September 7, 2020, 11:55 AM
Ольга Лобовикова

Главного эколога России познакомили с особенностями «мусорного» бизнеса в Свердловской области

В Свердловскую область прибыл председатель Российского экологического общества (РЭО) Рашид Исмаилов. Организатором визита стал руководитель регионального отделения общества, депутат Екатеринбургской городской думы Алексей Вихарев. Муниципальное предприятие «Спецавтобаза», в свою очередь, пригласило гостя из Москвы на мусоросортировочную линию Широкореченского полигона. Подробности — в материале ЕАН.

Широкореченский полигон — это площадка ЕМУП «Спецавтобаза», регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами в Восточном кластере региона.

Сам полигон закрыт уже несколько лет, он не принимает отходы для захоронения и готовится к рекультивации. Прошлой осенью на Широкой речке была организована мусороперегрузочная станция, которая позволила оптимизировать потоки отходов. А еще через некоторое время там запустили сортировку. Работники конвейера вручную отбирают пластик и картон. Металлические отходы притягивает магнитный сепаратор. Отсортированные полезные фракции затем прессуются и продаются, а невостребованные «хвосты» — в специальный бункер. Когда этот бункер наполняется, его везут для захоронения на Северный полигон — единственный действующий легальный полигон в Восточном «мусорном» кластере Свердловской области.



Как говорит директор ЕМУП «Спецавтобаза» Наталья Зубова, на отсортированное вторсырье есть хороший спрос, и региональный оператор мог бы наращивать продажи. Однако этому мешают, в частности, теневые конкуренты.

По словам Алексея Вихарева, в Свердловской области действительно существуют целые комплексы, которые объединяют нелегальные свалки и нелегальные станции сортировки. Есть такие и в окрестностях Екатеринбурга, неподалеку от аэропорта Кольцово, что создает угрозу безопасности полетов, поскольку мусор привлекает птиц.

«Люди формируют земельные участки, как правило, в лесах. Приезжают туда машины, организуют местных жителей, организуют выборку мусора: пластик отдельно, алюминий отдельно и так далее. Все это продают и зарабатывают немалые деньги. Они не поступают региональному оператору, а уходят на сторону», — рассказал Алексей Вихарев, подчеркнув, что общественники ведут активную борьбу с подобными объектами с привлечением правоохранительных органов.

Рашид Исмаилов удивился такой практике, признавшись, что пока слышал только о нелегальных свалках без сортировки. При этом он отметил, что, например, в Москве, такие полезные фракции, как картон и алюминий, как правило, вообще не попадают в контейнеры: их выбирают уже дворники.

Между тем, воровство вторсырья не единственная проблема, которая препятствует выходу линии на Широкой речке на полную мощность — порядка 180 тыс. тонн в год против сегодняшних 160 тыс. Для этого остро не хватает кадров.

«Мы готовы обеспечить работой до 180 человек, а пока у нас среднесписочная численность — 15. Условия труда и оплата при этом у нас очень приличные. Пробовали с ГУФСИНом поработать, с центрами занятости, но пока есть только заявления о желании работать, а людей нет», — констатировала Наталья Зубова.

По ее словам, в провинциальных городах эта проблема не так заметна, там в целом меньше рабочих мест. Определенную роль сыграли и антикоронавирусные ограничения — привлекать трудовых мигрантов стало сложнее.

Глава «Спецавтобазы» обратила внимание, что до 2024 года линия на Широкой речке единственный объект в Свердловской области, который будет обеспечивать выполнение показателей по нацпроекту «Экология» для Екатеринбурга в части сортировки мусора и поставки вторсырья.





Рашид Исмаилов, в свою очередь, признал, что проблема с кадрами характерна для многих регионов, и необходимо проработать вопрос о федеральной поддержке сотрудников «мусорных» объектов, поскольку сфера эта стратегическая.

По словам председателя РЭО, также обсуждаются вопросы об упорядочивании «экологической» нормативной базы. В частности, необходимо урегулировать ответственность предпринимателей за уклонение от заключения договоров с региональным оператором.

«Основная тема обсуждения, конечно же, мусорная реформа в Свердловской области. «Спецавтобаза», к примеру, помимо своей основной деятельности, ликвидирует несанкционированные свалки, хотя во многих случаях бывает сложно определить собственников земельных участков. Есть проблемы с полигонами коммунальных отходов, не у всех есть лицензии и разрешительная документация», — заключил Алексей Вихарев.



Завершился визит Рашида Исмаилова в Екатеринбург совещанием в отделении Российского экологического общества. Алексей Вихарев и Антон Черноголов представили лидеру организации отчет о работе и рассказали о планах развития.

Напомним, отделение РЭО в Свердловской области было создано в феврале.

Источник фото: ЕАН
Комментировать