November 26, 2021, 09:03 AM
Александра Аксёнова

Lufthansa отказала, зато прилетал «Крокодил»: как зарождался аэровокзал «Уктус», который мы потеряли

Екатеринбургский аэропорт «Уктус» создавался во времена, когда люди передвигались на лошадях и верили в светлое будущее, за которое не жаль отдать свою жизнь. Возможно, из-за чувства утерянных романтики гражданской авиации и духа ушедшей эпохи горожане болезненно переживают снос здания, которое де-юре не считалось объектом наследия, но де-факто было того достойно.

Историк Евгений Бурденков провел немало времени, листая газеты вековой давности и других времен для того, чтобы увидеть истоки «Уктуса» глазами горожан разных лет. Представляем вашему вниманию интересные факты о аэропорте аэровокзала «Уктус» и гражданской авиации, собранные заведующим научно-информационным центром Музеем истории Екатеринбурга Евгением Бурденковым.

Екатеринбург познакомился с авиацией в 1911 году

В 1911 году на городском ипподроме состоялись показательные выступления авиатора Васильева, который на своем самолете «Блерио-XI бис» сделал несколько кругов над городом. В 1917 году создается Екатеринбургский аэроклуб. Его возглавил известный уральский метеоролог и физик Абельс, который с 1885 года был директором Екатеринбургской обсерватории. В 1917 году от имени аэроклуба военный летчик Муратов просит председателя Екатеринбургской городской думы о помощи в приискании поля для аэродрома и обращал внимание на участок между скотобойней и Уктусским трактом.

«Уральский рабочий», 8 июля 1923 года

Место, где построили аэропорт, горожане звали «Татарской еланью»

К такому решению пришли после долгих обсуждений.

«Новый аэродром будет расположен на так называемой „Татарской елани“. Эта местность находится за чертой города по направлению к Уктусу, в 1,5 верстах от теперешнего аэродрома. На подготовительные работы по оборудованию нового аэродрома УОДВФ отпущено 50 000 рублей», — писали в 1924 году в газете «Уральский рабочий».

Lufthansa отказалась аттестовать «Уктус» для воздушной линии Германия СССР Китай

В 1925 года была закончена постройка дома для комендатуры аэродрома и посадочной площадки. Но работы притормозили, потому что возник конфликт между Уралавиахимом и Горкомхозом.

Из-за прений аэродром не был готов, поэтому в 1926 году Lufthansa отказалась аттестовать его для воздушной линии Германия СССР Китай.

«Характерно, что состояние Свердловского аэродрома произвело на представительство обществ Люфт-Ганза, приезжавшего в Свердловск, такое впечатление, что Люфт-Ганза не решилось включить Свердловск в число остановочных пунктов западно-восточной авиалинии», — пишет «Уральский рабочий» в 1926.

Первое авиасообщение со Свердловском было почтовым

1 августа 1928 года возникает первое в истории нашего города регулярное, пока только почтовое, междугороднее авиационное сообщение. В этот день запускается воздушно-почтовая линии Москва Новосибирск через Свердловск.

Первые авиапассажиры полетели из аэропорта «Уктус» в августе 1931 года

«Лучшие ударники города принимают воздушное крещение. Они — первые авиапассажиры аэропорта. <...> Уже первые полеты позволяют сказать, что новый аэропорт построен на удачном месте. Абсолютно ровное место подъемов и посадки, широкая площадь поля, полное отсутствие гор и больших холмов вокруг аэродрома — все это делает новый аэропорт одним из лучших в Союзе», — сообщали в «Уральском рабочем» на следующий день.

 Почему не удалось спасти аэровокзал «Уктус» в Екатеринбурге: хроника событий 

Здесь приземлялся агитсамолет «Крокодил»

В 1935 году Уктусский аэропорт стал одной из точек зимнего арктического перелета летчиков Водопьянова и Линделя, в 1936 здесь же приземляется агитсамолет «Крокодил» под руководством товарища Берина.

Строительство аэровокзала Уктусского аэропорта завершено в 1937 году 

Тогда же началось строительство нового каменного здания аэровокзала по проекту архитектора Ткач.

«В основу архитектурного оформления положены четкие простые линии. Над центральными входами, обращенными к городу и летному полю, будут скульптурные крылья — летный знак. Центральную часть здания займут вестибюль и ресторан со столовой для летного состава. В первом этаже разместятся: управление связи, радио и метеорологическая служба, контора аэропорта, кабинет врача, приемная и пр. Во втором этаже — гостиница для пассажиров, кабинет начальника порта, комнаты отдыха пилотов, ванные, душевые. Вблизи ресторана будет гостиная и комната пассажиров, с видом на летное поле. Комнаты для ночевки пассажиров и пилотов — двухместные. Сейчас уже заложен фундамент и выложена половина стен первого этажа. Строительство должно быть закончено к XX годовщине Октябрьской революции», сказано в «Уральском рабочем» в выпуске от 24 апреля 1937.

Напомним, сегодня, 26 ноября, рано утром аэровокзал «Уктус» снесли. Общественники боролись за сохранение здания, поскольку были уверены, что оно достойно стать памятником архитектуры и войти в список объектов культурного наследия. Однако аэровокзал попадал в пятно стройки нового торгового центра с автовокзалом от владельцев «Пассажа» и «Гринвича» Игоря Заводовского и Константина Погребинского.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: ekb7.ru
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
18+