July 30, 2019, 4:55 AM

Зона отчуждения: почему «Старый Новый рок» почти не жалко

Под Екатеринбургом отгремел летний «Старый Новый рок». На трех музыкальных сценах фестиваля в течение двух дней выступали 50 групп. Специальный корреспондент ЕАН посетил громкое музыкальное событие. Оценка журналиста, музыканта и просто зрителя Павла Пивоварова – в нашем материале.

Организаторы позаботились о трансфере для журналистов до места проведения фестиваля – база «Волна» вблизи Заречного. Однако радость от этого быстро улетучилась: представителям СМИ предложили оплатить проезд. Зачем организаторы вообще выделяли автобус для СМИ, если можно доехать до Заречного от Южного автовокзала за те же деньги, – осталось вопросом. Подвезти меня любезно согласились музыканты из группы «Доброй Ночи!». Опыт оказался очень полезным, потому что поездка вместе с артистами, выступавшими с Noize MC, позволила оценить детальнее всю изнанку фестиваля.

На часах 14:00, и мы вместе с группой Антона Гуцала выехали на двух машинах, чтобы успеть на саунд-чек. Проблемы начались сразу по приезде. Для музыкантов, играющих на фестивале, были организованы ВИП-парковки, но попасть туда оказалось проблемой. Девушка в футболке «Организатор», являющаяся еще и координатором группы на фесте, заявила, что проезда в этом месте не существует и нам нужно объехать чуть ли не по всему периметру. Представьте себе, и такое говорят одной из выступающих групп. 

 Лидер «Чайфа» Владимир Шахрин: «Старый Новый рок» больше не приносит мне радости, а новых идей нет» 

Ответом на наше недоумение стала фраза: «Я узнала об изменении схемы заезда только ночью». 

Почему группу об этом не уведомили заранее, непонятно. При том, что эту девушку прикрепили к музыкантам в качестве координатора и контакты участников коллектива у нее были.

Впрочем, где находится парковка для зрителей, координаторы и вовсе не знали.

Добравшись до базы, группа начала саунд-чек. В процессе выявилась еще одна неприятная деталь. Звукорежиссер фестиваля не сильно озаботился звуковыми решениями, поэтому без нервов не обошлось. С горем пополам разобрались. 

Через час начались выступления. Первыми на главной President Stage отыграли Paramount Blues. Чуть позже на сцене «Пляж» выступала группа «Намбату». Увы, но зрителей перед сценой почти не было, к 19:00 пятничного вечера добраться успели не все. Организаторы не подумали над этим, поэтому большей части групп пришлось играть перед пустыми полянами. Еще один момент некоего отчуждения. На сей раз организаторов от музыкантов. 

Вслед за Paramout, игравшими легкий гитарный блюз, на сцену вышла группа «Доброй Ночи!». Немногочисленные зрители хорошо встретили коллектив, а его лидер Антон Гуцал активно общался с аудиторией.

 «Вы согласны, что любовь - это самое сильное оружие?» - бодро и с улыбкой спрашивал Антон. 

В ответ слышалось одобрение и радостный гул. 

Во время исполнения песни про «розу и кобуру» вокалист подарил всем девушкам, стоявшим у сцены, по розе. 

 Обеспечить безопасность, но сохранить свободный дух: губернатор Куйвашев посоветовал, что изменить в Ural Music Night 

«Для меня сегодня был один из лучших дней в году. Сбылась моя мечта: побывать на «Старом Новом роке» не как зритель, а как музыкант. Много лет назад мы с другом шли по дублеру Сибирского тракта, и у нас были две банки тушенки. Мы шли пешком на этот фестиваль. Даже без денег», - поделился молодой музыкант Антон Гуцал. 

В это время публика на фестиваль все прибывала. Вот только многие приехавшие любители рока не знали, как попасть к сценам. Ибо вокруг был только лес. Девочки-стюарды не могли это внятно и правильно объяснить.

На входе охранники настолько торопились, что пытались просто всучить людям браслеты для прохода. Туалеты - только в одном месте, а база при этом огромная, да и курительные зоны не были оборудованы. 

