РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 18:15

Как вернуть украденное: глава Центробанка и банкиры обсудили в Екатеринбурге борьбу с кибермошенниками

© Фото из открытых источников
Форум «Кибербезопасность в финансах» для банковских айтишников, который проходит в Екатеринбурге, традиционный, ежегодный. Но если раньше компьютерных «безопасников» вывозили на свежий воздух, на базу отдыха, что стоит на границе Челябинской области и Башкирии, недалеко от Магнитогорска, то в 2023 году форум впервые провели в Екатеринбурге. В столицу Урала и добираться проще, и культурную программу организовать легче.
Народу на форум приехало внушительное количество. Слишком много вопросов накопилось за год у профильного сообщества, а с банковскими мошенничествами борются не только банки, но и сотовые операторы, к регуляторам (Банку России, ФСБ, Роскомнадзору). Особый лоск собранию придала, конечно же, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, которая участвовала в пленарной сессии и озвучила ряд важных для банков вещей. Например, что украденные мошенниками деньги придется возвращать гражданам.
Главное из них – законодательная инициатива об обязанности банка возвращать похищенные деньги. Сегодня по закону клиент не вправе рассчитывать на возврат похищенного, если он нарушил условия договора, то есть передал реквизиты карты, SMS-код, логин и пароль от интернет-банкинга. Логика проста: человек, пусть и обработанный киберпреступниками, но все же добровольно раскрывает данные или переводит деньги. В итоге доля возврата очень низкая — за девять месяцев 2022 года всего 4,8% от всего объема похищенных денежных средств возвращено банками пострадавшим гражданам.
«Мы стремимся изменить ситуацию с возвратами, стимулируя банки лучше защищать своих клиентов и повышать качество работы антифрод-систем. Если эти функции кредитная организация выполняет некачественно, она будет нести финансовую ответственность»,-- отмечает Эльвира Набиуллина.
К «некачественным» случаям относят такие, когда банк-отправитель платежа получил от ЦБ информацию из базы о попытках перевода денежных средств без согласия клиента, но не учел ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет. В таком случае банк обязан будет вернуть похищенное в полном объеме в течение 30 дней.
Банк также должен предпринять все разумные меры по защите клиента. В первую очередь речь идет о «периоде охлаждения». В то же время банк не вправе ограничить клиента в распоряжении деньгами. И если, несмотря на двухдневный «период охлаждения», на попытки банка разубедить клиента, он всё равно настоял на переводе, тогда банк освобождается от обязанности компенсировать похищенное.
«Мы через суды в упрощенном порядке научились возвращать эти деньги», — говорит зампред Сбербанка Станислав Кузнецов и уточняет, что в банке срок возврата средств удалось сократить до месяца, в будущем банк надеется сократить этот показатель.
Речь идет о случаях, когда клиент переводит деньги мошеннику также на счет в Сбере. Согласно «антиотмывочному» закону 115-ФЗ, деньги на счету предполагаемого мошенника можно заблокировать на срок до десяти дней. После получения доверенности от клиента банк может инициировать процедуру возврата, добавил зампред.
К слову, портрет потенциального жертвы мошенничества – это не бабушка, а мужчина от 25 до 44 лет, со средним образованием, средним уровнем дохода, проживающий в городе. А средний чек по операции вырос на три тысячи рублей, до 15 тысяч. Такие данные озвучили также представители ЦБ, когда давали обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций.
Главное о чем говорили на конференции – так это то, что нужно объединяться и вести общие базы, быстро обмениваться информацией. Цель, как ее озвучила Набиуллина, проста: «Для всей финсистемы не позже чем за три года в абсолютных выражениях ущерб населению должен начать падать по всей системе».
Сейчас в банке отмечают, что в 2022 году объем операций без согласия клиентов увеличился по сравнению с 2021 годом на 4,29% на фоне активного развития новых дистанционных платежных сервисов и роста объема денежных переводов (+39%, до 1458,6 трлн руб.) В 2022 году клиентам кредитных организаций вернули 4,4% (618,4 млн руб.) от всего объема операций по переводу денежных средств, совершенных без согласия клиентов (в 2021 году данный показатель составил 6,8%, или 920,5 млн руб.).
almaceramica
Главные новости
Бюджетом Свердловской области на 2025 год предусмотрено 300 млрд на социалкуЧто нужно знать екатеринбуржцам, отправляясь в Камбоджу. Лайфхаки от ЕАНСвердловских пользователей электросамокатов допустят до поездок через "Госуслуги"СКР возбудил уголовное дело из-за точечной застройки «Астона» в ЕкатеринбургеЧто раздражает россиян в мигрантах больше всего, выявили ученые в ОренбургеРусский немец из Екатеринбурга попросил Путина оставить его в России