March 18, 2019, 06:38 AM

Мнение Дмитрия Моргулеса: власть, дураки и дороги

За последние дни случились два события, вроде бы совершенно никак не связанные, но, во-первых, выросшие из одной и той же темы, а во-вторых, имеющие большое значение для той борьбы за власть, что идет сейчас в Челябинской области. Первое событие — пятничная попытка следственных органов арестовать депутата Государственной думы Вадима Белоусова. Второе — сегодняшняя публикация очередной дозы компромата на губернатора Бориса Дубровского.

История с Вадимом Белоусовым — давняя и имеет отношение скорее не к нему самому, а к его давнему деловому и политическому партнеру, бывшему главе региона Михаилу Юревичу.

Белоусов — человек, бывший рядом с Юревичем с самого начала его бурного роста, сначала как предпринимателя, потом — как политика. По факту — совладелец и второй человек в обширной бизнес-империи, что построил за последние 25 лет бывший губернатор Южного Урала. Обладавший, помимо этого, и собственными экономическими интересами.

С 2011 года Белоусов — депутат Госдумы. Сначала, как водится, от «Единой России». Но в нынешнем созыве — уже от «Справедливой России», и не от Челябинской, а от Кировской области. Белоусову очень повезло — его партнер и шеф Михаил Юревич после отставки с поста губернатора в 2014 году и вовсе не был допущен к выборам в российский парламент и едва успел уехать сначала в Израиль, а затем в Лондон, где и проживает, будучи заочно арестованным российским судом по обвинениям в коррупционных преступлениях.

Дело, по которому проходит Белоусов (а заодно и его теща Маргарита Бутакова), — взятка в совершенно сумасшедшие три с лишним миллиарда рублей, возникшая в ходе «осваивания» строительства дорог в Челябинске и области. Лично для меня эта история обернулась весьма неожиданным образом. После того, как Юревича в мае 2017 года заочно арестовали, издание, которым я тогда руководил, опубликовало расследование, посвященное бизнесу экс-губернатора и Вадима Белоусова (оформленного, разумеется, на родственников). Публикация вызвала живой интерес следствия, которое произвело у меня выемку экземпляра газеты и распечаток досье на основных «фигурантов» из базы данных «Контур.Фокус». При этом тогда, судя по тем документам, что мне дали прочитать при выемке, ни о каком Вадиме Белоусове речь не шла — уголовное дело было возбуждено в отношении Михаила Юревича. Думаю, что и сейчас следствие интересует совсем не Белоусов.

Что же до сегодняшней публикации на одном из «сливных» сайтов новой дозы компромата на Дубровского, ничего удивительного в этом нет. Основа публикации — файл, довольно сильно похожий на копию 66-страничного заключения комиссии ФАС об обстоятельствах дела, возбужденного ведомством в отношении главы региона, министра дорожного хозяйства области Дмитрия Микулика и ОАО «Южуралмоста». Их подозревают в возможном сговоре при торгах на многомиллиардные подряды в дорожном строительстве. Файл с заключением ФАС несколько дней ходил через чаты в мессенджерах по политической тусовке и распространялся среди журналистов. Имеется он и у нас.

В этом документе — весьма пикантные подробности электронной переписки и сообщений в мессенджерах между господином Микуликом, его подчиненными и сотрудниками «Южуралмоста». Из нее следует, что чиновник и его сотрудники, мягко говоря, вели себя весьма опрометчиво и общались при организации торгов с представителями подрядчика куда более тесно, чем полагается в таких случаях. Совершенно при этом не заботясь хоть о какой-то конспирации.Более того — сам факт появления такой переписки в публичных материалах дела свидетельствует о том, что в отношении главы региона, министра областного правительства и сотрудников подрядной организации проведены мероприятия, которые вполне можно квалифицировать как масштабную оперативную разработку. Осуществляли которую с очень высокой санкции явно не сотрудники антимонопольной службы. И которая явно куда шире того, что попало в заключение ФАС.

Любопытно, что публикация документа прошла на сайте, который в медийных и политических кругах Челябинска принято аффилировать с... Михаилом Юревичем, и аккурат в день, когда комиссия ФАС должна продолжить рассмотрение этого примечательного дела.

Что же объединяет эти две истории? Одна и та же тематика, одна и та же логика и даже одни и те же партнеры у двух губернаторов.

Обе истории возникли вокруг «осваивания» подрядов в дорожно-строительной отрасли региона. Что вполне логично: именно строительство, обслуживание и ремонт дорог — самая крупная «не социальная» часть расходов бюджетов региона и муниципалитетов. Всего по области, с учетом разного рода федеральных средств, направляющихся по этой теме, за год набирается миллиардов 20 рублей. Распределение которых к тому же лежит в зоне ответственности региональных властей и властей крупнейших городов области.

И при Михаиле Юревиче, и при Борисе Дубровском основными подрядчиками дорожно-строительных работ выступили предприятия, входившие в группу «Автобан», — сначала «Южуралавтобан», потом «Южуралмост». Более того, и у Михаила Юревича, и у Бориса Дубровского, по сути, один и тот же контрагент в этих историях: почтенная семья Вильшенко, которая, мягко говоря, могла иметь и может иметь отношение к «дорожной» теме, а точнее — и к компании-генподрядчику, и к многочисленным субподрядчикам, через которые проходили деньги на строительство и ремонт дорог. Один из представителей этой славной, но такой непубличной семьи — Сергей Вильшенко — тоже с некоторых пор вроде бы проживает в Лондоне. Говорят, что не от хорошей жизни.

И, конечно, будет удивительно, если одни и те же люди на одной и той же теме вольно или невольно «завалят» двух подряд губернаторов Челябинской области. Да еще таких разных, как Михаил Юревич и Борис Дубровский. Уникальное достижение, чего уж там.

Фото:  gubernator74.ru, uralmost.com

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+