February 16, 2023, 01:15 PM
ЕАН

Как вернуть украденное: глава Центробанка и банкиры обсудили в Екатеринбурге борьбу с кибермошенниками

Форум «Кибербезопасность в финансах» для банковских айтишников, который проходит в Екатеринбурге, традиционный, ежегодный. Но если раньше компьютерных «безопасников» вывозили на свежий воздух, на базу отдыха, что стоит на границе Челябинской области и Башкирии, недалеко от Магнитогорска, то в 2023 году форум впервые провели в Екатеринбурге. В столицу Урала и добираться проще, и культурную программу организовать легче.

Народу на форум приехало внушительное количество. Слишком много вопросов накопилось за год у профильного сообщества, а с банковскими мошенничествами борются не только банки, но и сотовые операторы, к регуляторам (Банку России, ФСБ, Роскомнадзору). Особый лоск собранию придала, конечно же, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, которая участвовала в пленарной сессии и озвучила ряд важных для банков вещей. Например, что украденные мошенниками деньги придется возвращать гражданам.

 Топ-менеджер Сбера рассказал о новом виде мошенничества: «Жертву заставляют совершить теракт» Это все чуть ранее озвучил зам председателя ЦБ Герман Зубарев. Он представил основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы. Проще говоря – регулятор рассказал банкам, как они должны работать, чтобы защитить деньги клиентов от телефонных мошенников. Среди набора специальной лексики, которую будут использовать кредитные организации, выделим те, что понятны для всех граждан.

Главное из них – законодательная инициатива об обязанности банка возвращать похищенные деньги. Сегодня по закону клиент не вправе рассчитывать на возврат похищенного, если он нарушил условия договора, то есть передал реквизиты карты, SMS-код, логин и пароль от интернет-банкинга. Логика проста: человек, пусть и обработанный киберпреступниками, но все же добровольно раскрывает данные или переводит деньги. В итоге доля возврата очень низкая — за девять месяцев 2022 года всего 4,8% от всего объема похищенных денежных средств возвращено банками пострадавшим гражданам.

«Мы стремимся изменить ситуацию с возвратами, стимулируя банки лучше защищать своих клиентов и повышать качество работы антифрод-систем. Если эти функции кредитная организация выполняет некачественно, она будет нести финансовую ответственность»,-- отмечает Эльвира Набиуллина. 

К «некачественным» случаям относят такие, когда банк-отправитель платежа получил от ЦБ информацию из базы о попытках перевода денежных средств без согласия клиента, но не учел ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет. В таком случае банк обязан будет вернуть похищенное в полном объеме в течение 30 дней.

Банк также должен предпринять все разумные меры по защите клиента. В первую очередь речь идет о «периоде охлаждения». В то же время банк не вправе ограничить клиента в распоряжении деньгами. И если, несмотря на двухдневный «период охлаждения», на попытки банка разубедить клиента, он всё равно настоял на переводе, тогда банк освобождается от обязанности компенсировать похищенное.

 «Человек более уязвим, чем банк»: заявление главы ЦБ о борьбе с мошенниками Сбер заявляет, что готов запустить такую систему уже в мае, этот будет проект по возврату денег, которые клиенты перевели мошенникам.  

«Мы через суды в упрощенном порядке научились возвращать эти деньги», — говорит зампред Сбербанка Станислав Кузнецов и уточняет, что в банке срок возврата средств удалось сократить до месяца, в будущем банк надеется сократить этот показатель. 

Речь идет о случаях, когда клиент переводит деньги мошеннику также на счет в Сбере. Согласно «антиотмывочному» закону 115-ФЗ, деньги на счету предполагаемого мошенника можно заблокировать на срок до десяти дней. После получения доверенности от клиента банк может инициировать процедуру возврата, добавил зампред.

К слову, портрет потенциального жертвы мошенничества – это не бабушка, а мужчина от 25 до 44 лет, со средним образованием, средним уровнем дохода, проживающий в городе. А средний чек по операции вырос на три тысячи рублей, до 15 тысяч. Такие данные озвучили также представители ЦБ, когда давали обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций.  

Главное о чем говорили на конференции – так это то, что нужно объединяться и вести общие базы, быстро обмениваться информацией. Цель, как ее озвучила Набиуллина, проста: «Для всей финсистемы не позже чем за три года в абсолютных выражениях ущерб населению должен начать падать по всей системе». 

Сейчас в банке отмечают, что в 2022 году объем операций без согласия клиентов увеличился по сравнению с 2021 годом на 4,29% на фоне активного развития новых дистанционных платежных сервисов и роста объема денежных переводов (+39%, до 1458,6 трлн руб.) В 2022 году клиентам кредитных организаций вернули 4,4% (618,4 млн руб.) от всего объема операций по переводу денежных средств, совершенных без согласия клиентов (в 2021 году данный показатель составил 6,8%, или 920,5 млн руб.).

 Банки будут обязаны возвращать россиянам похищенные мошенниками деньги Юлия Литвиненко


 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+