«Меня расстроило то, что никаких специальных зон для курения я так и не увидел и никто из девушек в организаторских футболках этого тоже не смог объяснить, а к концу дня на всякие запреты от безвыходности махнули даже охранники и вместе с остальными курили где придётся. «Организаторы» оказались бесполезны, хотя, да, звучит слишком резко. Личных претензий у меня к ним нет. Их просто должным образом не информируют, а точнее, вообще не информируют. Вероятно, действительно будет лучше, если это будут последние два фестиваля «Старого Нового рока». Кто-то действительно устал», - посетовал сын лидера «Агаты Кристи» Глеб Самойлов-младший. 

 Как отбирают участников «Старого Нового рока»: репортаж с экспертного совета 

Фестиваль «разогрелся» только к выступлению группы «Биртман». Возле сцены находились тысячи людей. На сцене две девушки-вокалистки, в песнях нецензурная лексика, а вокалист, он же гитарист, пытается пародировать брутального Шнура. Немудрено, что группа собрала много слушателей. Хотя, скорее всего, люди пришли на Noize MC. 

Сам я в тот день очень ждал встречи с известным музыкантом для интервью. Иван Алексеев - именно тот, кто сумел совместить все стили. Да и в информационном пространстве каждый его шаг вызывает интерес. И встретиться нам удалось.

На площадке «Пляж» в это время выступала группа «КАЧевники» (проект бывшего вокалиста группы «Пятница» Запорожца). Я встретил Нойза неподалеку от этой сцены в лесу. По обеспокоенному лицу рэпера можно было предположить, что он сильно опаздывает. 

«Куда спешите, Иван?» - спрашиваю. 

«Мне срочно нужно на свой совместный сет вместе с группой «КАЧевники». Они мои хорошие друзья. Сейчас мы зафристайлим вместе с Наумом Бликом и ними. Будет здорово», - улыбнулся Нойз и буквально побежал за сцену вместе с сопровождавшей его девушкой. 

Я попросил у рэпера об интервью после выступления, но музыкант неопределенно попросил «найти его после мероприятия». Шатер, где расположилась гримерка Noize MC, был оцеплен охраной. Такое вот отчуждение музыкантов от журналистов.

Как и обещал Нойз, музыканты буквально взорвали толпу. Публика активно отплясывала. Квартет рэперов на «Старом Новом роке», похоже, вызвал диссонанс только у меня. 

«Считаю это не странным, а наоборот - логичным и закономерным. Это значит, что организаторы не зашорены, что они раздвигают границы жанров, протягивают руку и другим музыкантам. Ведь в конечном итоге музыкантам да и меломанам делить нечего, музыки хватит на всех. Я не заметил каких-то сильных косяков в организации, если они и были, то в пределах допустимого. Персонал вежливый, люди улыбаются, артисты довольны. Мне всё понравилось», - поделился Наум Блик.

«Здравствуйте, город бесов!» - иронично поприветствовал всех Иван Алексеев. 

Затем не только энергично отыграл свои песни, но и еще спел на бис, когда благодарная публика попросила его об этом. 

После выступления Noize MC довольные люди потянулись к выходу.

«Сам размер площадки, не огромная и не крохотная, сцена на берегу, небольшой песчаный пляж, отличные фудтраки, крутые принты и даже человеческий туалет и душевые. Охрана, кстати, тоже весьма и весьма адекватна, разве что на входе орги так торопятся, что готовы браслет приклеить как угодно на любое место. Под вечер не было пьяных в хлам людей, звук и свет на основной сцене были хороши, а Нойз жег и фристайлил так, как, мне кажется, было бы невозможно на закрытой площадке. Из минусов. Не понравился формат кафе из 90-х, когда пластиковые тенты, стулья и вот это всё, не понравилось то, что мало кто соблюдал запрет на курение в общественных местах», - поделился мнением один из слушателей Никита. 

 Екатеринбург теряет «Усадьбу Jazz» 

Отметим, что в этом году фестиваль летний «Старый Новый рок» прошел в последний раз. В заключение скажу, что даже музыкантов, выступавших вместе с хедлайнерами, не пустили к ним. А ведь фестивали должны быть местом для обмена опытом и просто для душевных разговоров в палатках, ибо каждое слово легендарного Нойзма или Рустэма Булатова из Lumen может зародить новое в сердцах молодых.

Отмены пресс-подходов, непродуманное расписание (как итог - полупустое пространство у сцен), запрет на пронос еды в первый день, проблемы с обратным трансфером для гостей - все это зарождает мысль, что фестиваль проводился лишь для галочки. Сплошная зона отчуждения, как в знаменитом фильме. 

Павел Пивоваров