РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 29 июля 2021 в 09:00

«Нельзя делать из них изгоев»: мигранты в российских школах – вызов для родителей, чиновников и педагогов

Российские СМИ анонсировали разработку федерального законопроекта о приоритетном зачислении в школы российских граждан. По словам зампреда думского комитета по образованию Максима Зайцева, поводом к разработке послужили жалобы жителей Москвы и Санкт-Петербурга – они не могут устроить своих детей в школы из-за нехватки мест, занятых учениками из СНГ.
Однозначной поддержки парламентариев инициатива не встретила. Часть депутатов опасаются, что подобные меры могут спровоцировать рост межэтнических конфликтов, еще часть считают такой подход дискриминационным.
Нашлись среди депутатов и те, кто посчитал поставленную проблему надуманной
Как удалось выяснить ЕАН, наладить процесс интеграции детей мигрантов в екатеринбургские школы властям пришлось еще в начале нулевых. Сейчас отдельные образовательные учреждения уральской столицы, по неофициальным данным, насчитывают среди своих подопечных не менее 50% учащихся из стран СНГ. Большинство таких школ сосредоточено в Железнодорожном районе, поскольку Старая Сортировка традиционно является местом проживания граждан других государств.
По словам представителей городской администрации, никаких жалоб или конфликтов такая ситуация не провоцирует. Город даже не ведет статистику на этот счет. С задачей интеграции ребят из разных стран в русскоязычную среду школы на Сортировке справляются хорошо.
«Да, количество мигрантов возрастает, и многие приезжают семьями в надежде стать гражданами. Состав учеников изменяется, и на некоторых городских окраинах крупных мегаполисов достаточно детей мигрантов. Но наше государство очень гуманно, особенно в Екатеринбурге и Свердловской области – здесь всегда находились места для ребят», - отмечает правозащитница, исполнительный директор «Межнационального информационного центра по Свердловской области» Нурзида Бенсгиер.
Действительно, даже при обсуждении путей решения проблемы с нехваткой мест в школах Екатеринбурга городские и областные власти никогда не позволяли себе опуститься до обсуждения национального вопроса, введения приоритетов или создания квот. Мониторинг соответствующей повестки за прошедшие 10 лет наглядно демонстрирует этот тезис. Однако говорить о безупречно отлаженной и беспроблемной интеграции детей мигрантов в русскоязычную среду пока не приходится.
«Наши программы не предусматривают обучение таких детей. Раз они пришли в российскую школу – они учатся по нашим программам. Адаптированные программы для них не предусмотрены, ведь это не дети с ОВЗ. Их можно назвать «дети, имеющие особые образовательные потребности», однако официально создать адаптированную программу под них в отдельной школе сейчас нельзя», - объяснила ЕАН филолог, преподаватель Уральского педагогического колледжа Яна Бородина.
Самой важной проблемой для прибывших в Россию ребят становится язык. Нередко происходит так, что впервые с русской речью такие дети сталкиваются только в первом классе – в новой для себя языковой и культурной среде. Дополнительных бесплатных занятий по языку классические программы не предусматривают, а отдельные языковые центры, созданные для мигрантов, с несовершеннолетними не работают.
Сейчас единственный доступный вариант для прибывших в Россию семей с маленькими детьми – найм репетитора по русскому языку или, если ребенок прибыл в страну раньше, чем пошел в школу, оплата услуг русскоговорящей няни. По словам собеседников нашего агентства, в большинстве случаев родители-мигранты понимают важность вопроса и находят в семейном бюджете средства на дополнительное обучение чада.
«Ребенку необходимо сразу создать условия – нанять репетитора. Тогда он начнет понимать русский и развиваться по пути «русский как неродной». На нем можно обучаться. Таких ребят большинство: родители все прекрасно понимают и никогда не скандалят, когда им указывают, что делать. Часто они готовы посадить ребенка на класс ниже», - добавила Бородина.
В целом администрации осознали проблему с внедрением единой экзаменационной системы. Институт развития образования (ИРО) Свердловской области запустил разработку соответствующих программ и даже предлагает педагогам методическую помощь. Принимать ее или нет – зависит от педагога: для него это оборачивается дополнительной, неоплачиваемой нагрузкой.
При этом успеваемость детей остается в зоне ответственности конкретного преподавателя. Низкий процент сдачи по ВПР и ОГЭ в классе непременно влечет за собой проблемы для учителя.
«ОГЭ по русскому и даже ЕГЭ по русскому на минимальный балл напишет любой бездарь, если язык для него родной. А неинтегрированные, «брошенные» дети [мигранты] не понимают даже вопроса! Ситуацию проанализировали, начали раскручивать, но пока это прямо проблема-проблема, потому что нет официальных механизмов, которые позволят нормально работать с этими детками», - посетовала Бородина.
ИРО предлагает педагогам методическую помощь, однако этих мер все-равно не достаточно
Отдельно встает вопрос о социальной и культурной интеграции детей-мигрантов. Недопонимание между коренными и приезжими – традиционная, но не единственная проблема. По словам Нурзиды Бенсгиер, уже в подростковом возрасте ребята «приносят с собой» в класс конфликты «местечкового» уровня: Армения – Азербайджан, Киргизия – Таджикистан и так далее.
Иногда ребята самостоятельно находят только силовые пути решения противоречий. Так, среди выходцев из стран Средней Азии и российского Кавказа невероятно популярны силовые виды спорта – иногда это приобретает криминальный оттенок, добавляет Бенсгиер. И если конфликты не удается решить «в зародыше», они, уже в виде протоколов и заявлений, ложатся на столы дознавателей МВД.
«Я скажу в защиту этих детей. Это наша реальность. Мы никуда их не денем. И ни в коем случае нельзя делать из них изгоев. Это очень хорошие дети, очень воспитанные – иногда и русским есть чему у них поучиться. В них взращено уважение к старшим, уважение к учителю. Они очень доброжелательны, послушны и готовы учиться.
Изначально все дети толерантны друг к другу. И если мы сейчас пойдем по пути каких-то «резерваций»… Они могут и ответить. Махнем рукой – они не выучатся, и им некуда будет пойти. И что мы дальше будем делать? Нужно искать и находить пути, пусть ребята выучатся, пусть что-то окончат, пусть встроятся в эту жизнь. В конце концов, это наша социальная безопасность», - подытожила Яна Бородина.
Инициатива Максима Зайцева о приоритетном обучении в школах российских граждан пока не оформлена и не внесена в Госдуму. Комментировать и оценивать законопроект пока не стали и в партии власти.
ЕАН будет следить за развитием событий.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42
almaceramica
Главные новости
Кто стал новым мэром Челябинска - биография Алексея ЛошкинаНадолго ли курс доллара по 100 рублейНеизвестные распространяют листовки об атаке на ЕкатеринбургОттепель не помешала строительству катка и ледового городка в ЕкатеринбургеИностранцы взяли штурмом миграционный центр в ЕкатеринбургеЧто это за часть в Екатеринбурге, где вместо СВО служат министры и депутаты