August 27, 2021, 10:52 AM
Сергей Беляев

Ни средств, ни призваний: почему в «духовной столице» Урала остановилось развитие старейшего монастыря (ФОТО, ВИДЕО)

В Верхотурье готовятся отметить юбилей одной из старейших обителей на Среднем Урале — Свято-Покровского женского монастыря. В дореволюционное время из-за особого статуса города религиозный комплекс был одним из центров притяжения паломников. В советское и постсоветское время Верхотурье превратилось в один из депрессивных районов Свердловской области. Да и паломнические маршруты сдвинулись к Екатеринбургу (в первую очередь из-за Царских дней). О том, как живет и восстанавливается старейший монастырь области в новых реалиях, - в репортаже ЕАН.

История Покровского монастыря за 400 лет его существования дважды прерывалась. Обитель была основана в 1621 году. Первая группа монахинь была небольшой, но, по словам благочинной обители Евникии (Кудрявцевой), они были сильны духом. Первый построенный здесь деревянный храм горел пять раз.

Потом уже на средства основателя Богословских заводов Максима Походяшина к 1753 году была построена каменная церковь Покрова Богородицы. А к 1768 году на средства мецената возвели храм Рождества Иоанна Предтечи. Однако к 1782 году монастырь был упразднен на фоне общего падения уровня религиозности вследствие петровских реформ.

Однако к середине XIX века в упраздненную обитель вернулись монахини, но официально монастырь продолжил свою историю с 1896 года. Поскольку упомянутые церкви давно уже были приходскими, к 1902 году построили Ново-Покровскую церковь. Пика своего развития монастырь достиг к 1913 году. На территории комплекса работали 14 мастерских, было развито собственное подсобное хозяйство. Также был организован детский приют для девочек-сирот.



Самым известным эпизодом в истории монастыря стал приезд в 1914 году великой княгини Елизаветы Федоровны (в июле 1918 году ее убьют под Алапаевском вместе с другими представителями рода Романовых).

На процветание обители в дореволюционное время влияло несколько факторов. Во-первых, до XIX века через Верхотурье проходили торговые пути из Сибири. К тому же в городе и его окрестностях было развито заводское дело. В XIX веке экономика Верхотурья ослабла, однако к тому времени именно туда пролегали паломнические маршруты к мощам Симеона Верхотурского (одного из самых популярных святых Урала и Сибири).

В советское время история Покровского монастыря оборвалась в 1926 году. Комплекс отдали под детский дом, а 70 монахинь впоследствии сослали в Казахстан и Сибирь. Екатеринбургской епархии монастырь отдали только в 1991 году. При этом в состав обители вошли все три церкви, построенные с момента его основания. Однако за последние 30 лет руководству обители удалось восстановить только одну Ново-Покровскую церковь и корпуса на территории комплекса. 


Ново-Покровская церковь

«Эти два храма являются памятником федерального значения. Они нуждаются в реставрации. Это колоссальные средства, поскольку для восстановления памятника федерального значения нужен проект, нужна госэкспертиза. Мы подсчитали, что только на реставрацию Иоанно-Предтеченского храма нужно 500 млн рублей. В 2011 году даже был разработан проект, но он не был подтвержден госохраной и госэкспертизой», — сказала благочинная храма Евникия (Кудрявцева).Притом упомянутый храм в целом находится в удовлетворительном состоянии, в нем сохранились даже некоторые фрески. Хотя и в советскую эпоху, и в настоящее время местные жители растаскивали церковь на кирпичи и лом. От Старо-Покровского храма осталась только коробка.


Старо-Покровская церковь

Есть еще одна сложность: оба здания находятся за стенами монастыря. Все, что смогли на сегодня сделать монахини, - законсервировать памятники: окна и двери церквей были забиты досками, чтобы там не собирались представители маргинального сообщества Верхотурья. Местные власти в свою очередь помогли с расчисткой территории у заброшенных церквей от деревьев, чтобы было легче присматривать за зданиями.


Иоанно-Предтеченская церковь

На полноценную реставрацию двух церквей у монастыря нет денег. И, по всей видимости, где искать источники финансирования, руководство обители пока не знает.

По примеру дореволюционного периода в монастыре возродили также подсобное хозяйство: скотный двор, на котором кроме привычных для уральской глубинки животных поселили альпака (с них монахини получают шерсть). Также имеется тепличное хозяйство и своя сыроварня. Впрочем, до масштабов 1913 года монастырю далеко. Не говоря уже о сравнении его с Ново-Тихвинским женским монастырем или Среднеуральской обителью в эпоху бывшего схиигумена Сергия (Николая Романова).

 Что происходит в Среднеуральском женском монастыре (ФОТО, ВИДЕО) Да и в численности старейший монастырь Урала уступает. По словам настоятельницы игуменьи Магдалины (Сулеменевой), в комплексе проживают 32 насельницы. Из них — шесть послушниц (которые готовятся к принятию монашеских обетов). И желающих уходить в монастырь, по оценке игуменьи, все меньше.

«Раньше, лет 30 назад, в монастыри шло больше людей, желающих посвятить жизнь Богу. В то время мы не были избалованы: у нас не было ни телефонов, ни компьютеров. Человек жил больше своей жизнью. Сейчас человек больше зависает в этих гаджетах. Теряется», — считает игуменья Магдалина.

Для сравнения, до раскола в Среднеуральском женском монастыре жило более 500 насельниц (включая послушниц).



 Крестный ход, которого не было: как в Екатеринбурге прошло запрещенное шествие на Царские дни (ВИДЕО)По сути в настоящее время ждать помощи для дальнейшего восстановления монастыря его руководству пока неоткуда. Областной проект продвижения Верхотурья как «духовной столицы» Урала заглох после ухода с поста губернатора Александра Мишарина. Текущие отношения светских властей с Екатеринбургской епархией пока остаются натянутыми после серии конфликтов из-за ковидных ограничений. Впрочем, сестры монастыря говорят, что этот фактор их не волнует. Монахиня Евникия отмечает, что насельницы обители стараются держаться как можно дальше от политики.

Потоки паломников в большей степени приманивает Екатеринбург, где расстреляли Николая II с членами его семьи. Крупный бизнес и потенциальные благотворители в большей степени поддерживают церкви в ареале своего обитания.

Впрочем, есть еще один вариант — появление харизматичного лидера (монахини или священнослужителя), который привлечет внимание и власти, и бизнеса, и паломников. Однако таковых в Екатеринбургской митрополии мало. А те, кто могут привлечь средства на развитие комплекса, уже заняты в других проектах. 

Но, несмотря на свое скромное положение, насельницы Свято-Покровского монастыря рассчитывают отпраздновать с полагающимся масштабом юбилей основания обители. Торжества по этому случаю запланированы на 4-5 сентября. Ожидается, что в монастыре службу проведут пять архиереев под руководством митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения (Кульберга).

Также 5 сентября в монастыре пройдет праздничный концерт и презентация музейной экспозиции «Святая обитель: 400 лет Верхотурскому Свято-Покровскому женскому монастырю».

 Храм-на-Крови: «духовный» символ столицы Урала 

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: ЕАН
Комментировать