September 11, 2020, 10:10 AM
Сергей Беляев

Победитель получает монастырь. Мнение Сергея Беляева

Накануне церковный суд Екатеринбургской епархии отлучил от Церкви схимонаха Сергия (Романова), ранее лишенного священнического сана. У мятежного схимника есть примерно три недели, чтобы избежать «отсечения» от церковной общины. Однако мало кто верит, что бывший священнослужитель вдруг одумается и придет к руководству епархии с покаянием. Промежуточные итоги подводит религиозный обозреватель ЕАН Сергей Беляев.

Политика погубила схимонаха Сергия

После минувшего церковного суда над опальным клириком ситуация стала полностью непредсказуемой. С момента извержения схимонаха Сергия из сана и до конца прошлой недели казалось, что Екатеринбургская епархия будет придерживаться одной тактики — ничего не делать и ждать, пока сторонники схимника сами разбегутся, и он добровольно оставит Среднеуральский женский монастырь.

По крайней мере такой стратегии РПЦ всегда придерживалась в противостоянии с раскольниками.

Даже в самом громком церковном скандале XXI века, когда против патриарха Алексия II взбунтовался епископ Диомид (Дзюбан)Бывший епископ Диомид (Дзюбан) С 2000 по 2008 год возглавлял Анадырско-Чукотскую епархию. Получил известность в 2007 году, когда вместе с тремя священниками публично выступил с критикой в адрес руководства РПЦ. В частности, епископ обвинил иерархов Русской православной церкви в отступлении от канонов, поддержке глобализации и экуменизме. Отдельно Диомид раскритиковал решение патриарха Алексия II не препятствовать присвоению ИНН храмам и монастырям. В 2008 году епископ проклял иерархов РПЦ и отказался поминать патриарха на богослужении. В июне того же года Диомид извергнут из сана по решению Архиерейского собора. Конфликт между экс-главой Анадырско-Чукотской епархии и патриархатом вызвал широкий общественный резонанс. Сторонники Диомида устраивали регулярные акции протеста во время заседаний Архиерейского собора. Лишившись сана, бывший епископ создал «Святейший правительствующий синод». Где сейчас обитает Диомид Дзюбан, доподлинно неизвестно., конфликт ограничился только извержением архиерея из сана. Но он остался членом РПЦ, хотя по факту и отпал от нее. Лишенный в 2019 году сана протоиерей Владимир Головин по-прежнему собирает у себя в Татарстане поклонников, но руководство епархии его не замечает. Ни Головину, ни его сторонникам отлучение не грозит, и речи об этом не идет.

Но если посмотреть на известные истории с отлучениями и преданиями анафеме, можно увидеть некоторую закономерность: как только конфликт приобретал ярко политическую окраску, власти РПЦ применяли самую жесткую кару, предусмотренную каноническим правом. К примеру, создание УПЦ Киевского патриархата бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко) было использовано в рамках националистических идей на Украине.

Преданный анафеме протоиерей Глеб Якунин в 90-е годы был не только известным религиозным, но и политическим деятелем. Политическую окраску носило также создание неканонической Латвийской православной автономной церкви экс-архимандритом Виктором (Контузоровым).

Публичные выступления схимонаха Сергия (Романова) с конца апреля имели политическую повестку. И чем дальше обострялся конфликт, тем резче были высказывания схимника в адрес существующего государственного строя. Здесь следует также отметить, что согласно правилам публичной проповеди священнослужителям РПЦ в принципе запрещено делать политические заявления во время богослужений. Какие-либо политологические версии о том, что кто-то извне мог повлиять на решение об отлучении, следует оставить политологам.

 Пока без анафемы: как Екатеринбургская епархия будет отлучать скандального схимонаха Сергия 

Еще одна закономерность: Сергий (Романов) и его сторонники старались привлечь к себе слишком много внимания. Церковь в принципе является одним из самых закрытых общественных институтов и, когда, как говорится, «сор выметают из избы», этого не прощает. Как показывает практика, как только бунтовщик замолкает или хотя бы исчезает из медийного поля, РПЦ останавливает введение санкций. К слову, косвенно эту закономерность подтвердили и в церковном суде Екатеринбургской епархии. Ведь основанием для дела Сергия стали его «публичные высказывания». И поскольку среднеуральский схимник продолжал проповедовать через YouTube — отлучение его от Церкви стало логическим финалом.

 Схимонах Сергий собрал в свидетели церковных скандалистов. Кто эти люди? «Когда нужно кого-то стереть в порошок»

Инцидент со схимонахом Сергием уже можно считать прецедентом и для Екатеринбургской епархии (за последние 30 лет), и для всей РПЦ в постсоветское время. Православные монастыри и приходы и прежде бунтовали, но не выходили из-под контроля на столь продолжительный срок.

Примечательны несколько моментов. Автору этих строк неоднократно приходилось видеть конфликты между священнослужителями и руководством РПЦ. Порой это противостояние походило на истребление иерархом оппозиции. Как-то мой знакомый клирик, перешедший под юрисдикцию другой церкви, высказался, что «про каноны в РПЦ вспоминают только тогда, когда нужно кого-то стереть в порошок». В эти моменты начинают вспоминать все Вселенские и поместные соборы, дабы применить как можно больший арсенал «казней».

Порой к священнику за одно нарушение канонов применяли одновременно несколько санкций (хотя по канону полагается не более одного наказания за нарушение). Провинившегося могли одновременно лишить права носить крест, снять с него рясу и отправить в ссылку. Иногда это делалось во внесудебном порядке.

