June 18, 2020, 8:22 AM
Сергей Беляев

У епархии меньше месяца на погашение конфликта с Сергием. Мнение Сергея Беляева

На этой неделе конфликт между Екатеринбургской епархией и схиигуменом Сергием Романовым дошел до критической точки, вылившись в физическое противостояние. Прежде стороны обменивались мнениями в виртуальном пространстве. Схиигумен еженедельно записывался в новых роликах, епархия изредка выпускала очередное коммюнике.

Как писал ЕАН, церковные структуры готовились к провокациям в виде небольших акций. Достаточно вспомнить, как в 2019 году последователи уже бывшего священника Владимира Головина в Татарстане напали на епископа. Но, по всей видимости, Екатеринбургская епархия не была готова, что из-под контроля выйдет целый монастырь. Пересказывать в очередной раз эти события излишне. Интереснее появление в этой истории новых акторов.

 Схиигумен Сергий объяснил причины мятежа против Екатеринбургской епархии (ВИДЕО) 

Политик против старца

Накануне схиигумен Сергий Романов, объясняя причины перевода монастыря под свой контроль, упомянул схиархимандрита Авраама (Рейдмана) (духовник Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге и член Епархиальной комиссии по канонизации).

«Когда моих чад, монахинь, послушниц, которых Божьей милостью собирал 18 лет, захотели отдать схиархимандирту Авраамию — духовнику Ново-Тихвинского монастыря, у которого в друзьях сектовед (Александр) Дворкин, диакон (Андрей) Кураев (их он неоднократно приглашал в Екатеринбургскую епархию для духовного просвещения священников), я остался в монастыре в доме матери Божьей, чтобы дети не остались без отца», — пояснял схиигумен Сергий.

Для осведомленных людей объяснения схиигумена проясняет многое. Схиархимандрит Авраам — один из старейших тяжеловесов внутрицерковной политики в Екатеринбургской епархии. Наибольшую известность он получил в конце 1990-х годов, выступив одним из инициаторов смещения экс-руководителя епархии епископа Никона (Миронова). В 1998 году тогда еще игумен Авраам вместе с группой священников обвинил архиерея в гомосексуальных связях. Из-за последующего скандала епископа Никона сняли с кафедры.

К слову, часть священнослужителей епархии, которые были очевидцами тех событий, уверены в ложности обвинений. Да и проверка Синодальной комиссии не нашла вины епископа в инкриминируемых преступлениях. По одной из версий, еп. Никон лишился своей кафедры после проведенной им финансовой реформы по централизации денежных потоков, которые проходили через приходы и монастыри.

Нововведения, по словам источников, очень не понравились игумену Аврааму, который уже тогда был тесно связан с Ново-Тихвинским женским монастырем. При его участии в обители было налажено производство церковных одеяний, написание икон и так далее. Естественно, что после реформы еп. Никона пришлось бы распределять часть выручки в епархиальный бюджет. 

После тех событий влияние игумена Авраама (с 2010 года схиархимандрит) в епархии начало быстро расти. Помимо Ново-Тихвинского монастыря под его контролем находились монастырь Всемилостивого Спаса на Елизавете, Свято-Косьминская пустынь в Верхотурском районе и другие крупные объекты.

Однако по своему характеру отец Авраам - полная противоположность схиигумена Сергия. Духовник монастыря «Спорительницы хлебов» считается в епархии типичным представителем православного (даже в чем-то юродивого) «старчества». Схиархимандрит позиционировал себя интеллектуальным проповедником: чудес не совершал, бесов не изгонял, писал книги. На публике проявлял себя как дипломат. Впрочем, в последние годы 64-летний архимандрит фактически свернул публичную деятельность.

Новый актор в конфликте

Логично, что появление в среднеуральском монастыре представителя Ново-Тихвинской обители схиигумен Сергий (которому грозит лишение сана) воспринял как угрозу потери своих активов.

С такой позиции можно говорить, что мы наблюдаем передел собственности между двумя влиятельными монахами епархии.

