June 26, 2019, 11:25 AM

Локомотивы Иннопрома. Путешествие в уральское Сколково

Урал и вся Россия готовятся к проведению международной промышленной выставки Иннопром. Центр инноваций региона - Технопарк высоких технологий Свердловской области - готовится представить свои проекты и проекты резидентов гостям форума.

Корреспондент ЕАН побывал в сердце нашей интеллектуальной промышленности и узнал, какие секреты заготовлены в шкатулке уральских инноваций для гостей Иннопрома.

«Посмотреть и пощупать»

Весь маркетинг промышленности региона уже третью сотню лет развивается под клеймом «Сделано на Урале». Ведь слова лишь отвлекают от работы. А работы, как всегда, - невпроворот.

Учреждение в Екатеринбурге колоссальной промышленной выставки вывело уральский маркетинг на новый уровень. Не хотите говорить? Бог с вами, показывайте!

Но даже монструозных пространств «Иннопрома» едва хватило бы на то, чтобы вместить четвертую часть достойных резидентов екатеринбургского «Технопарка». И удивляться тут нечему. На протяжении нескольких лет «Технопарк» привлекает к себе интеллектуальные стартапы со всего Урала.

 «Не знаю, что и делать. Нам пришлось отдать в аренду даже технические помещения. А в бывшем зале коворкинга разместилось патентное бюро! Загруженность - стопроцентная. На данный момент нам не хватает 11 тыс. кв. м. Есть запросы, а мы не можем их удовлетворить. Да вы посмотрите на парковку», - встречает меня первый заместитель генерального директора технопарка Сергей Демаков. 

Коридоры при этом подозрительно пусты. Глазу не хватает снующих толп бездельничающих менеджеров и секретарей, перекладывающих тонны макулатуры с одного стола на другой.

 Но Демаков не лукавит. Работа кипит, и за каждой из многочисленных дверей — магия. Другой мир, с трудом понятный для непосвященного.

Свободные от белых воротничков инженеры кружат вокруг где-то небольших, а где-то - вполне габаритных, завораживающих устройств, пока их коллеги деловито выписывают формулы на белоснежных досках.

«Зашить» это волшебство в блеклый информационный буклет и разместить пару устройств на пластиковых стендах «для демонстрации», - было бы кощунством. Оставить плоды кропотливого интеллектуального труда в секрете, скрыв их от всего мира, - настоящим преступлением.

Проблему решили радикально.

— Мы поменяли формат. Раньше «Технопарк» размещался где-то в сторонке, на небольшом стендике. Приходилось говорить общие фразы и вручать буклетик, — объясняет Демаков, — совсем другое дело — привезти людей сюда. Дать им посмотреть и пощупать.

— Нет опасений, что желающих приехать не найдется?

— Интерес уже проявили несколько стран. Буквально вчера мы беседовали с представителями Австрии. Вкупе с Китаем и Германией — это уже железный пул гостей. Конечно, это не считая Москву и всю остальную Россию, ведь с этого года мы активно наращиваем деятельность за пределами региона. Поверьте, желающих много.

— А сами резиденты?

— У нас есть внушительный список из резидентов, которые уже «выстрелили» на самых разных уровнях. Одинаковых, конечно, нет. Разные масштабы, разные отрасли. Но признаться, мы даже не ожидали, что столько резидентов захотят презентовать себя. Это очень радует.

Последнюю фразу Демаков подчеркнул особо. Первый зам не скрывает: многие из местных обитателей неохотно показывают свои разработки.

 Кто-то опасается плагиата, кто-то - откровенно скромничает. Во многом за этим они и приезжают сюда. Солидную часть работы по продвижению охотно берет на себя «Технопарк».

Тяжело переоценить и царящую вокруг комплекса, драгоценную для городского жителя тишину. «Технопарк» скрылся от любопытных глаз среди березовых и сосновых крон, а прилегающая территория окутана запахом свежей травы. Трудно поверить, но город — в семи минутах спокойной езды.

В ответ на это природное великолепие «Технопарк» разместил на одном из газонов металлический символ человеческого гения — самолет.

КБ «Аэростарт»

Компактный самолет-амфибия. Шестиместный. Несет на себе до 650 кг. полезной нагрузки. Подлежит переоборудованию под спасательное судно. Разработка российская, но с самолетами наши конструкторы всегда были на «ты». Кого сейчас этим удивишь?

— Совместно с уральской вертолетной компанией мы ведем работу по превращению этого самолета в трансформер — рассказывает Евгений Букреев — Добавим беспилотный вариант. Эта мировая тенденция — перспективное направление.

