, измученные жизнью. Но как среди прихожан, последователей Сергия оказываются люди успешные, и не просто богатые или известные, но умные — с серьезным уровнем образования, эрудиции, интеллекта, с серьезным положением в обществе и обладающие собственной харизмой? Как у него возникла такая богатая, влиятельная, в том числе во власти и в силовых структурах, паства?
— Здесь уже вопрос не к религии, а к компенсаторным ритуалам, механизмам личности, нашего бессознательного. У нас общество погранично-психотическое, и у многих наших соотечественников просто достаточно незрелая структура личности. Готовая верить (например, «это же не просто кто-то сказал, а целый фээсбэшник»), с базовым страхом смерти. И это может быть хоть доярка в колхозе, хоть спортсмен, хоть генерал. Никакой разницы нет.
Добавьте к этому то, что сами религиозные ритуалы — это очень мощная эмпирическая техника обработки личности. Это знают все, кто занимаются психоанализом, гипнозом.
Когда человек приходит в храм, он сразу попадает в регрессивное состояние. У него сразу перегружаются три основные репрезентативные системы — тактильная (ты долго стоишь), обоняние и осязание (огонь, благовония), и аудиальная (звуки колоколов, песнопений) и так далее. Происходит диссоциирование психики, идет торможение реакции в коре левого полушария головного мозга, которое отвечает, как известно, за критику, логику, рефлексию. А дальше идет вербальная интервенция.
Во всех молитвах есть «ты раб Божий», «конец света», «ты недостойный» и так далее. По сути, это замещение установок, тот же гипноз.
И когда человек выходит из храма, он уже «в установке». Именно поэтому все церковники говорят, что каждые выходные надо быть в храме на службе — поддерживать установку. А потом она интегрируется в личность.
Помножьте это на харизму Сергия, его опыт общения и манипуляции людьми. И поэтому не надо удивляться, какие влиятельные, богатые, известные люди вступаются за него и покровительствуют ему.
— То, что возникло вокруг Сергия, — это секта?
— Лично я считаю, что это самая что ни на есть конкретная секта. Не имеющая ничего общего с традиционным православием.
Скажу больше — я, так же как и Сергий, рукополагался при патриархе Алексии Втором. И он все эти апокалиптические настроения и прочие царебожия осуждал и сам выносил вердикты по таким делам.
Но Сергий, его феномен — это, по сути, зеркало того, что сейчас существует в РПЦ.
Слишком много завязано, на мой личный взгляд, на деньгах. Как продажи сейчас работают — найди слабость человека, его боль и продай ему через это «обезболивающее».
— Чем, на ваш взгляд, закончится история с Сергием?
— Противостояние продолжится. У Сергия большая власть, паства во власти, в силовых структурах. Он стал очень (если не слишком) влиятелен, и за него много кто «вписывается». Думаю, что его просто не будут всерьез трогать, оставят в покое и всё. Он так и будет потихоньку сидеть в своем монастыре со своей паствой, прихожанами, а те его будут потихоньку «крышевать». Чтобы одолеть Сергия, надо заниматься не им, а его «крышей».
Тем более когда в Конституцию внесли упоминание Бога, веру в него. И это надо будет поддерживать. И будут. В том числе деньгами, большими. И церковь сейчас практически неприкасаема, поскольку решено, что она станет основой нашей идеологии.
При этом сам Сергий, похоже, забыл, что он схимонах, что он был пострижен в великую схиму. Когда постригают в монахи, человек дает два обета — нестяжательтва (то есть он не может иметь своего имущества) и безбрачия (нельзя вступать в брак). Когда он принимает на себя схиму, он дает еще и обет затвора.
Для чего этот черный капюшон, опускающийся до середины лица? Для того, чтобы схимонах мог видеть только то, что под ногами. Он не имеет права ни с кем заговаривать!
Через какое-то время в схиме ему дается благословение на духовничество. Но только среди монахов! Те могут приходить к нему в келью, и он волен давать им советы, исповедовать или еще что-то. Но ни в коем случае никаких разговоров с мирянами и тем более занятий хозяйственной деятельностью! Потому что схимник — это же великий ангельский образ, он же словно ангел в своей святости должен быть. И его не должно волновать ничто мирское, даже прихожане. И это все прописано в каноническом уложении.
А у Сергия схима где-то болтается, он ходит, интервью дает, видеоролики записывает, президента осуждает… Да не об этом ему думать надо...