В Оренбурге городская администрация полностью собирается отказываться от троллейбусов, сетуя на дороговизну машин и их обслуживание. Горожане негодуют и намерены отстаивать право на экологический транспорт, которому в следующем году исполнится 70 лет. В арсенале протестующих не пикеты и митинги, а петиция и... музей. Подробности - в материале ЕАН.
Идея создать в Оренбурге Музей троллейбуса появилась еще в прошлом году, когда ее обсуждали на собрании в местном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Телевизионный инженер Виктор Раптанов, с детства увлеченный троллейбусами, обнаружил на одной даче уникальную машину МТБ 82Д 1954 года выпуска и предложил отреставрировать и в ней обустроить музей, чтобы горожане помнили, как выглядел первый троллейбус.
В январе текущего года ВООПиК отправило письмо в Управление пассажирского транспорта администрации Оренбурга с просьбой помочь спасти уникальную машину.
Чиновники инициативу не оценили: обнаруженный троллейбус был оценен как немузейный экспонат, а в штате Музея истории Оренбурга не нашлось специалистов, которые могут помочь с реставрацией.
«И еще в ответе говорилось, что использовать его можно как элемент инсталляции, посвященной истории и развитию пассажирского транспорта, для размещения в сквере или парке в случае «успешного восстановления волонтерским движением». Таким образом, помочь нам отказались – мол, дерзайте сами», - рассказала ЕАН председатель регионального отделения ВООПиК Вера Арнгольд.
Тогда Виктор Раптанов вместе с такими же увлеченными единомышленниками стал заниматься подготовкой выставки «Первый троллейбус», которая открылась в конце августа в Музее истории Оренбурга и была приурочена ко Дню города. Этот вид транспорта появился на улицах города в 1953 году на маршруте от бульвара до железнодорожного вокзала. В экспозиции было много уникальных экспонатов, раскрывающих интересные подробности из истории развития оренбургского троллейбусного движения, фотографии, документы, коллекционные модели троллейбусов разных эпох. На нее пришли представители гимназии № 6, бывшей школы № 26, ученики которой в далеком 1961 году смогли собрать большое количество металлолома для того, чтобы на вырученные деньги купить городу новые автобус и троллейбус. Перед зданием музея стоял интерактивный троллейбус БТЗ – «внук» легендарного МТБ-82.
Как рассказал главный архивист отдела использования и публикации документов областного объединенного госархива Евгений Попов, в экспозицию вошли копии архивных документов и фотографий, газетная статья о запуске троллейбуса. В частности, 30 апреля 1953 года Оренбургским облисполкомом было принято решение «О пуске в эксплуатацию первой очереди троллейбусного сообщения в городе Чкалове», а уже в канун праздника Первомая начали ездить первые МТБ-82Д. Троллейбусный маршрут следовал от бульвара по улице Советской, площади Ленина, Парковому проспекту, до железнодорожного вокзала и по Цвиллинга до виадука.
И вот в конце октября администрация города заявила, что по троллейбусным маршрутам будут ездить автобусы. В городе в рабочем состоянии находятся около 25 троллейбусов, что недостаточно для перевозки всего пассажиропотока, а закупка новых обойдется очень дорого.
После этого в популярной соцсети появилась петиция, где горожане просят чиновников отказаться от идеи демонтажа контактной сети в центре города. Ее создателем выступил уроженец Оренбурга Дмитрий Григорьев, который свою карьеру начинал водителем троллейбуса в депо областного центра. Он считает, что современный город не должен оставаться без электротранспорта, и привел в пример Европу, где во многих городах начали активно возрождать электрический транспорт. Например, в одном из городов Чехии троллейбус вновь появился спустя 50 лет.
«Там поняли, что за электрическим транспортом будущее. Последний раз троллейбусы в Оренбурге приобретались в 2013 году, машины «Транс-Альфа «Авангард». Хотя еще при Юрии Мещерякове (бывший мэр города - прим. ЕАН) создавалась программа по развитию городского электрического транспорта в Оренбурге, которая подразумевала под собой ежегодную покупку троллейбусов в количестве примерно 20 штук и восстановление ранее закрытых маршрутов. В 2008 году удалось открыть маршрут № 6, в 2010 году был вновь запущен маршрут № 10. Дальше было в планах восстановить маршрут № 3, но тут произошла смена власти, и все забыли о троллейбусах», - рассказал Дмитрий Григорьев.
Есть в городе и специалисты, не подверженные "троллейбусомании". Чтобы понять, нужны ли городу такие машины, нужен точный технологический расчет, считает заведующий кафедрой автомобильного транспорта ОГУ, доктор технических наук Николай Якунин.
«Если станет ясно, что в Оренбурге по конкретным маршрутам лучше всего пассажиров будет перевозить транспорт вместимостью 100 и больше человек, тогда можно рассматривать и троллейбусы", - рассказал завкафедрой.
Он добавил, что экологическая характеристика этого вида транспорта ниже, чем такой же показатель автобуса на метане. Если сжечь один кубический метр метана в ТЭЦ и передать его в виде электричества на колеса троллейбуса, то получим коэффициент полезного действия 21-25%. А если сжигать этот же метан напрямую в двигателе автобуса, то КПД возрастает до 30%.
ЕАН проследит за развитием этой интересной городской общественной дискуссии.
Наталия Вълкова