До конца месяца Челябинск обретет нового главу города. На высокий пост претендуют полтора десятка человек. Неформальный кастинг уже идет. Какие вопросы будут в экзаменационных билетах, кто хочет «раздербанить» город и что ждет нового мэра – об этом в интервью с председателем городской думы Станиславом Мошаровым.
— Первое, предварительное заседание конкурсной комиссии, которой предстоит отобрать кандидатов на пост главы, уже состоялось. К чему готовиться кандидатам?
— Мы на самом деле очень серьезно готовились к этой процедуре, чтобы у членов комиссии не было каких-то личностных моментов при оценке кандидатов. Разрабатывали критерии, по которым будем оценивать претендентов, проверяли данные, которые кандидаты представили, готовили вопросы, которые будем им задавать.
На мой взгляд, вопросы должны быть одинаковые - по смыслу, по сложности. А не так, что одного попросят спеть гимн, а другого будут «гонять» по бюджетному процессу. Это было бы неправильно — кого-то «валить», как говорят студенты в вузах.
— Так может, стоило бы вообще билеты заготовить, чтобы кандидаты их, как на экзамене, вытягивали?
— Честно говоря, была и такая мысль.
— Среди 16 кандидатов есть люди очень разные - и по возрасту, и по жизненному и по управленческому опыту.
— Верно. И что принципиально важно — если эти люди решили претендовать на такой пост, то они должны быть готовы его занять, готовы к тому, с чем им предстоит столкнуться на практике. Поэтому к каждому будет блок вопросов на знание Конституции, на знание ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», на знание Устава города…
— В воскресенье пройдет митинг за возврат прямых выборов главы Челябинска. Вы эту идею поддерживаете? Просто как горожанин…
— Я считаю, что прямые выборы — процедура, безусловно, демократическая. Но, во-первых, сейчас Устав города, областное законодательство предполагают ту процедуру избрания главы, по которой мы сейчас работаем. А во-вторых, прямые выборы все-таки таят в себе риски того, что к власти придет кто-то, сделавший ставку на откровенный, пещерный популизм, на обещания, которые выполнить невозможно, нереально. А если вдобавок к этому человек еще и будет не готов грамотно, квалифицированно управлять городом — это будет просто беда.
Челябинск не то что не получит импульс для развития, а скорее наоборот — начнет отставать, будет отброшен еще на годы назад. Слишком много зависит именно от главы.
Давайте я приведу пример. У меня, когда я только стал председателем городской думы (до 2014 года человек, занимающий этот пост, по Уставу считался главой Челябинска, — прим. ЕАН), сложились хорошие отношения с уже бывшим главой Екатеринбурга Аркадием Михайловичем Чернецким. Он возглавлял Союз российских городов, который теперь возглавляю я.
И как-то я договорился приехать в гости, мне хотелось проконсультироваться у старшего товарища, у коллеги. Аркадий Михайлович, мудрый человек, встретил меня, напоил чаем и сказал: «Ты годика два поработай – и тогда приезжай с вопросами».
И он был прав — без опыта такой работы многих вещей просто не понимаешь.
Я ведь пришел на пост председателя городской думы, поработав до этого сначала в бизнесе, а потом возглавляя муниципальное предприятие. И, будучи директором МУПа, я хотя бы немного понимал, что такое, например, бюджетный процесс. Но все равно пришлось очень многое познавать, что называется, на ходу.
Повторюсь — тот, кто хочет стать главой миллионного города, должен быть к этому готов. Обладать хотя бы минимально необходимым уровнем знаний, подготовки.
Управление городом, городским хозяйством очень сильно отличается от управления, скажем, той или иной организацией. И бюджетный процесс, и межбюджетные отношения, и все, что связано с порядком организации закупок, и Устав города, и сложное разделение полномочий, связанное в том числе с делением Челябинска на внутригородские районы. Это все нужно понимать, изучать.
У человека может быть классный управленческий опыт и совершенно замечательные идеи, как сделать наш город лучше. Уверен, у всех нынешних кандидатов они имеются. Но если человек не понимает, как управляется город, то при их реализации по незнанию можно наворотить такого, так наошибаться, что, во-первых, ничего не реализуешь, а во-вторых, придется потом долго отбиваться от претензий надзорных органов. А рамки, в которых действует местное самоуправление, довольно жесткие, как и контроль за соблюдением законодательства и процедур.
И наоборот — если человек готов к этой работе и знает механизмы — можно осуществить задуманное в разы быстрее и эффективнее. И город это ощутит.
— Мнение многих – в последние годы Челябинск откровенно стагнирует, городу нужны перемены, и довольно радикальные. Вы согласны с этим тезисом?
