Заместитель председателя комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев сегодня анонсировал принятие закона, регулирующего работу маркетплейсов и агрегаторов такси. В настоящее время работа цифровых платформ регулируется по механизму «мягкого права». Участники рынка еще в феврале 2022 года договорились самостоятельно соблюдать антимонопольное право.
Однако скандалы, связанные с Wildberries, свидетельствуют о том, что в системе саморегулирования что-то идет не так.
Для того, чтобы купировать подобные инциденты, был предложен законопроект, регулирующий взаимоотношения цифровых платформ с партнерами. Любопытно, впрочем, что в документе (находится в распоряжении ЕАН) нет ни слова про агрегаторы, что и неудивительно. Автором законопроекта выступил представитель Ассоциации участников рынка электронной торговли, которая объединила под своей эгидой предпринимателей, выставляющих товары на маркетплейсах, и пункты выдачи заказов.
«Злоупотребления отсутствием регулирования на рынке маркетплейсами так или иначе затрагивают не менее 150 тыс. субъектов МСП, а также опосредованно влияют практически на 3 млн граждан, задействованных в сфере электронной коммерции. Введение регуляторных требований может быть реализовано через выделение нового субъекта регулирования», — говорится в пояснительной записке.
В самом законопроекте прописаны взаимоотношения между маркетплейсами и партнерами. Если коротко, то в документе даны определения для участников отрасли: что считать маркетплейсами, пунктами выдачи заказов, поставщиками и т. п. Далее авторы законопроекта (судя по тексту) пытаются закрыть маркетплейсам лазейки, которые компании используют для одностороннего изменения правил в свою пользу.
«Цифровая платформа (маркетплейс) вправе в одностороннем порядке вносить изменения в оферту, исходя из принципа разумности, добросовестности и обоснованности внесения таких изменений, при условии заблаговременного уведомления об условиях, ухудшающих положение второй стороны, принявшей условия оферты, о вносимых в нее изменениях не менее чем за 14 календарных дней до даты вступления в силу таких изменений», — говорится в документе.
Отдельно прописываются права поставщиков товаров. В частности, за ними предлагается закрепить право использовать любую модель работы, которая им будет удобной. Маркетплейсам, в свою очередь, ограничивают возможности менять правила работы для партнеров. По задумке авторов, документ разом должен решить накопившиеся проблемы во взаимоотношениях цифровых платформ с партнерами. Однако, как полагают представители экспертных советов при Госдуме, если в спешке принимать законы о регулировании рынка цифровых платформ, то вместо развития есть риск получить обратный эффект.
По его словам, для запуска регулирования цифровых платформ необходимо провести всесторонний анализ товарного рынка. А этим, как отметил Тенишев, всерьез никто не занимался.
«Пока достоверно неизвестны продуктовые границы товарного рынка. А каковы географические границы этого товарного рынка - важнейший вопрос. Это трансграничный или национальный товарный рынок? Нет пока внятного ответа. Ответ на этот вопрос должен повлечь разные подходы к регулированию. Если это – национальный товарный рынок, то идея с жестким ограничительным регулированием имеет право на существование. Если товарный рынок трансграничный, то на фоне мировых гигантов наши Wildberries и Ozon не так уже и велики. И, значит, им надо помогать, развивать их, а не ограничивать и не подрезать крылья на взлете. Госрегулирование как идея имеет право на существование. Но скоропалительные решения здесь принимать не стоит», — подчеркнул Тенишев.
Член экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев также высказал мнение о преждевременности госрегулирования отрасли без всесторонней оценки. Тем более, по его мнению, законодатели, взявшись за регулирование одной сферы торговых отношений могут распространить эту практику на другие области.
«В данном случае у нас вводится отраслевой прецедент аналогично торговле в 2009-2010 годах, когда мы пытаемся законом предположить или ввести дополнительные ограничения, более жесткие в сравнении с существующим законодательством. Хотелось бы, чтобы предполагаемое регулирование стало предметом публичного обсуждения. Начать регулирование очень просто, и есть опасение, что данный отраслевой прецедент может быть быстро распространен на другие сферы, что приведет к другим последствиям, свойственным административному регулированию торговых отношений», — считает Дмитрий Тортев.
Ранее Экспертный совет ФАС указал на то, что «недостижение целей саморегулирования и систематическое нарушение положений принципов кем-либо из участников может являться основанием для проработки вопроса о введении государственного регулирования отдельных сфер деятельности цифровых платформ». До этого общественный совет при ФАС предложил направить в правительство предложение о выведении маркетплейсов из-под моратория на проверки IТ-компаний. Это, по задумке авторов инициативы, позволит ФАС анализировать работу площадок «на предмет соответствия их действий по отношению к поставщикам, антимонопольному законодательству».