Решение о том, что ЧЭМК надо вынести за пределы Челябинска, да еще и высказанное президентом страны, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Оставим в стороне тот факт, что революционные инициативы никак не согласованы с текущими собственниками завода. Более того, на момент встречи президента и губернатора Челябинской области даже суд еще не принял решение по иску Генпрокуратуры, которая настаивает на передаче акций ЧЭМК в пользу государства за «неправильную приватизацию и работу с западными металлотрейдерами». Если отрешиться от этого, то ситуация кажется очень неоднозначной: скорее всего, новый владелец завода уже найден, суды - формальности. Но перенос завода потребует миллиардных вложений и большого количества времени, предупреждают опрошенные ЕАН эксперты.
Вредное производство Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК) должно быть вынесено за пределы Челябинска, для этой работы необходимо привлечь инвесторов, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером в пятницу, 16 февраля. Президент в этот день работал в Челябинске, посещал заводы.
«Нужно это вредное производство здесь – в центре города – закрыть, вынести его за пределы города, вместе с правительством Российской Федерации проработать продолжение работы, сохранение рабочих мест, а для той части, которая необходима и будет связана с переносом и с выстраиванием этой работы на новом технологическом уровне, при поддержке правительства РФ привлечь инвесторов, причем желательно привлечь местных», – сказал Путин (цитата по стенограмме речи с портала kremlin.ru).
Губернатор Текслер, комментируя итоги встречи в своем telegram-канале, пояснил, что решение о переносе производства за пределы города «кардинально улучшит экологическую ситуацию в Челябинске».
Перенос – дело решенное, его начнут «с электродного производства с наибольшей экологической нагрузкой. Со временем будет создано ферросплавное производство на новой площадке с учетом всех современных экологических стандартов», написал он.
Запущенный в 1931 году ЧЭМК сейчас занимает территорию около 4 кв. км. Основное производство расположено вдоль улицы Героев Танкограда и дороги «Северный луч». ЧЭМК был приватизирован в 90-х годах челябинскими предпринимателями Александром Аристовым и Юрием Антиповым, которых относят к числу самых удачливых на Южном Урале, да и в России. Причем Аристову долгое время приписывались особые отношения с властями, силовиками и даже судами. В 2020 году бизнес многолетних партнеров поделили. Аристову отошли предприятия пищевой отрасли – группа «Ариант». А Антипову досталась вся металлургическая часть ранее совместных активов, в том числе и главное предприятие группы – ЧЭМК.
Сейчас ЧЭМК - крупнейший производитель ферросплавов в России, способный полностью обеспечить потребности отечественной металлургии. Ассортимент выпускаемой продукции включает в себя более 120 наименований ферросплавов и лигатур, более 40 изделий электродного производства. Продукция цехов и участков по переработке отходов основного производства находит широкое применение в лакокрасочной и резинотехнической промышленности, в дорожном, промышленном и жилищном строительстве, в сельском хозяйстве. На предприятии 8 тыс. работающих, у него большая социальная нагрузка – лагеря, секции, бассейн и пр. Отметим, что социальную инфраструктуру, по словам Текслера, регион готов забрать себе.
Но челябинцы предъявляют к заводу особые претензии из-за экологии.
ЧЭМК — один из главных загрязнителей атмосферы Челябинска. Жалобы горожан в соцсетях на выбросы предприятия давно стали обыденными. Особенно по вечерам и в выходные, когда завод производит «залповые выбросы». В том числе и поэтому жители Челябинска не гуляют летом по улицам, а предпочитают уезжать за город.
Контролирующие инстанции тоже находят массу нарушений в работе ЧЭМК. Надзорные органы регулярно фиксировали факты игнорирования требований о снижении выбросов на период НМУ со стороны этого предприятия. Справедливости ради отметим, что на вредные выбросы от челябинских предприятий группы «Мечел» (например, ЧМК) жалуются не меньше. Именно эти два предприятия, с точки зрения горожан, и вносят наибольший отрицательный вклад в экологию.
Но перенос завода такого объема и уровня за черту города – задача очень сложная и безумно дорогая, предупреждают опрошенные ЕАН аналитики.
«Перенос крупного промышленного предприятия из городской зоны может оказаться чрезвычайно ресурсоемким процессом, как в финансовом, так и в операционном плане. Точная стоимость проекта переноса ЧЭМК зависит от множества переменных, включая затраты на планирование, строительство новых производственных мощностей, инфраструктуру, логистику, а также на соблюдение экологических стандартов. Примерно сумма может исчисляться десятками или даже сотнями миллиардов рублей», – говорит Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам».
Промышленный эксперт Леонид Хазанов отмечает, что "в подобных условиях проще построить новое предприятие с нуля, и на это уйдет столько же времени, возможно, и больше": ведь надо не просто найти подходящую площадку, но и спроектировать цеха, заказать и получить необходимое технологическое оборудование, подвести электроэнергию и т.д. По его словам, проект будет очень дорогим, «в районе 2-4 млрд долларов».
Не менее значимы будут временны́е затраты компании. «Для переноса подобного производства может потребоваться три-пять лет (даже с учетом современных технологий строительства», - отмечает Хазанов.
Кабаков говорит, что времени может потребоваться и больше: от нескольких лет до десятка лет, исходя из сложности проекта, которую определяют масштабы переезда, строительство новой инфраструктуры и производственные технологии.
По словам Ярослава Кабакова, в мировой практике есть примеры успешного переноса заводов. Один из самых известных — перенос фабрики Kodak из Рочестера в штате Нью-Йорк в начале XX века. «Также известен перенос компаний из промышленного района Рур в Германии в связи с реализацией экологических инициатив. Однако каждый случай уникален и требует индивидуального подхода. Опыт переноса крупных промышленных предприятий в мировой практике показывает, что это весьма сложный проект, который требует тщательной подготовки, координации с государственными органами и социальной поддержки работающих на комбинате людей», – говорит он.
Но сейчас самый главный вопрос – кто же может выступить тем таинственным «местным инвестором», который будет согласен вложить несколько миллиардов долларов и начать с нуля на новом месте – да еще и в Челябинской области, где свободных земель под промплощадки все меньше, - новое производство ферросплавов? Тут пока только предположения.
«Инвестором могут выступить Магнитогорский металлургический комбинат и Трубная металлургическая компания либо Ростех, или же игрок, пока сильно не связанный с черной металлургией», – говорит Хазанов.
Ранее ЕАН писал, что 6 февраля Арбитражный суд Свердловской области принял к производству иск Генпрокуратуры РФ к АО «Компания Эталон» и двум физлицам - основателю группы «ЧЭМК» Юрию Антипову и его супруге Людмиле, потребовав в пользу государства 100% акций трех заводов — АО «Челябинский электрометаллургический комбинат», АО «Серовский завод ферросплавов» (Свердловская область), АО «Кузнецкие ферросплавы» (Кемеровская область). В качестве обеспечения иска суд арестовал движимое и недвижимое имущество, а также акции и трех упомянутых заводов и «Эталона».
Юлия Литвиненко