March 11, 2022, 11:20 AM

В военном суде Екатеринбурга рассматривают дело о терроризме: родные обвиняемого говорят о провокации

В начале марта в Общественную наблюдательную комиссию (ОНК) Свердловской области поступила жалоба от одного из заключенных СИЗО № 5 Екатеринбурга. Им оказался 32-летний Эрнест Шамсияров, которого судят в столице Урала за терроризм. В своей жалобе обвиняемый заявил, что в изоляторе он не получает необходимую медицинскую помощь.

«Состою на лечении у психиатра. Но лечения как такового нет. Течет кровь из левой щеки, она немеет. Серьезные сбои в памяти. Не могу на судах выражать свои мысли, защищать себя не могу, частые головные боли, шумы в голове, а помощи нет. В СИЗО признали и поставили диагноз: «доброкачественное новообразование слюнной железы», но онколога у них нет. Думаю, что потихоньку я умираю», - написал обвиняемый.

Обращение есть в распоряжении ЕАН.

Представительница ОНК Ольга Иванцева посетила Шамсиярова в СИЗО. Серьезных нарушений она не обнаружила, однако отсутствие медпомощи подтвердила. Шамсиярову рекомендовали консультацию онколога уже более месяца назад, однако ее так и не было. Правозащитники сообщили об этом фельдшеру СИЗО. По словам Иванцевой, психологическое состояние обвиняемого также достаточно тяжелое.

«Он сильно нервничает. Когда что-то не так, он психует, злится. Он осознает, что с ним что-то не так, и еще больше себя накручивает», - заявила ЕАН представительница ОНК.

В своем обращении уроженец Нефтекамска Шамсияров также заявил, что во время следственных действий, которые проходили в Башкортостане, его якобы подвергали пыткам: держали с перетянутыми наручниками до посинения рук, надевали на голову пакет и наносили удары. Однако подтверждений его словам в настоящий момент нет.

Выяснилось, что история уголовного дела против Шамсиярова началась несколько лет назад. Ранее мужчина занимался предпринимательской деятельностью. У них с матерью был стекольный бизнес. Однако в 2019 году у семьи начались проблемы, фирму пришлось закрыть. Эрнест начал искать работу, чтобы обеспечить семью: жену с маленьким ребенком и маму, имеющую проблемы со здоровьем. Однако с трудоустройством у нефтекамца не получалось. Куда бы он ни обращался, ему отказывали. Тогда у Эрнеста начались проблемы со здоровьем и нервные срывы. История закончилась тем, что в июле 2020 года Шамсиярова задержали сотрудники ФСБ. Его обвинили в терроризме.

Официальная версия

О задержании тогда еще 30-летнего Эрнеста Шамсиярова сотрудники башкирского УФСБ сообщили летом 2020 года. По версии следствия, нефтекамец планировал поджог мэрии «в целях дестабилизации деятельности органов государственной власти и инспирирования протестной активности против действующего конституционного строя».

В релизе говорилось, что к протестной деятельности он открыто призывал в интернете. Следственный отдел регионального УФСБ возбудил в отношении него уголовное дело по подозрению в подготовке к террористическому акту и публичных призывах к террористической деятельности.

По данным силовиков, из квартиры мужчины изъяли компьютер и телефон, «содержащие информацию о подготовке к террористическому акту, а также видеозаписи изготовления и предварительных испытаний зажигательных смесей». На одном из видеороликов, распространенных УФСБ, задержанный сообщил сотрудникам ведомства, что «хотел устроить санкционированный митинг в городе Нефтекамск», во время которого планировал применить «коктейли Молотова» «из-за ненависти к этому режиму», а своей акцией он хотел «показать народную силу». Кроме того, он пояснил, что хотел поджечь местный офис Башкирских распределительных тепловых сетей за завышенные цены.

В июне 2021 года Шамсиярову предъявили окончательное обвинение по ч.1. ст. 30 ч.1 ст. 205 УК РФ «Приготовление к террористическому акту», ч.1.1 ст. 205.1 «Содействие террористической деятельности» и ч. 2 ст. 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма с использованием интернета». Рассмотрением дела занимается Военный суд Центрального военного округа в Екатеринбурге.

Позиция защиты

По словам адвоката Елкина Амирова, обвинение построено на показаниях единственного свидетеля в деле – некоего Наркиза, с которым Шамсияров вел переписку в соцсети «ВКонтакте». Эрнеста обвиняют в том, что с осени 2019 года он общался со свидетелем и агитировал за запрещенную в России и признанную террористической организацию ИГИЛ.

«Изучив стенограмму из материалов уголовного дела, я пришел к выводу, что со стороны свидетеля исходила провокация. Я считаю, что он является негласным сотрудником или агентом ФСБ, который провоцировал Эрнеста на совершение действий», - отметил Амиров в разговоре с ЕАН.

При этом адвокат обвиняемого не отрицает, что Эрнест занимался изготовлением «коктейлей Молотова». Однако, по его словам, он использовал их исключительно из хулиганских побуждений на заброшенной стройке.

«Террористический акт он устраивать не собирался. В тот же день, когда его задержали, он должен был ехать на север трудоустраиваться в «Газпром». Зачем ему искать работу и уезжать, если, как говорит обвинение, он планировал террористический акт?» - задается вопросом Амиров.

Мать Шамсиярова - Светлана - возмущена, что свидетель присутствовал на суде лишь один раз при избрании для обвиняемого меры пресечения. Больше его даже не вызывали на допросы.

«К единственному в деле свидетелю нет доступа. Ни одну нашу жалобу на этот счет не принимают, на допросы и в суд его не вызывают. Правоохранители как будто прячут его», - возмущается женщина.

Психические нарушения

Судебно-психиатрическая экспертиза установила, что Эрнест Шамсияров страдает психическим расстройством. Судмедэксперт, врач-невролог Айрат Галимов утверждает, что именно такие люди сильнее всего подвержены внешнему воздействию и провокациям.

 «Все очень просто, человек страдает психическим расстройством. Это либо психопатия, либо хроническое оппозиционное расстройство. Такие люди достаточно внушаемы и провоцируемы. Поэтому он попал в такую неприятную ситуацию. Его собеседник «ВКонтакте» вывел его на критику существующего положения в стране и как-то убедил его попробовать изготовить «коктейль Молотова». Не исключено, что у Эрнеста бред преследования. То есть он думает, что государственная машина так или иначе преследует всех людей, чтобы их поработить, убить самосознание. Это просто подарок для любого провокатора», - говорит эксперт.

По его мнению, в рамках расследования необходимо провести повторную судебно-психиатрическую экспертизу, желательно, в научном Центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

9 марта должно было пройти очередное заседание по делу Шамсиярова, однако он оказался контактным с COVID и сейчас находится на карантине. Суд назначен на 14 марта.

ЕАН будет следить за развитием событий.

Источник фото: мать Эрнеста Шамсиярова
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+