Без пилота в кабине эта «птичка» сумеет доставить груз в самые отдаленные, полярные регионы. При этом самостоятельно сядет на лед, воду, или снег. Иной раз рисковать людьми нет смысла (привет нашумевшему сериалу «Чернобыль»), а техника — есть техника.

— Почему вы бросили его здесь?

— Вместо того, чтобы борт стоял где-то на складе, мы решили использовать его как средство привлечения внимания к «Технопарку». Но стоять ему недолго. Мы заканчиваем разработку пилотажно-навигационного комплекса и бортового радиоэлектронного оборудования. Скоро начнем монтаж и борт нам уже потребуется.

— Хорошо, а почему именно этот борт?

— Наши конструкторы принимали участие в его разработке. Соответственно, при нас вся документация, и мы можем вносить любые изменения, не согласовывая их с разработчиком.

— Эта перспективная разработка не ляжет в чулан сразу после презентации? — пытаюсь подловить разработчика.

Евгений Букреев даже бровью не ведет.

— По моему, работа ради работы уже давно перестала существовать. Естественно, мы видим рыночные перспективы. Самолетов такой размерности у нас никогда особо и не производилось, советская и российская промышленность были настроены на более крупную авиацию. Но вопросы по снабжению и мониторингу отдаленных территорий, которые мы решаем, всегда будут актуальны.

Другого ответа ожидать не приходилось. «Аэростарт» — старожил рынка, и презентовать свои продукты им не впервой.

Мне повезло, Евгений Букреев подвел меня к еще одной, уже доработанной разработке бюро. Точнее, к ее макету. Образец на днях вернулся из Москвы и разместился на втором этаже «Технопарка».

 — Беспилотная авиационная система «Юпитер». Масса - 150 кг., полезная нагрузка - до 50 кг. Находится в воздухе до 10 часов, скорость достигает 150 км/ч. С его помощью можно «покрыть» всю территорию Свердловской области. Незаменимая вещь с точки зрения охраны лесов, ледовой обстановки, мониторинга общей ситуации.

Устройство управляется с земли при помощи пульта. Что-то похожее месяц назад военные привезли из Сирии в качестве трофеев. Боевики использовали израильские высокопланы для точечной доставки небезопасных «подарков» (к счастью, в арсенале КБ «Аэростарт» припасено специальное устройство на такие случаи).

— Ледовая обстановка — это занятно. Но как насчет интереса со стороны силовых ведомств?

— Скажем так, специальные службы это заинтересовало. В частности тех, кто стережет границу. ФСБ с нетерпением ждет нас на выставке в Йошкар-Оле. У армии все упирается в тактику использования. Несколько лет назад мы отправили им так называемую «карточку». Сейчас она в институте, где по этой «карточке» и занимаются разработкой тактики использования БПЛА (беспилотный летательный аппарат - прим.ЕАН).

Евгений Букреев добавил, что на высокоплан без проблем устанавливаются барражирующие боеприпасы - недорогая альтернатива управляемым ракетам («Корнет», Javelin). Подобные системы используются в случаях, когда поддержка с воздуха опасна для авиации, а поблизости нет дружественной артиллерии. Таким образом, «Юпитер» имеет все перспективы использования в качестве высокоточного, ударного средства.

— В чем преимущество расположения в «Технопарке», когда у вас за плечами ощутимый конструкторский и, главное, рыночный опыт?

 Наверняка, у вас сразу сложилось положительное ощущение от самого места. Даже при первом посещении понятно, работать надо именно здесь. Кроме того, очень важно, что здесь собралось большое количество прогрессивных людей и компаний. В любой момент мы можем воспользоваться возможностями коллег по различным видам инновационного применения техники и технологий, ведь за все сразу - не схватишься.

Наконец, «Технопарк» всячески поддерживает нас и с точки зрения пиара, и с точки зрения доступа к выставочным площадкам. Сюда приезжает много людей, начиная от представителей «оборонки» и заканчивая иностранными гостями. Возможность работать именно здесь — большая удача.

Помимо этого, в проектном офисе КБ «Аэростарт» ведутся работы над беспилотным комплексом для регулярного патрулирования «Юла», а также специальной системой подавления «Заслон-Р». Последняя похожа на футуристичное ружье, при помощи которого можно спустить на землю беспилотник любого типа. Система не имеет аналогов, потому именно «Заслон-Р» был презентован президенту Путину во время Иннопром - 2017.

Шапочное знакомство со всеми разработками КБ может затянуться на долгие часы. К счастью, у потенциальных покупателей всегда есть возможность для детальной беседы с конструкторами в стенах «Технопарка».

Компания «Агротехфарм»

С небес — напрямую к земле. Ночью освещение в «Технопарке» не гасят во многих помещениях, однако ярче всего свет бьет из под одной из дверей на нижнем этаже комплекса. Освещение имитирует солнечное. Тяжелый запах сочной, плодородной почвы и талой воды подсказывает — внутри что-то растет.

