November 17, 2021, 07:10 AM

«Это все Королева». Художница из Уфы, пишущая портреты из необычных материалов, впервые рассказала о себе

Сегодня, 17 ноября, уфимская художница Евгения Сковарт, пишущая портреты с помощью нестандартных материалов, вновь опубликовала работу на актуальную тему. Ровно через неделю стартует шахматный турнир: за звание первого шахматиста мира будут бороться россиянин Ян Непомнящий и действующий чемпион, норвежец Магнус Карлсен. Сковарт решила поддержать спортсменов (прежде всего соотечественника Яна Непомнящего) и выполнила их портреты из шахматных фигур.

В интервью для ЕАН.Уфа художница впервые рассказала о себе, о работе над портретом из мотыля, с которым мужчины обычно ходят на рыбалку, о подарке для музыканта, лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова, а также о новом проекте и своих идеях.

Евгения, расскажи о последней работе. Почему шахматы?

Евгения Сковарт (псевд.) Художница-портретистка из Уфы, работающая с нестандартными материалами. Девушка не говорит о своем возрасте; известно, что она воспитывает несовершеннолетнего ребенка. Мама Евгении — учительница алгебры и геометрии, воспитывала дочь сама. Отец художницы — машинист на железной дороге. Сковарт называет себя «очень творческим человеком в очень нетворческой семье». Гордится тем, что освоила пятилетние курсы училища искусств за четыре года и выпустилась с красным дипломом, после чего с радостью была встречена в академии искусств, на обучение в которой потратила еще шесть лет.

— Это все Королева. Идея пришла во время просмотра сериала «Ход королевы». Потом я узнала, что 24 ноября начнется шахматное состязание между Магнусом Карлсеном и Яном Непомнящим. Появилось желание поддержать российского спортсмена. Оставалось найти достаточное количество шахмат. В этом мне помогла школа шахматистов, руководитель со всего города собирал для меня наборы фигур.

Сложно было рассчитать, сколько материала потребуется, и я до последнего не понимала, какого размера получится картина. Шахматной фигуре невозможно придать другую форму, поэтому пришлось сначала выкладывать один элемент, глаз, а потом уже ориентироваться на пропорции.

Магнус Карлсен (слева) изображен на белом фоне, Ян Непомнящий (справа) на черном

Портрет вышел шириной около двух метров, на него потребовалось примерно две тысячи фигур, точно больше 60 наборов шахмат. Мы готовились неделю, а воплощение идеи заняло часа три.

— Почти все твои более или менее известные работы содержат какой-то посыл. Тема шахмат чем тебя заинтересовала?

— Дед научил меня играть, когда я была еще ребенком. До сих пор считаю, что это одна из интереснейших игр. Качать мускулы и следить за фигурой, конечно, нужно, но и про мозг забывать нельзя, его тоже нужно прокачивать. Кроме того, шахматы гуманны: никаких переломов, ушибов, синяков.

Вообще я уже лет пять пишу из самых разных необычных материалов. Некоторую известность получили портреты рэпера Моргенштерна из бытового мусора, президента Путина — из зубов, главного героя сериала «Игра в кальмара» — из щупальцев кальмаров. Были еще Леди Гага из кусков мяса, южнокорейский режиссер Пон Чжун Хо (он получил «Оскар» за фильм «Паразиты») — из рыбацкого мотыля, много других работ, все не перечислишь. (Эти работы можно найти на странице Евгении в Instagram. — прим. ЕАН).

 Уфимская художница выложила портрет главного героя сериала «Игра в кальмара» из щупальцев морских тварей 

А шахматы заинтересовали еще и по той причине, что вижу необходимость их популяризации. У меня много подруг, которые водят своих детей в шахматные школы. Но учиться можно в любом возрасте, так что такая возможность должна быть у большего количества людей.

— Ты называешь себя художницей. Это твоя профессия? Давно рисуешь?

— Рисую я с детства, но художественную школу не любила. Меня мама едва не силой заставляла заниматься. А мне больше нравилось двигаться: танцы, спорт. Помню, что на вступительный экзамен шла со слезами на глазах. Но все-таки училась.

После школы встал вопрос, куда поступать дальше. Мама растила меня одна, и надо было выбирать учебное заведение, где меня точно приняли бы. Поэтому — в училище искусств, потом в академию. На втором курсе поняла, что надо зарабатывать самой. Училась на дневном и параллельно пробовала работать: администратором, продавцом. Тогда и поняла, что именно рисование приносит мне больше удовольствия. Возможно, сказалось влияние творческого окружения — в академии я дружила не только с однокурсниками, но и с музыкантами, и с театралами.

Сейчас рисование — моя основная работа, этим я зарабатываю.

— Ты используешь классические инструменты или пишешь только из необычных материалов?