Если допустить эту версию, возникает вопрос, по чьей инициативе в «Спорительницу хлебов» был назначен клирик Ново-Тихвинского женского монастыря, протоиерей Георгий (Викторов)? Внешне такое решение выглядит разумным — речь идет все-таки об окормлении женского монастыря. По набору кадров особого выбора у епархии не было — других женских обителей поблизости нет. Ближайший женский монастырь в пределах Екатеринбургской епархии находится под Верхотурьем — Свято-Покровская обитель. И этот монастырь также находится под влиянием схиархимандрита Авраама и его окружения.

Но с политической точки зрения решение о смене клирика было недальновидным — схиигумен Сергий получил отличный повод начать сопротивление, отведя внимание от канонических нарушений, в которых его обвиняют.

Впрочем, неизвестно, принял бы схиигумен замену, если бы в «Спорительницу хлебов» прислали клирика из нейтрального к нему монастыря. Ведь потеря сана, а значит официального статуса были для него неизбежны. И в этой ситуации он пошел ва-банк.

Погасить конфликт до Царских дней

После потери контроля над монастырем решение проблемы для руководства епархии усложнилось в несколько раз. Силовой вариант разрешения спора в этой истории исключается — слишком велико внимание СМИ. Кроме того, органы власти и правопорядка дистанцировались от противостояния, предложив сторонам разобраться самостоятельно. 

Проведение переговоров с отцом Сергием кажется невыполнимой задачей. С большой долей вероятности схиигумен потребует для себя определенных гарантий — как минимум сохранения контроля над монастырем или возвращения к статусу-кво. Любые уступки будут восприняты в московском патриархате как полная потеря управления.

Примечательно, что противостояние с отцом Сергием руководство епархии начинало, имея все козыри на руках. Еще до церковного суда и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла была возможность изолировать схиигумена Сергия от сторонников, которые ранее проявляли себя слабо.

В медийном пространстве положение епархии также было выигрышным — духовник «Спорительницы хлебов» допускал агрессивные, местами пугающие общественность высказывания. Но за последние несколько дней епархия и здесь начала сдавать позиции. Схиигумен и его сторонники активно нарастили медийную активность, держа постоянную связь с журналистами. А накануне священник впервые изменил своим принципам (прежде он избегал любого внимания со стороны СМИ) и провел своего рода пресс-тур по осажденному монастырю, который еще недавно был закрыт для всех посторонних.

 Прости меня, девочка или верните верующих в храмы! Мнение Игоря Чукреева 

На этом фоне реакция Екатеринбургской епархии на действия схиигумена выглядела запоздалой. В частности, официальный ответ на смену власти в монастыре на сайте епархии появился только на следующий день после событий. Не говоря уже, что церковные структуры не могут найти общего языка с последователями схиигумена. Митрополит Кирилл, который прежде оперативно реагировал на конфликты, исчез из поля зрения. С одной стороны, может сложиться впечатление, что епархия пытается дотянуть до следующего церковного суда, после которого схиигумена Сергия можно лишить сана и выдворить из монастыря как постороннего.

С другой, как неоднократно подчеркивали в самой епархии, руководство митрополии настроено на мирное разрешение конфликта — без резких движений. Этим объясняется, почему епархия минимизировала число комментариев по событиям в среднеуральском монастыре — простая осторожность. В первую очередь, чтобы не дать сторонникам мятежного схиигумена лишнего повода для новых акций. Как это произошло с назначением в обитель клирика Ново-Тихвинского женского монастыря.

При этом времени для разрешения спора у церковных властей остается все меньше. Почти через месяц с 16 на 17 июля в Екатеринбурге будут отмечать годовщину расстрела семьи последнего российского императора Николая Второго. Пока непонятно, разрешат ли областные власти проведение каких-либо мероприятий в эти дни, в том числе традиционного крестного хода. Но подходить к этой дате с такой историей опасно - схиигумен Сергий становится все менее предсказуемым. 

 «Мы здесь, как друзья Сергия»: казаки встали на защиту Среднеуральского женского монастыря от провокаций (ВИДЕО) 

Источник фото: Алексей Колчин для ЕАН, Епархия
Комментировать