В российских регионах назревает новый бунт владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) против компании Wildberries. Предприниматели готовы массово закрывать свой бизнес, если маркетплейс не изменит условия работы.
О новом витке конфликта ЕАН рассказал председатель Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Алексей Кременсков. По его словам, после весеннего бунта владельцев ПВЗ ситуация только ухудшилась, несмотря на заявления Минпромторга России о ее нормализации.
«Wildberries в очередной раз сократил агентское вознаграждение для ПВЗ, что привело к падению доходов владельцев пунктов. Уже выросло число предпринимателей, которые выставили на продажу свои ПВЗ. Если ситуация не изменится, то большая часть владельцев будут готовы закрыть свои пункты. Люди уже настроены так, чтобы идти с вилами и факелами на офисы Wildberries», — пояснил Алексей Кременсков.
Не лучшим образом дела обстоят у продавцов, выставляющих товары на маркетплейсах. Для них, по словам председателя АУРЭК, тоже ужесточили условия. В частности, Wildberries в разы подняла цены за хранение товаров, сославшись на ослабление курса рубля.
Провалилась также попытка договориться путем создания стандарта взаимодействия между маркетплейсами и владельцами ПВЗ. Документ разрабатывался совместно Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) и АУРЭК. Однако первую версию документа отвергла Федеральная антимонопольная служба. Когда АУРЭК внесла коррективы в стандарты с учетом замечаний ФАС, против документа восстали маркетплейсы, утверждает Алексей Кременсков. По его мнению, серия недавних изменений условий работы с маркетплейсами как раз связана с разработкой этого документа. Член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев полагает, что без оперативного вмешательства Минпромторга и ФАС ситуация может выйти из-под контроля.
«Непонятно, чего дожидаются и маркетплейсы, и ФАС, и Минпромторг. Чтобы люди вышли на улицы из-за нарушений своих прав?
Сейчас либо представители Wildberries и других крупных цифровых игроков будут в пожарном порядке находить контакт со своими продавцами и владельцами ПВЗ, либо могут заговорить другие аргументы. Непонятно, почему декларируются одни правила игры, а на практике реализуются только барьеры и препоны. Вроде бы все сделано — принят «пятый антимонопольный пакет», ФАС дала достаточно времени на выработку стандартов взаимодействия участников рынка. Ничего не сработало, проблемы только усугубились. Теперь было бы очень вовремя, если бы ФАС занялась анализом рынка маркетплейсов. Скорее всего, пришло время применять меры государственного регулирования и принуждения в этой сфере», — пояснил ЕАН Дмитрий Тортев.
Следует отметить, что деятельность цифровых платформ регулируется соглашением о саморегулировании, которое было подписано представителями крупных игроков в феврале 2022 года при участии Минпромторга России. Экспертный совет ФАС указал на то, что «недостижение целей саморегулирования и систематическое нарушение положений принципов кем-либо из участников может являться основанием для проработки вопроса о введении государственного регулирования отдельных сфер деятельности цифровых платформ». До этого общественный совет при ФАС предложил направить в правительство предложение о выведении маркетплейсов из-под моратория на проверки IТ-компаний. Это, по задумке авторов инициативы, позволит ФАС анализировать работу площадок «на предмет соответствия их действий по отношению к поставщикам, антимонопольному законодательству». Но никаких конкретных решений принято в итоге не было.