Никакой год не изменил наше представление об экономике больше, чем 2022-й. В начале спецоперации на Украине события происходили как по учебнику – на фоне резких заявлений и поступков обрушился курс доллара, начали дорожать товары, привязанные к валюте, а потом и самые простые, вроде сахара или гречки. Казалось, что мы на пороге масштабного кризиса. Но острая фаза закончилась уже к концу марта. И потом доллар стал дешеветь, а цены снижаться. Это из хорошего. Из плохого – сокращение ассортимента, уход мировых брендов одежды и обуви, производителей косметики, автозаводов.
Событий было так много, что все они кажутся важными. Но мы выделили пять из тех, что навсегда изменили нашу жизнь. И даже если завтра закончится СВО, как в 2021-м уже не будет.
Событие первое, уже упомянутое, — курс доллара, который начал падать после резкого взлета в марте, потом также резко упал и все лето держался примерно на одном уровне и начал дорожать в середине декабря. Такого российская история не припомнит: курс доллара был низким и стабильным, несмотря на многочисленные санкции, эмбарго и даже мобилизацию. Причина – профицит торгового баланса: проще говоря, в страну зашла масса долларов, которые не на что тратить. Ну, и купить наличные доллары в том объеме, в котором хочется (а хочется, по мнению правительства, не более 10 тыс.), в стране стало можно только с осени 2022 года.
Теперь курс доллара начал расти – по сравнению с летом, конечно, когда он был стабильно около 60 рублей. И в среде экономистов ходят все более упорные слухи, что после Нового года рубль отправят в свободное плавание, это поможет экспортерам.
Отпуск доллара приведет к инфляции, это мы почувствуем в магазинах. Так что запомните доллар дешевым, больше такого не повторится.
Второе событие – уход брендов одежды, обуви, аксессуаров, косметики, техники, мебели, еды, напитков и т. д. Это только кажется, что в магазинах всего полно. На самом деле качество оставляет желать лучшего, появилось много китайских и узбекских вещей, сшитых кустарями. И на эти вещи высокие цены, ведь нет конкуренции. Потому что фирменное просто так не купить – нужен или байер, который привезет Zara из Казахстана, или придется заказывать через маркетплейс еще дороже. Так что берегите ваши джинсы, кроссовки и кухни – новое будет хуже и дороже.
Третье – официально разрешили открывать вклады в юанях. Более того, банки эту услугу активно все лето продвигали. Но новое средство сбережения так важным и не стало: банки сами не понимали, что будет с курсом китайской валюты (а он еще более политизирован и нестабилен, чем российский), и поэтому предлагали просто оскорбительно низкие проценты.
Заморозить рубли в юанях — сомнительное дело, и поддержки оно у населения не нашло.
Четвертое – остановка роста цен на продукты. После резкого взлета в феврале уже к лету цены стабилизировались и перестали пугать. И что удивительно – на одном уровне они продержались практически полгода! Это реально новое явление в российской экономической истории, когда в течение года инфляции, по сути, не было. Но теперь все ждут, что в 2023-м году цены побьют все рекорды.
Пятое – мы научились обходиться без кредитов. После повышения ключевой ставки в феврале кредитование стало недоступным: ведь ипотека под 21% годовых была совершенно ненужной. Да и все остальные ставки поражали воображение размером. И хотя к концу года ключевая ставка стала снижаться, а за ней и проценты по кредитам, но подошла мобилизация, когда банки на всякий случай вообще перестали кредитовать всех: и тех, кто мог попасть под мобилизацию, и членов их семей. В конце года все виды кредитования несильно подросли, ставки очень высокие, а население предпочитает сберегать и экономить.
Ольга Несдающихся