«Что-то» оказывается вьющимися кустами клубники, соседствующими с листьями свежей рукколы и томатными стеблями. Горшочки со съедобным содержимым равномерно закреплены на высоких вертикальных балках. Каждый листок в нужное время получает свою порцию воды и теплого лампового света.

— Чудо какое-то...

— Это наша вертикальная ферма. Мы разрабатываем оборудование для промышленного, круглогодичного выращивания в закрытых помещениях, — знакомит нас с фермой соучредитель компании Александр Басов.

Рецепторы не обманули: в воздухе действительно стоит запах почвы, однако сама земля в выращивании не применяется. Питательные вещества к корням растений поступают в виде аэрозоля. Освещение в режимах закат/рассвет подстраивается под цикл роста растений. Кроме того, в самом помещении настроен микроклимат: поддерживается температура и необходимая влажность.

— Вырастить можно что-угодно?

— Клубнику, салаты, томаты, огурцы, различные травы. Перцы! — отчего-то с восторгом добавляет Александр.

— Разве всем этим саженцам не нужны индивидуальные условия?

— Вообще, да. Под каждый тип культуры можно подстроить уникальные условия. Но даже на «универсальном» режиме растет все. Собственно, на «универсальность» мы и делаем ставку. Свет программно подстраивается под любые культуры. При посадке достаточно нажать одну кнопку.

— Программное обеспечение - ваше? — спрашиваю я, даже не рассчитывая получить утвердительный ответ.

— Наше. Мы создаем уникальный, но в то же время универсальный продукт.

— Насколько это перспективно с рыночной точки зрения?

— С помощью вертикальной фермы вы можете получать урожай круглогодично. Окупаемость промышленного производства — примерно два-три года. Начать можно с одной единицы, ярусность достигает десяти метров. Стоимость установки начинается от 600 тысяч рублей.

По словам Александра, «Агротехфарм» постоянно находится в стадии переговоров с потенциальными клиентами. Заинтересованы как небольшие фирмы, вроде гостиничных комплексов, которые хотели бы обеспечить продуктами свою кухню, так и промышленные гиганты, - им интересны оптовые поставки.

 Очень много зарубежных компаний выходит на связь. Эмираты, Бахрейн, другие восточные государства. У них нет возможности что-то выращивать на земле, поэтому такие фермы - их единственная возможность получать свежие продукты.

Почти все комплектующие этого агро-производства — российские. Лишь диоды приходится закупать в Германии. Замечу, на дефицит осветительного оборудования российского производства («Да его просто нет!») жаловались и в крупных свердловских агрохолдингах.

— Почему именно «Технопарк»?

— Ну, например, потому что вы сейчас здесь. Любые мероприятия, которые здесь проходят, - это отличная возможность пригласить гостей и сделать из них партнеров. Кроме того, только здесь под рукой имеются станки, которыми мы можем в любой момент воспользоваться.

 Плюс арендная плата, которая включает в себя и интернет, и воду, и свет, - более чем демократична. Когда предприятие находится в начале пути и не приносит прибыли, такая поддержка необходима как воздух.Так среди полупромышленного коворкингового комплекса инженеры ежедневно выращивают куст салата. К Иннопрому на кустиках клубники родятся первые ягоды.

НПФ «Темп»

В небольшом помещении, где расположился офис свердловской компании «Темп», нет ни ярких ламп, ни развороченных устройств, ни даже грифельной доски для презентаций. Лишь пара столов, обычный компьютер и стена, увешанная благодарственными и наградными письмами.

Наверное, самый «скромный» из резидентов «Технопарка», при всем уважении к их коллегам, заслуживает самых лестных эпитетов. Разработки «Темпа» восстанавливают здоровье и спасают жизнь.

Генеральный директор НПФ «Темп» Айрат Юсупов — скромный мужчина с тихим голосом. При нашем появлении он смутился. Надеялся, что будут только фотографировать. Наверное, только поручительство Сергея Демакова позволило нам побольше узнать об уникальной разработке уральских инженеров — Титановом Шелке.

— Это медицинское изделие состоит из тончайших титановых нитей. Изначально мы планировали использовать его только в брюшной хирургии, но, после появления на рынке, его начали применять и в травматологии, и в стоматологии, и в гинекологии, и в иных видах хирургии — рассказал Юсупов.

Титановая сетка уже доказала свою эффективность при хирургических вмешательствах. Ее структура является чем-то вроде основы для наращивания человеческих тканей. Используется, в частности, при хирургическом лечении грыж, расщелин челюстно-лицевой области, лечении травм ахиллова сухожилия, в протезировании.