— Очень люблю графику. Одной линией простого карандаша можно передать характер, сходство с прототипом, передать настроение образа. В портрете важнее всего глаза, взгляд. Если не удается передать их правильно, то портрет не получится, даже когда все остальные черты имеют идеальное сходство с человеком, которого я пишу. Карандашом отобразить характер получается точнее.

— Как появилась идея использовать нестандартные техники, с чего все началось?

О портретах Евгении пишут в зарубежных изданиях, в том числе немецкий информационно-политический журнал Stern

— Началось все, как это чаще всего и бывает, случайно. Я просыпала муку на кухонный стол с темной столешницей. Разводы из муки напомнили мне знакомый образ, я тут же пальцами его доработала. Получился удивительно похожий портрет. Мы посмеялись, опубликовали в соцсети, и неожиданно получили много откликов. Потом был эксперимент с лужицей молока. Друзья стали подкидывать свои идеи. В конце концов даже появились люди, которые начали заказывать такие портреты за деньги. Я тогда сидела с маленьким ребенком. И когда мне подкидывали очередную идею, воспринимала это как вызов. Сейчас, впрочем, тоже. Мне самой каждый раз интересно, что получится, удастся ли найти ту самую характерную линию, что поддается карандашу.

Это немного похоже на азарт спортсмена. Возможно, сказалось воспитание дедушки, он у меня был преподавателем физкультуры.

 В Челябинске появился уникальный портрет Илона Маска 

— Какой материал из тех, с чем довелось поработать, тебе понравился больше всего?

— Не могу выделить какой-то конкретный, с каждым материалом были и свои нюансы, и какие-то смешные моменты, и трудности. Можно назвать любимым портрет Леди Гаги из мяса. За его созданием стоит целая история. Мы сняли настоящий мини-фильм, в котором уничтожаем мою работу, скармливая мясо собакам.

— Много времени у тебя уходит на создание портретов? Не жалко свой труд, ведь результат недолговечен?

— Больше всего времени ушло на портрет Путина из зубов. Он никак не получался, потратила почти весь день. Сложно и неприятно писалось из мотыля, он постоянно расползался. Пока рисуешь нос, глаз теряет очертания, начинаешь поправлять — нос уползает. Но мотыль, как оказалось, быстро устает и засыпает. Этим я и воспользовалась.

На самом деле не все мои работы после окончания уничтожаются. Портрет Сергея Шнурова я с самого начала планировала подарить ему на концерте в Уфе, поэтому окурки пришлось приклеивать. Правда, в итоге я на концерт в декабре 2019 года так и не попала, но выручили друзья. Та история тоже разошлась в разные СМИ. Сам Шнуров остановил свое выступление, чтобы показать мою работу со сцены, и потом еще опубликовал у себя в Instagram, назвав окурки по-питерски «хабариками».

«Курение убивает!», напоминает художница Евгения Сковарт

Но даже если портрет приходится разбирать, он продолжает жить в электронном формате. Недавно я начала выкладывать свои работы на специальных интернет-площадках, где продаются цифровые произведения творческих людей.

Кстати, именно благодаря этой площадке я узнала, что таких же, как я, экспериментаторов достаточно много, картины из нестандартных материалов стали отдельным жанром изобразительного искусства. И есть коллекционеры, которые этим увлекаются. Возможно, когда-нибудь купят и одну из моих картин.

— Как рождаются твои идеи? Ты как-то намеренно стремишься выразиться на актуальные темы?

— Идеи приходят постоянно и отовсюду. Я не реагирую именно на актуальные события, они должны меня зацепить. Но без материала ничего не получится. Самые безумные идеи мне помогают воплотить друзья, за что я им, конечно, благодарна.

— Сколько стоят твои портреты, как ты их оцениваешь?

— Из необычных материалов — очень дорого. Одно дело, когда я накидаю карандашом, и совершенно другое, когда нужно найти исходное сырье и потом добиться сходства с реальным человеком.

Художница, играющая в шахматы, ждет соперников для сеанса одновременной игры

— Ты публикуешь все свои работы, что нам ждать в ближайшее время?

— У меня очень много портретов, которые никогда не будут опубликованы, потому что так захотели заказчики. Пока не знаю, какой портрет покажу следующим. Мечтаю нарисовать очень дорогую картину из очень дорогих материалов. Например, из драгоценных камней или золотых ювелирных украшений. Но возможности реализовать пока не появилось.

Есть планы устроить конкурс, финальным этапом которого станет сеанс одновременной игры в шахматы. Надеюсь, среди моих подписчиков окажется достаточно смелых, чтобы бросить мне вызов. Наградой станет какой-нибудь приз, но главное для меня в этой затее — привлечь внимание к игре, которая когда-то была у нас очень популярна.

 Магистр Уфимского нефтяного университета пишет картины, которые ценятся в России и за рубежом 

Редакция ЕАН искренне желает Евгении Сковарт творческих успехов и реализации самых смелых идей.

К публикации подготовила Ольга Блажнова

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Из личного архива Евгении Сковарт
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+