October 18, 2022, 05:00 AM

Уральские металлурги просят РЖД снизить тарифы на перевозку стали

В РЖД идет работа по обращениям ОАО «ММК», ООО «Евраз ТК», УК ПМХ, ООО «Новосталь-М». Монополист рассматривает просьбы компаний по снижению тарифов на перевозку стали.  

Именно рост железнодорожных тарифов (на 9,8 % на 2023 год, в совокупности – на 22 %) нивелирует любой эффект от скидок, которые РЖД предоставляет металлургам на перевозку металла. Это необходимо, чтобы у потребителей Азии была хорошая цена на российский металл, — именно там теперь основные наши покупатели.

Чтобы привлечь внимание к проблеме, ассоциация «Русская сталь» обратилась к первому вице-премьеру Андрею Белоусову. В документе металлурги критикуют предложенную ОАО «РЖД» индексацию тарифов на 2023 год и ссылаются на то, что и в этом году у компаний очень сложное положение.

«В результате двухразовой индексации железнодорожных тарифов в 2022 году, укрепления курса рубля, снижения цен на металлопродукцию и ограничений со стороны недружественных стран экспорт металлов находится в нулевой или отрицательной рентабельности», — говорится в письме, копия которого есть у «Коммерсанта». Там отмечается, что ключевым ограничением при экспорте на новые рынки становится транспортная составляющая, которая на сентябрь «при отгрузках на Дальний Восток составляет до 30 % от конечной стоимости продукции, при поставках через Азово-Черноморский бассейн достигает 20 % при норме для металлов 5–7 %». «Русская сталь» также считает, что, в соответствии с августовским поручением президента РФ, правительству нужно принять дополнительные меры поддержки перевозок металлопродукции. Но скидки к тарифу, которые прорабатываются, фактически будут нивелированы в результате индексации.

В ОАО «РЖД» сообщили, что индексация тарифов обусловлена ростом расходов на организацию перевозок, а также необходимостью финансирования инвестпрограммы для строительства как раз восточного направления. «На сегодняшний день правлением компании уже рассмотрены обращения ПАО «НЛМК» и ПАО «Северсталь» и согласовано решение о целесообразности снижения тарифов по отдельным направлениям», — говорят в компании.

ЕАН рассказывал, что металлургические предприятия Урала переживают сложные времена не только из-за разрушения прежних логистических цепочек из-за санкций, но и из-за акциза на жидкую сталь. Налог был введен в 2022 году, предполагалось, что в отрасли будут сверхдоходы. Однако не получилось, и в Свердловской области от налога страдает входящий в Evraz Нижнетагильский металлургический комбинат, в Челябинской – принадлежащий «Мечелу» Челябинский металлургический комбинат и Магнитогорский металлургический комбинат. Глава последнего предприятия, Виктор Рашников, в конце июня заявил, что акциз на жидкую сталь по сути, поставил предприятие на грань нового кризиса, и просил правительство РФ убрать этот налог. Вице-премьер правительства России Денис Мантуров, докладывая президенту о ситуации в отрасли, именно положение ММК привел как пример самого сложного. «По отдельным заводам ситуация хуже. Сложнее других приходится Магнитогорскому металлургическому комбинату, тут загрузка - 62 %», - сообщил Мантуров.

 Налог для металлургов: как он повлияет на рабочие места и цены на Урале 

Юлия Литвиненко

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+