— Сегодняшний аналог — это синтетические материалы: пластик и полипропилен. Со временем любой синтетический материал разрушается. Организм человека не воспринимает его, начинает отторгать. Титан внутри человека не разрушается, и организм не воспринимает его как инородное тело. Отторжения нет.

— Наверное, операцию с использованием подобных материалов не каждый может себе позволить?

— Мы дороже российских синтетических аналогов примерно в 10 раз. С импортной синтетикой мы примерно в одной ценовой категории. Понимаете, да: наш титан, а их пластик.

Как ни странно, в конечном итоге использование титана обходится пациенту гораздо дешевле. Живой пример: тело одного из пациентов трижды отторгало сетчатые полипропиленовые сетки на грыжу. Использовались лучшие медикаменты, труд квалифицированных врачей, — не помогало ничего. Рана не заживала.

Проблему решила титановая сетка. Сетка резерва, как называют ее сейчас доктора. Вряд ли пациент выдержал бы еще одну операцию. Технология спасла жизнь.

Сейчас использовать металл в государственных клиниках разрешено только в лечении пациентов старше 18 лет. Однако частный «Многопрофильный клинический медицинский центр «Бонум» начал проводить операции с использованием материала при лечении маленьких пациентов. Отзывы специалистов - восторженные.

Разработчики технологии чувствуют себя в «Технопарке» родными. Руководство солидарно: «Темп» - один из негласных «локомотивов» комплекса. Пример, которым можно гордиться.

«Это инновационный центр Урала. Здесь для нас созданы все условия. Переговорные пункты, многочисленные выставки, залы, главное - постоянный поток интересных гостей. Для таких бизнес-проектов лучше места нет», - объясняет Юсупов.

НПП «Структурная Диагностика»

Богатства нашего края огненными реками текут сквозь желоба металлургических печей. Это знает каждый уралец. И цену металлу на Урале знают лучше, чем где бы то ни было еще. Но определить сходу, что именно скрывает в себе то или иное металлическое изделие - задача, наверное, непосильная и для самого умудренного металлурга.

Забавная металлическая коробка - ЛИС-01 - скромно расположившаяся на одном из столов в офисе НПП «Структурная Диагностика» решает эту задачу с поразительной легкостью.

«Эта «забавная коробка» определяет состав металла за одну секунду», - уверяет меня директор НПП Илья Карькин.

На моем пальце — кольцо. Подарок. Бог знает, из чего его закрутили. Упустить возможность было нельзя.

Карькин уверенно подносит изделие к носику устройства. Прибор думает примерно с полсекунды. Результат — на экране. Специально для меня его распечатывают на принтере. Попросил на память. Мелочь, а приятно.

— И во сколько мне обойдется такая коробка?

— Примерно миллион рублей. В подобном ценовом сегменте, с той же стоимостью и, главное, тем же качеством приборов нет. Аналоги стоят в два-три раза дороже, а характеристики у них заметно хуже.

— За счет чего удалось сбросить цену?

— Большая часть комплектующих — российские, как и сборка. За счет цены, а также потребительских характеристик (устройство разработано из самых современных электронных и программных компонентов) мы довольно быстро завоевываем рынок. В России его объем — порядка нескольких миллиардов рублей в год.

— Российские комплектующие и сборка. Для некоторых это настоящая антиреклама.

— Люди и правда не всегда доверяют российскому качеству. Находятся даже те, кто готов переплатить те самые 2-3 раза, лишь бы не иметь дела с российской сборкой. Это неприятный тренд. Но мы переламываем его. Вот уже полтора года наш ЛИС на рынке, и каждый клиент может порекомендовать его своему партнеру.

— Заходить на рынок было тяжело?

— Очень помог Технопарк. За счет его репутации мы и сумели найти себе первых клиентов. Но, боюсь, от надписей на русском языке нам все же придется отказаться при выходе на европейский рынок. На первое время. Иначе барьер будет просто не пройти.

Возможности «Технопарка» расширяются с каждым годом. Сейчас руководство планирует вывести проект и ее резидентов на всероссийское обозрение. Впереди Иннопром, выставки в Москве и других городах страны.

 «Интересные вещи, правда? Проблема лишь в том, что о них очень мало знают. И их можно и нужно продвигать. Потенциал — колоссальный», - подытоживает экскурсию Сергей Демаков.

Уральские инноваторы ждут своего часа. Иннопром — лишь промежуточный пункт на долгом пути. Но нам ли не знать, что имя и честь клейма «Сделано на Урале» стоят любых вложений. И любых усилий.

 3D-технологии, беспилотники и титановый шелк: технопарк «Университетский» строит инновационный городок Григорий Лейба

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+