РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 11 октября 2024 в 17:30

«Деньги собирая на ремонт автомобиля»: колонка редактора ЕАН Артема Рябова

Две недели назад случилась у меня катастрофа. Мой оранжево-черный автомобиль, который коллеги да и я сам любя называем ЕАНномобилем, сломался прямо на проезжей части. Полетела система охлаждения.
О том, как резко выросли цены на запчасти, и о специфике покупки антифриза расскажем в другой раз. Хотя уже сегодня предостерегу всех автомобилистов — не покупайте, даже для простого долива, дешевую охлаждающую жидкость в супермаркетах. Мне после этой ошибки пришлось менять всю систему охлаждения: «паленый» антифриз «съел» весь алюминий в радиаторе, помпе и термостате. Но сегодня не об этом.
Итак, две недели был я без дорогого ЕАНомобиля. В сервисах каршеринга я не разбираюсь, а самокатов, как не раз уже сообщал, боюсь. В общем, решил я пользоваться общественным транспортом. Планировал сэкономить: такси нынче дорого.
И сразу резюме: пришлось в результате потратиться на лекарства от простуды. Нет, не потому, что в трамваях и автобусах все чихали, а оттого, что не один раз замерзал на остановках в ожидании моего маршрута.
Тема общественного транспорта — конек ЕАН. Заместитель главы Екатеринбурга Алексей Бубнов, курировавший много лет эту сферу, даже согласился, что наше издание — главный екатеринбургский амбассадор этой темы. Сегодняшний куратор этой темы в мэрии Екатеринбурга пока на тему роли нашего издания не высказывался, но на недавнем форуме 100+ Technobuild в «Екатеринбург-Экспо» подошел поздороваться с корреспондентом ЕАН за руку и даже задал вопрос, как дела. Впрочем, расспросить его про транспортную реформу в Екатеринбурге нам на форуме не удалось.
Да и, собственно, в первый день форума уже было объявлено, что исполнение главной задумки, которая объявлялась спасением для общественного транспорта — переход на брутто-контракты, — отложено. Первоначально планировалось перевести весь общественный транспорт на «плату за километры» к 1 октября (пока так работает только "Горэлектротранс" — троллейбусы и трамваи). Теперь, судя по заявлению екатеринбургского градоначальника Алексея Орлова, это произойдет ближе к концу текущего года.
Причину срыва сроков мэр объяснил необходимостью внедрения полностью безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте — только так, уверен глава города, можно гарантировать, что все деньги от пассажиров дойдут до городского бюджета.
О том, что абстрактной Веронике Маврикиевне теперь все-таки придется научиться пользоваться банковской картой, а не греметь мелочью, Алексей Валерьевич деликатно умолчал.
Чтобы смягчить пилюлю от внезапно затянувшейся истории с брутто-контрактами, была внедрена оплата проезда по QR-коду. С 10 октября по 31 декабря пассажиры, оплачивающие проезд через сервис быстрых платежей (СБП), ездят всего за 20 рублей взамен 33 при оплате картой или наличными (в метро, кстати, скидка не работает). Кстати, за первые сутки работы сервиса им воспользовались 22 тыс. 393 пассажира.
Пока Екатеринбург радовался скидкам, соседний Челябинск объявил, что у них с 15 октября проезд как раз подорожает. В столице Южного Урала и ее пригородах за проезд по транспортной карте нужно будет платить 34 рубля, банковской картой — 37 рублей, а наличными – 43 рубля. Повышение стоимости проезда объяснили подорожанием запчастей и индексацией заработной платы водителей, чтобы решить проблему дефицита кадров.
В Екатеринбурге проблемы те же. Техника, автопарк — да, обновляется. Буквально в пятницу губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев выделил деньги из областного бюджета Екатеринбургу на покупку 50 троллейбусов и двух трамвайных вагонов. Вот только запчасти к ним вряд ли дешевеют.
Второй момент — кадры. Конечно, зарплаты водителям в екатеринбургском "Гортрансе" начали поднимать. Областной министр транспорта Александр Толкачев даже негодует, что теперь кадровый кризис постигнет города екатеринбургской агломерации.
Водители из Березовского, Сысерти, Первоуральска поедут работать за ставшие приличными деньги на новые машины в уральскую столицу, а маршруты названных городов будут простаивать…
И вот тут традиционное: откуда деньги, если цена на проезд стабильна? Раз за разом на пресс-конференциях Алексей Орлов подчеркивает, что для него принципиальным является вопрос сохранения тарифа на текущем уровне. В феврале 2023 года, когда одной из центральных тем информационной повестки была значительная разница в себестоимости проезда одного пассажира и ценой билета, Орлов с гордостью говорил, что удалось добиться лишь минимального — на 1 рубль — повышения цены. Вот только, по мнению большинства моих собеседников, это пиррова победа.
Екатеринбургские эксперты-скептики посчитали, что для обеспечения нормальной работы общественного транспорта повышение цен на проезд необходимо, причем минимум на рубль в год. И психологический тезис о том, что сохранение тарифа подчеркивает стабильность, в этой сфере не применим. Притом, что цены на литр бензина растут примерно на 30 копеек в неделю, повышение цен на проезд на рубль в год не приведет к революции. Горожане поймут. Да, они будут некоторое время негодовать, но примут такое повышение. Ведь смирились же с одномоментным и масштабным повышением цен на платные городские парковки с 30 до 50 рублей в час и кратным увеличением их числа не за счет строительства новых, а путем преобразования бесплатных.
Другое дело, что помимо финансовой стороны транспортной реформы важна и обратная сторона медали: повышая тариф на проезд и зачищая центр города от личных автомобилей (а платные парковки — это из этой оперы), необходимо будет гарантировать эффективную и качественную работу общественного транспорта.
А вот с этим пока туговато. Даже брутто-контракты, заключенные с "Горэлектротранспортом" еще в августе, пока не привели к тому, что горожане 10 октября в 19:30 сразу садятся в трамвай на улице 8 Марта, чтобы доехать до Академического. Я в четверг на ветру и под снегом ждал минут 20.
Где гарантии, что новые 50 троллейбусов с автономным ходом и два трамвая, которыми за нормальную зарплату будут управлять высокопрофессиональные водители, смогут доставить горожанина в нужное место в нужное время? И пока их — этих гарантий — нет, главным достижением мэрии Екатеринбурга в сфере пассажирского транспорта является сохранение тарифа, установка терминалов для оплаты проезда по банковским картам и наклейка на стекла QR-кодов для переводов по СБП.
Так что пока, к сожалению, «нас в набитых трамваях болтает», а большинство муниципальных транспортных чиновников выражается в духе тезиса Никиты Хрущева в октябре 1961 года, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».
Поживем… Посмотрим…
almaceramica