— Нужно принимать много серьезных, политического уровня решений. И по городскому транспорту, и по временным некапитальным объектам торговли, по всем этим остановочным комплексам. Главное, что в преддверии выборов в районные советы мы часто слышим и сами говорим о какой-то войне. Борьба должна быть, но — политическая. А впечатление такое, что кто-то хочет просто раздербанить город.
— Классик говорил, что политика есть концентрированное выражение экономики. И в этом смысле какая в Челябинске экономика? Рентная: ларьки, парковки, маршрутки, дома-панельки. Соответственно, и политика такая же. Почему так сложилось?
— Потому, что для того, чтобы обсуждать более сложные вопросы, сложную экономику, нужно доверие властям и доверие властей. На мой взгляд, сейчас самые большие потери мы несем из-за того, что имидж нашего города оставляет желать лучшего…
— Имидж города или имидж властей города?
— Они неотделимы друг от друга, на мой взгляд.
— Тогда встают два классических русских вопроса: кто виноват и что делать. В первом случае претензии, получается, надо адресовать властям города...
— ...И я не снимаю ответственности в том числе с себя.
— А делать что надо?
— Завоевывать доверие. Долго, трудно. Решения надо искать, и часто они не бывают простыми. Но я уверен, что всегда можно найти верный путь.
— В последние годы в городской политической жизни практически отсутствуют представители крупных промышленных предприятий. В лучшем случае — несколько депутатов в районном совете да один — в городской думе, и то без инициатив…
— На самом деле наших промышленников, их участия в жизни города, в процессе формирования идей, решений сильно не хватает. У руководителей, владельцев этих предприятий, конечно, есть свое понимание, свое видение тех или иных вопросов развития. Есть свой опыт поиска, принятия и реализации решений. Который был бы очень полезен городу.
— Но эти решения надо еще и выполнить…
— К сожалению, у нас далеко не всегда решения, принятые депутатами, используются в полной мере как механизмы. Сейчас нами запущен механизм проверки исполнения решений думы. Да, возможно, это можно и нужно было делать раньше, но у нас не было некоторых возможностей для этого. Сейчас они имеются.
Мы проверили, как работает наше решение по внедрению дизайн-кода, проверили наши решения по временным некапитальным объектам, по индустриальному парку...
— И как поживает индустриальный парк?
— К сожалению, мы сейчас, на мой взгляд, немного вопреки здравому смыслу судимся с налоговыми органами из-за льгот по земельному налогу, которые город предоставил резидентам этого объекта.
Мы с коллегами проводили выездные совещания в индустриальном парке, посмотрели, сколько там создано резидентами рабочих мест, где платятся налоги, как предприятиями создается продукция, возникает добавленная стоимость. Словом, сравнили те льготы, которые были даны резидентам, с той прибавкой по налогам, которую бюджет города получил в итоге.
Мне это напоминает ситуацию, которая была вокруг челябинского аэропорта несколько лет назад. У предприятия, владевшего им, только налог на землю (в те годы входила в состав Челябинского городского округа) составлял около 100 млн рублей в год. При общей выручке в 400 млн. И пассажиропоток был всего 380 тыс. человек в год.
Городская дума предоставила льготу по земельному налогу, снизив его в три раза и договорившись, что на каждый вложенный таким образом городом в аэропорт рубль собственник добавит еще три на развитие. И посмотрите, как преобразовалась в итоге наша воздушная гавань!
Были отремонтированы помещения, начиная, простите, с туалетов, увеличен зал вылета и так далее. И пассажиропоток вырос до 1,5 млн. И теперь к саммитам у нас будет новый терминал.
А ведь еще совсем недавно почти по всем направлениям мы летали исключительно через Кольцово, о чем уже стали забывать. Нормальный пример нормального применения льгот. Которые и привели к выгоде, в том числе для бюджета. А все потому, что бизнес поверил власти, а власти поверили бизнесу.
Доверие к власти во многом зависит от доверия лично к главе города, который эту власть олицетворяет. И доверия не только горожан на выборах, но и доверия бизнеса, причем самого разного уровня.
В том числе поэтому предстоящий в будущую пятницу «экзамен» — выступления участников конкурса перед комиссией, вопросы, которые будут им задавать, — будет абсолютно прозрачен. Мы сделаем и трансляцию для журналистов, которые будут находиться в соседнем зале.
— «Дабы дурь каждого видна была»?
— Я понимаю, что кто-то может не захотеть такой трансляции, такой открытости. Но если кандидат стесняется выступить перед не только конкурсной комиссией, но и перед видеокамерой, то как он будет общаться с жителями?
Фото: Ярослав Наумков