Новость о задержании основателя Группы ЧЭМК (Челябинск, включает Челябинский электрометаллургический завод, главное в стране производство ферросплавов) Юрия Антипова не стала неожиданной. Чего-то такого и ожидали наблюдатели, глядя на стремительно развивающуюся историю по национализации принадлежащих семье Антипова трех ферросплавных заводов. Позже стало известно, что не задержали, а вызвали на допрос в рамках дела о мошенничестве, а после отпустили под подписку о невыезде. По некоторым данным, дело Антипова ведет ЦУ ФСБ из Москвы.
При этом совсем не ясен процессуальный статус олигарха: свидетель, подозреваемый? Если второе, то что за дело и в чем состав преступления. Равно не ясно, кто инициатор следственных действий. Вообще, официально ни о чем не сообщается, все основано на «сливах» из правоохранительных органов. Таинственность как нельзя лучше отражает жизнь и личность Юрия Антипова — о них мало что известно, даже фотографий в сети ходит не больше двух-трех.
Юрий Антипов родился 17 апреля 1954 года в Челябинске. Женат, трое сыновей. Бизнес он начал еще в 90-е годы вместе с партнером Александром Аристовым. В приватизации завода они не участвовали — судя по датам, акционировался завод в 1992 году, а вот контроль над ним Антипов и Аристов получили в 1995-м. Сначала олигархи получили ЧЭМК, а затем создали агропромышленный холдинг «Ариант» (название по первым буквам фамилий основателей). Позже в металлургическую группу вошли Серовский завод ферросплавов (Свердловская область) и Кузнецкие ферросплавы (Кемеровская область). Сейчас активы поделены — Аристову достались мирные мясо и вино («Ариант» признан одним из лучших в России производителей этого напитка), а Антипову — беспокойные ферросплавы.
69-летний Антипов (юбилей у него в апреле) — участник списка Forbes, 170-е место в топ-200 за 2021 год, а его супруга была в 2020 году на 23-м месте самых успешных женщин России. Про нее известно еще меньше: вроде того, что она уже «на пенсии» и не принимает участия в руководстве группой. У супругов Антиповых, судя по информации, основное занятие — частные инвестиции. Дети и внуки, по некоторым сообщениям в социальных сетях, живут за границей, а третье поколение владельцев заводов вообще не говорит по-русски.
ЧЭМК — один из крупнейших производителей ферросплавов в России. 80% рынка приходится на челябинский холдинг.
ЧЭМК и Антипов ворвались в повестку три недели назад, когда стало известно о том, что Генпрокуратура требует акции трех заводов группы, включая сам комбинат. Основания — неправильная приватизация и работа с иностранными трейдерами, через которые компания продавала ферросплавы за рубежом.
Говорили, что было и еще одно основание, но его Генпрокуратура даже не стала озвучивать. Якобы через займы самим себе Антиповы выводили деньги с комбината (по сути, говорится о том, что собственники забирали себе прибыль, получали средства от «развода» с еще одним собственником и экономили на налогах). Речь идет о суммах в несколько десятков миллиардов рублей.
Сейчас самый главный вопрос по ЧЭМК даже не в том, какое предприятие может быть следующим по вопросам о неправильной приватизации, а в том, кто будет формально управлять ЧЭМК и выполнять обещание президента вынести из черты города вредное электродное производство. Напомним, в разгар судебного процесса по иску Генпрокуратуры прилетавший в город президент пообещал вынести производство из города, попросив губернатора «найти местного инвестора».
Юлия Литвиненко