В случае со схимонахом Сергием (Романовым) было не похоже, что епархия хотела «стереть его в порошок». Более того, судя по медийным высказываниям представителей РПЦ, это был самый милосердный процесс в истории церковных судов епархии. Впрочем, вероятно, это объясняется высоким вниманием СМИ к делу Сергия и шумихой, которую поддерживали его сторонники.

Вопросы к процессу

Согласно решению суда, схимонаха Сергия (Романова) отлучили за то, что он продолжал проводить богослужения, не имея сана.

«Трижды мы приглашали его на заседания суда для выяснения обстоятельств в духе братского общения. Была надежда и желание, что, может быть, схимонах Сергий придет и объяснит свое отношение, изменится и покается. Но то, что он продолжил говорить в сети Интернет — и на праздник Успения Божией Матери, и накануне сегодняшнего заседания, — этими действиями и словами он лишь усугубил свое бедственное положение как церковный человек. Поэтому сегодня принято решение отправить на утверждение правящему архиерею представление об отлучении схимонаха Сергия (Романова) от Церкви», — пояснил председатель церковного суда Екатеринбургской епархии митрофорный протоиерей Николай Малета.

Любопытно, что мятежному схимнику так и не предъявили обвинение в «создании сообщества, противопоставившего себя Церкви». Хотя близкий к Московскому патриархату религиовед, профессор МГЛУ Роман Силантьев напрямую обвинил отца Сергия в создании секты. В Екатеринбургской епархии на разных уровнях также признавали, что в Церкви по факту произошел раскол.

Вдобавок к этому митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл отлучил Романова от церковных таинств. Глава отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Максим Миняйло не исключил, что всех сторонников Сергия в перспективе могут отлучить от РПЦ. Но де юре наличие «сообщества, противопоставившего себя Церкви» епархия не признала.

Сам же протоиерей Николай Малета пояснил ЕАН, что предметом судебного разбирательства являются только публичные выступления схимонаха Сергия.

«Есть его действия, есть его высказывания. На основании этого и ведется суд», — сказал председатель церковного суда.

Политические последствия

В перспективе, если схимник и его последователи продолжат прежнюю активность, конфликт действительно может закончиться массовым отлучением неопределенного количества православных (точная численность сторонников Сергия не поддается учету).

 Отцы и дети. Чего добивается паства Сергия от Екатеринбургской епархии?Но в отличие от подобных группировок, сообщество схимонаха отметилось большим количеством вип-персон и крупных меценатов (о последних можно судить по размаху строительства на территории Среднеуральского монастыря). Еще до открытого противостояния в числе духовных чад тогда еще схиигумена значились депутаты Госдумы Наталья Поклонская (рассорилась с Сергием еще в 2019 году) и Сергей Чепиков, вице-губернатор Свердловской области Сергей Бидонько, хоккеист Павел Дацюк, бард Александр Новиков, актер шоу «Уральские пельмени» Дмитрий Соколов и другие.

Еще на стадии процесса по лишению сана схиигумена в его защиту открыто выступали Дацюк и Соколов. Сергей Чепиков еще в начале июля 2020 года ездил в Среднеуральский монастырь. Но после принятия решения об извержении из сана Сергия в числе его активных сторонников остался только Дмитрий Соколов. Остальные вип-персоны просто исчезли.

Хотя отлучение мятежного схимника, по словам членов церковного суда, проводится для его собственного вразумления, нельзя исключать, что процесс будет носить иные последствия.

Для ряда политиков участие в некоторых богослужениях (на Пасху и Рождество) отождествляется с обязательным присутствием на государственных церемониях. Достаточно вспомнить регулярные сводки о присутствии президента Владимира Путина, других первых лиц государства и глав регионов (в том числе свердловского губернатора Евгения Куйвашева) на пасхальных службах.

 «Обряд вразумления»: к последователям схимонаха Сергия вышел митрополит Кирилл 

Соответственно, отлучение от Церкви отсечет политиков от участия в церемониях, где регулярно появляется глава государства или губернатор. Этот же принцип должен подействовать на спонсоров схимонаха Сергия, которые вносили свою лепту в укрепление православия как части «духовных скреп». И для политиков, и для меценатов отлучение Романова должно стать сигналом.

Промежуточные итоги

По итогам второго процесса по делу Сергия чувствуется общая усталость по обе стороны баррикад. Большая часть священнослужителей в приватных разговорах неохотно говорят об опальном монахе. Многие из них признаются, что устали от этой темы.

Выдыхается и сам мятежный схимник, судя по его недавним проповедям. В конце августа он признался, что не смог собрать боевой отряд для защиты Среднеуральского монастыря.

 «Православное воинство, офицеры, солдаты армии и флота, когда я звал вас на защиту монастыря, где же вы? Пришла Матерь Божия. Конец вам», — сказал схимонах, признав, что ресурсов сопротивляться у него немного.

С учетом этих настроений противостояние между епархией и Сергием может перейти в борьбу на истощение, где победитель изначально уже определен — у РПЦ объективно больше возможностей, чтобы просто ждать добровольной сдачи монастыря.

«Каких-то новых действий, отличных от тех, что мы совершали, предпринято не будет. Процесс сам собой совершится, как и когда — не знаем. Исходя из опыта Церкви, в любом случае будет так: монастырь, который построен на пожертвования народа, останется в РПЦ», — заявил накануне после суда протоиерей Максим Меняйло.

В принципе теперь епархия может просто дождаться смерти схимонаха Сергия, которая повлечет распад его общины на маленькие маргинальные группы. Ничего другого пока ей не остается, ведь отлучение никак не влияет на гражданско-правовые отношения РПЦ и раскольников. Единственное, что ускориться уход Сергия из монастыря может, если угроза отлучения сторонников отвернет от него спонсоров.

Источник фото: ЕАН
Комментировать