РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 30 декабря 2022 в 09:25

Тревога, голуби и удовлетворенность жизнью: итоги года социолога Александра Долганова

© ЕАН
ЕАН подводит итоги 2022 года. Спецоперация на Украине, закрытие неба, санкции, отстранение россиян от спортивных соревнований, частичная мобилизация — лишь немногие сюжеты уходящего года. Каждый по-своему отражался на нашей жизни, недаром социологические агентства фиксировали существенный скачок уровня тревоги у населения. Мы попросили социолога, главу агентства «Фонд “Социум”» Александра Долганова поделиться своими мыслями, выводами, итогами уходящего 2022 года с точки зрения социологической науки. Какие были ключевые точки изменения общественных настроений, что можно назвать позитивными итогами — в материале агентства.

Эволюция тревожности

В конце октября в СМИ попала информация: россияне стали чаще покупать антидепрессанты. За девять месяцев 2022 года граждане приобрели на 48% больше лекарств, чем за аналогичный период прошлого года. Сумма затрат оказалась на 70% выше. В качестве главного события, повлиявшего на общественные процессы, Александр Долганов называет проведение СВО в Украине.
«Объявление 24 февраля о начале СВО решительным образом повлияло на умонастроения сограждан. Многие пережили настоящий психологический шок, резко повысился уровень тревожности, депрессивности, страха. Эти общественные настроения стали доминирующими в уходящем году. Фокус-группы, проведенные в разные периоды года, показали тотальную озабоченность респондентов темой специальной военной операции», - рассказал социолог.
Спикер отметил, что высокий уровень тревоги не может сохраняться долго. Фон в виде СВО никуда не исчезает, и люди устают переживать. Негативные последствия касаются значительного числа людей, но все же меньшинства. Основная масса населения в какой-то момент осознает, что в их личной жизни мало что поменялось. Эмоции вытесняются ежедневными заботами, на смену тревоге приходит рутина. Общая тревожность постепенно падала вплоть до 21 сентября.
Следующей реперной точкой, естественно, оказалась частичная мобилизация. В октябре, спустя 20 дней после ее старта, ФОМ отчитался о росте уровня тревоги среди россиян более чем в два раза, или на 69%. Заговорили о второй крупной волне эмиграции из России.
Конец года отметился другим интересным трендом: рейтинги политических ток-шоу на телевидении поползли вниз, уступая место развлекательному контенту. Девятого декабря со ссылкой на «Mediascope» «Новые известия» сообщали о том, что с октября передача «60 минут» упала с 15 на 62 позицию с рейтингом 1,5%. Прочие программы: «Вечер с Владимиром Соловьевым» (46 место 17-23 октября), «Время покажет» (57 место 17-23 октября) и другие - вообще не попали в топ-100 самых популярных программ. Взгляды телезрителей были прикованы к чемпионату мира по футболу в Катаре.
Кроме того, «Независимая газета» писала, что в телеэфире три месяца подряд стало снижаться количество выступлений представителей думских партий на тему СВО. Эти два фактора могут достаточно красноречиво отражать стремление россиян абстрагироваться от тревожного контента.

«Ястребы» и «голуби»

Что социология может рассказать о палитре мнений россиян о СВО в течение года? По словам социолога, большинство сограждан на начальном этапе приняло СВО как неизбежность, как событие, на которое они не в состоянии повлиять.
«По данным группы «Russian Field», социологическое исследование, проведенное в мае 2022 года, выявило более 40% сторонников президента, готовых поддержать его в любом решении: остановить СВО или продолжать», - отмечает социолог.
По его словам, эти люди лишены политической субъектности, они переложили на президента всю ответственность, в том числе в вопросах войны и мира. Сторонников продолжения военных действий («ястребов») было выявлено до 23%, примерно столько же - «голубей», противников продолжения военных действий.
Данные более поздних исследований показывают медленно растущую поляризацию мнений, то есть размеры «политического болота» — со всем всегда согласных — постепенно уменьшаются. Есть тенденция к росту численности «голубей» по сравнению с «ястребами». Таким образом, вместо консолидации общества СВО, скорее, способствует размежеванию социальных групп.
По данным всех известных социологических исследований, наиболее выражены крайние позиции по поводу СВО у молодежи (они чаще против) и у пожилых (чаще других — «за»). Кроме поколенческого разрыва, СВО усиливает и разрыв среди социальных групп, выделенных по достатку. Неимущие значительно чаще настроены против СВО, чем высокодоходные.

Стараясь сохранять оптимизм

Наши земляки в 2022 году, можно сказать, переживали, но держались, стараясь сохранять оптимизм, отмечает Александр Долганов. По данным опросов среди свердловчан, две трети взрослых жителей в целом удовлетворены тем, как складывается их жизнь. Может показаться удивительным, но удовлетворенных жизнью стало больше, чем было в 2019-м (доковидном) и в 2021-м (довоенном) году.
Стало больше тех, кто удовлетворен своим заработком, – таких примерно половина. В 2019-м году доля удовлетворенных своим заработком составляла только треть населения. Несмотря на инфляцию, большинству пока хватает доходов для поддержания сложившегося уровня жизни.
«Отложили крупные покупки, отказались от далеких поездок на отдых – вот и хватает на привычный набор продуктов, обязательные платежи и другие повседневные траты. Сохраняются номинальные зарплаты, что уже расценивается как благо», - комментирует ситуацию Долганов.
По словам социолога, многие в 2022 году замечали в окружающей жизни и перемены к лучшему. Так, при опросах свердловчане стали чаще отмечать возросший уровень благоустройства в их городах и поселках. Больше стали обращать внимание на успехи дорожного строительства. В уходящем году несколько вырос уровень доверия к руководителям области и муниципалитетов, стали выше оценки деятельности местных властей. Недовольство медицинским обслуживанием, качеством образования детей – да, есть, но и оно снизилось, так как в «ковидные» 2020 и 2021 годы все работало еще хуже.

На год грядущий

ЕАН попросил Александра Долганова поразмышлять, что можно ждать от российского общества в ближайшие пару месяцев при условии сохранения текущей конъюнктуры. По словам эксперта, предвидеть, что станет лейтмотивом общественной жизни в наступающем 2023 году, легко и трудно одновременно. Легко предвидеть, что, пока не завершится СВО, настроения не перестанут быть тревожными. Мотивированные мужчины, заинтересованные идейно или деньгами в участии в СВО, уже находятся в войсках. Оставшиеся туда сами не рвутся.
«Экономике не хватает рук. Новая волна мобилизации, если она будет, обострит в массах страхи, тревоги и недовольство ситуацией. Уже наметившийся в связи с понижением курса рубля и сокращением продажи нефти всплеск инфляции не обрадует и тех, кто пока сохраняет финансовый оптимизм», - говорит эксперт.
Эти и иные факторы, негативно влияющие на общественные настроения, уже видны, действуют и продолжат определять характер настроений в начале наступающего года. С большой вероятностью, экономика страны будет испытывать трудности, но ухудшения будут происходить постепенно. Недовольство будет подогреваться, но само по себе вряд ли проявится. Однако мы живем в период политической турбулентности, а это значит, что могут вступить в силу и иные серьезные обстоятельства, не поддающиеся прогнозированию.
Павел Федоровский
almaceramica